Исихазм

Автор Тема: Второй уровень мысленной тишины - как его достичь?  (Прочитано 12823 раз)

avatar

  • Гость
Есть практический вопрос - знает ли кто-то способы (техники) достижения второго уровня глубины тишины ума? Под вторым уровнем я имею в виду состояние, в котором ум не только перестает создавать поток мыслей и образов, но и перестает следить за тем, чтобы их не создавать. То есть если мыслей нет и внутри вроде как пустота, но разум то в это время очень даже бдителен и следит за тем, чтобы мыслей не было. И получается, что разум в это время занят ДЕЛАНИЕМ БЕЗМЫСЛИЯ! А вот как полностью остановить его активность, чтобы он и впрямь перестал вообще что-либо делать, включая и делание безмыслия и убрал свой контроль полностью?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Ум - как пустой сосуд, и силы уходят на поддержание этой пустоты. Чтобы силы ума не уходили на "делание безмыслия", он должен наполниться Духом Святым (о чем и в молитве просим). Когда приходит Его благодать, усилия удерживать мысли на расстоянии не нужны; Он отводит и растворяет мысли Сам. В этом состоянии появляется другая проблема - человек в дебелости в своей не может понести долгого присутствия Духа, и ум его - вспомним слова ап.Петра - возвращается к мыслям как пес на свою блевотину...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

avatar,
Цитировать
Под вторым уровнем я имею в виду состояние, в котором ум не только перестает создавать поток мыслей и образов, но и перестает следить за тем, чтобы их не создавать.


Ум перестает логизировать. Логизирует ум душевный, который свв. отцы называли «логиконом». Логикон – неочищенный ум, обладающий мыслительной функцией (об этом есть у Никиты Стифата).

 
Цитировать
А вот как полностью остановить его активность, чтобы он и впрямь перестал вообще что-либо делать, включая и делание безмыслия и убрал свой контроль полностью?


Активность душевного ума не останавливается, а преображается, когда душевный ум соединяется с чувством. Тогда ум становится зрительным и начинает  уже не мыслить, а созерцать. То есть ум уже не логизирует, не сличает, не анализирует. Он принимает все так, как оно есть. Это уже не мысли, а «мыслечувствия».

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Мнение представителя Новой Господней Церкви, как не имеющее отношение к теме, с последующей беседой окрест этого мнения отделено: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1151

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Igor,  я хотел бы услышать о мыслечувствии больше, в частности, что о нем говорили свв отцы и подвижники.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Alexander,
Цитировать
Igor, я хотел бы услышать о мыслечувствии больше, в частности, что о нем говорили свв отцы и подвижники.


Итак, я тут ввернул мыслечувствие, которое вряд ли найду у «свв. отцов и подвижников» :D , хотя оно в меня как-то в-влезло. Помню, в школьные годы вскочил у меня на глазу обыкновенный чирей, а вместе с ним втемяшилось в меня незнакомое словечко «конъюктивит», с которым носился,  пока мой чирей не заставил меня обратиться к врачу. А врач ошарашил меня диагнозом... «конъюктивит»... Но это так, предисловие.

Cейчас буду оправдываться.  :D  Понятие «мыслечувствие» (мысле-чувство) сформулировалось у меня в контексте сказанного Евгением:
 
Цитировать
Правильная молитва такая, когда ты выходишь из нее точно таким же, каким вошел, но тем не менее другим человеком. Точно таким же -- с точки зрения чувств, мыслей и ощущений, так как ничего из этого за время молитвы не промелькнуло в твоем уме и сердце или не оставило там следа. Другим -- потому, что ты полностью изменился в том плане, который выше чувств, мыслей и ощущений. Когда это изменение произошло непонятно: во время молитвы ничего не менялось. Оно, это изменение, произошло неприметно, помимо тебя и твоей воли, в другом времени и на другом плане бытия.

(См. http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1120)

Нахожу эту «правильную молитву» промежуточной (имхо!). Это «верхнее» состояние деятельной молитвы. Далее... пропасть. Можно перед пропастью «упереться» и ... начинается стояние. Это стояние двусмысленно. С одной стороны, оно активно ( подвижник не падает), с другой – нет движения далее. С одной стороны подвижник констатирует свое внутреннее изменение и чистоту помыслов, с другой – ощущение пустоты  (avatar: «и внутри вроде как пустота») и отсутствие (еще) внутреннего мира. До этой пропасти, можно сказать, человек шел сам. Но тут он с горечью замечает, что его упражнения «мало полезны» (1 Тим. 4, 8). В одном месте Евгений признает, что «подвиги сами по себе бесполезны».
 В другом он говорит:
 
Цитировать
«Безмолвие, я думаю, не вытекает органично из внешней молитвы».

 
 Но далее, все-таки,  добавляет:

Цитировать
«Оба эти делания -- безмолвие и самодвижущаяся молитва -- проистекают сами из себя, и это, я думаю, основной показатель перехода от внешнего делания к внутреннему».


Вот тут-то и вся загвоздка! Безмолвие и самодвижущаяся молитва сами из себя не проистекают. Тут пропасть! А мост  между «аскетической» (относительной) чистотой сердца и настоящим трезвением («блаженны чистые сердцем») прокладывает «блаженство милостивых» (ср.:Мф. 5 гл.). Лишь только милостивое сердце безмолствует и сподобляется созерцания (сформулированное мною, наверное, не совсем  точное «мыслечувствие»).

avatar

  • Гость
Цитата: Igor
ум становится зрительным и начинает  уже не мыслить, а созерцать. То есть ум уже не логизирует, не сличает, не анализирует. Он принимает все так, как оно есть. Это уже не мысли, а «мыслечувствия».


В чем разница в ощущениях? И какие практики приводят к достижению?

Стражник

  • Гость
Все что связанно с Иисусовой молитвой тонкая работа, требующая Наставника Хорошо если есть батюшка, с которым Вы знакомы и можете спрашивать советы. Все остальное может статься прелестью.  Прочтите http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ignatii/charm/contents.html  Святитель Игнатий (Брянчанинов)

....Ученик: Не случилось ли тебе видеть кого-либо пришедшего в бесовскую прелесть от развития мечтательности при упражнении молитвою?

Старец: Случалось. Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным подвигом, и пришел от него в необычайное состояние. О подвиге своем и о последствиях его он открывал тогдашнему протоиерею церкви Покрова Божией Матери, что в Коломне. Протоиерей, посетив некоторый монастырь Санкт-Петербургской епархии, просил одного из монашествующих того монастыря побеседовать с чиновником. "Странное положение, в которое чиновник пришел от подвига" - говорил справедливо протоиерей - "удобнее может быть объяснено жителями монастыря, как более знакомыми с подробностями и случайностями аскетическаго подвига". Монах согласился. Чрез несколько времени чиновник прибыл в монастырь. При беседе его с монахом присутствовал и я. Чиновник начал тотчас разсказывать о своих видениях, - что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость, и так далее.

Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: "Не приходила ли вам мысль убить себя?" - "Как же!" - отвечал чиновник: "я уже был кинувшись (Оборот речи, употребляемый жителями Петербурга.) в Фонтанку, да меня вытащили".

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Цитата: Igor
Помню, в школьные годы вскочил у меня на глазу обыкновенный чирей, а вместе с ним втемяшилось в меня незнакомое словечко «конъюктивит», с которым носился,  пока мой чирей не заставил меня обратиться к врачу. А врач ошарашил меня диагнозом... «конъюктивит»...

Трансперсональные психологи утверждают, что мы знаем все обо всем. Только опущение ума в сердце позволяет осуществить контакт с этим знанием, да и то в лишь в виде, который называется по-английски channeling, что по-русски не могу перевести лучше, чем "канализирование". Это значит, что "канализатор" в этом знании не пребывает постоянно, а выдает то, что необходимо по жизни и уместности.
Неоднократно был свидетелем этого явления в монастырях, когда старец вдруг выдает пришедшему к нему за советом информацию, скрытую от самого вопрошающего в его же подсознании. При мне женщина, спрашивавшая о душевной болезни своего сына получила от монаха ответный вопрос: "А зачем ты восемь абортов до него сделала?" Понятно, что этот батюшка нигде справок не наводил, просто произнес то, что мгновенно пришло ему в его молчащий ум.
По эмоциональной реакции этой женщины было понятно, что произошло 100% попадание.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

avatar

  • Гость
Цитата: Леонид
этого явления в монастырях, когда старец вдруг выдает пришедшему к нему за советом информацию, скрытую от самого вопрошающего в его же подсознании. При мне женщина, спрашивавшая о душевной болезни своего сына получила от монаха ответный вопрос: "А зачем ты восемь абортов до него сделала?" Понятно, что этот батюшка нигде справок не наводил, просто произнес то, что мгновенно пришло ему в его молчащий ум.
По эмоциональной реакции этой женщины было понятно, что произошло 100% попадание.


Да, если бы этому можно было научиться! Эх...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Цитата: avatar
Да, если бы этому можно было научиться! Эх...

Увы, когда такие батюшки начинали, они вовсе не имели ввиду, что у них может так получаться. Не к этому они стремились. Их интересовало личное Спасение, в первую очередь. Но наступает в молитвенной практике такая точка невозврата, когда "соискатель" личного спасения понимает, что оно невозможно без спасения (или ранее спасения) всей Твари. [Разве можно представить себе счастливого молитвенника, когда вся Тварь стенает и мучается вокруг него?] И тогда просто принимается за нудную повседневную работу по прочистке заплывших дурным салом мозгов и душ.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

avatar,  
Цитировать
Да, если бы этому можно было научиться! Эх...

Леонид верно отмечает - это не цель.  Такие способности - необязательное приложение (оккультное).

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
о мыслечувствии, что о нем говорили свв отцы и подвижники.


"Как же мы должны называть его, зная, что оно и не чувство и не мысль? Конечно так же, как его назвал Соломон, превзошедший мудростью всех живших до него людей: Божьим и умным чувством. Сочетанием этих двух слов он заставляет не считать виденье Божьего света ни тем ни другим, ни ощущением ни умопостижением: ведь ни умопостижение никогда не бывает ощущением, ни ощущение — умопостижением, и значит умное чувство есть что-то отличное и от того и от другого. Виденье, стало быть, надо называть или так или, как великий богослов Дионисий, «единением», только не «знанием». «Надо понимать», говорит Дионисий, «что нашему уму дана как сила понимания, благодаря которой он рассматривает умопостигаемые вещи, так и превышающее природу ума единение, благодаря которому он сливается с запредельным», и еще: «Излишни вместе с ощущениями и умственные силы, когда душа, став благодаря непостижимому единению богоподобной, в беззаветном порыве окунается в лучи неприступного света». В этом единении, согласно богомудрому Максиму, «видя свет сокровенной и несказанной славы, святые вместе с высшими силами и сами становятся способны вмещать ту благословенную чистоту» " (Триады, 1, 3, 20).

О богословии Фаворского Света см. также

http://euhenio.livejournal.com/46717.html
http://euhenio.livejournal.com/47084.html
http://euhenio.livejournal.com/46581.html

У Плотина:

http://euhenio.livejournal.com/118207.html , http://euhenio.livejournal.com/118565.html

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Цитировать
Ум увидел и ощутил светлость Божию" (св. Григорий Богослов. Слово 38 на Богоявление)


Цитировать
"Это пир зрения, умственно питающий и обоживающий всякого, кто стремится к нему горе" (Ареопагит. О Церковной Иерархии, 1, 3)


Евгений, спасибо за представленный материал. Эта цитата  в «Триадах» имеет и такую сноску:  «Сочетание «умное чувство», а также «духовное чувство», близкое к «Божьему чувству», употреблял Диадох Фотикийский, говоря о любви, которая «умным чувством исследует невидимое».

Это состояние тишины ума и тишины чувств. Ум не логизирует и не силлогизирует (не рассуждает, обсуждает, измеряет, взвешивает, сопоставляет,  судит). Ум видит (созерцает) все вещи так, как они есть.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Изучаю безмолвие 8лет. Практиковал лиш не много!
Результаты высоки считаю важной ступенью умного делания! Не все св.отцы указывают на этот труд лиш не многие во главе Исака Сирина с Силуаном. Остальные посчитали эту деятельность опасную т.к. 1е что от него исходит это провидение. Т.е. ты знаешь кто сейчас к тебе прийдёт. встретил человека чужого и знаешь где он работает,где щас был,что ел и куда идёт! И ещё о чём не подумаешь тут же всё сбывается!(подумашь на работе шарикавая ручка может потечь она тут же течёт, скальпель подтачить под ручку вам--скажешь в шутку коллеге станок включил--бах!--вот и подтачил как только в лоб не прилетел--наверно представить надо было наверно и в лоб бы прилетел) и вот так каждую минуту в течении дня. Зато окружающие в восторге! Чудо! Практику пришлось приостановить в целях своей безопасности! Остался в нутри вопрос или действия предвидишь или представления реализуют действия (мне кажется второе).
Посему этот труд нести надо с осторожностью. Похоже я что то не так делал(хотя то тут делать то безмолвствовать и всё?)
всё оказалось просто....Исак сирин и Авва Дорофей...вот ответ.
Тот кто хочет безмолвствовать не очистив прежде своё сердце от страстей...прогневляет Бога!!!
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.