Исихазм

Автор Тема: ACEDIA – нота «До» всех страстей?  (Прочитано 25025 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« : 07 Февраль 2006, 02:50:07 »
Греческое слово "acedia" (ακηδια) означает “усталость совершения добрых дел” “утомление”, “скуку” или “равнодушие”.  Латинский аналог термина: «Accidia» (  “хандра, тоска, скука”).
На просторах Интернета мне удалось отыскать нижеследующие синонимы и определения этого понятия:  убийственное равнодушие ко всему; тоска; уныние; меланхолия; чувство неудовлетворенности существующим;  духовная леность; скука; душевная  хандра; порок нерадения; небрежность; отказ от деятельного образа жизни;  "бесчувствие окаменевшего сердца"; страдание, утратившее смысл; сердечная вялость; беспечность в делах спасения души . Уныние (греч.   acedia ) — состояние беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. Один из семи смертных  грехов , поскольку, по словам Иоанна Лествичника, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2).
А также следующие любопытные выдержки:
1) Статья «Депрессия. Экскурс в историю.» Адрес: http://lossofsoul.narod.ru/DEPRESSION/history.htm  Цитата: ((......«У Энагрия Понтиака(346-399 г.), Иоанна Кассиана (360-435 г.)  описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Она одолевает этих одиноких людей в полдень, потому то называется «бесом полуденным». Она составляет основной симптом  acedia  (вялость, лень), которая в средние века была синонимом старого понятия «меланхолия». Монах, находящийся во власти  acedia , испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-то, кто идет навестить его. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство.  Acedia , являвшаяся для отшельников «повальной напастью, которая наводит порчу в полдень», обычно связывалась с 90 псалмом. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать своих мест………
…..В средневековье характерно то, что все переживания подразделяются на пороки и  добродетели. Латинское слово desperatio ("отчаяние") обозначало не просто чувство или психическое состояние, а порок, греховное сомнение в милосердии божьем.  Пороком была и уже упоминавшаяся  acedia , означавшее апатию, духовную леность, нерадивость и безразличие к духовным занятиям. Вместо  Acedia  часто употребляли слово tristitia ("печаль"). В XIII в. это состояние стали ассоциировать с физическим разлитием желчи и постепенно слово  acedia  вытеснило гиппократовскую "меланхолию" и стало употребляться и в значении "тоска". Средневековая мысль, таким образом, видит в апатии и неустойчивости настроений как порок, так и болезнь (часто то и другое вместе)…… ))
2)Ссылка на главу трактата о меланхолии 1621 г.: http://www.npar.ru/journal/2005/2/berton.php
2) Ссылка на историю классификации греха (библиотека Якова Кротова): www.krotov.info/yakov/5_hist/00/greh_klass_1237.htm
3) Н. А. Литвиненко «Меланхолический герой в ранней романтической прозе
(Эволюция сентиментальной модальности)» Адрес: http://natapa.msk.ru/biblio/sborniki/litvinenko.htm
4) Об унынии пишет Н.Д. Гурьев в книге «Страсти и их воплощение в болезнях»:
…..Уныние – желание сожалеть о том, что не будет в жизни так, как именно тебе представляется правильным, сопровождает любой грех, удовлетворение которого недоступно ни сейчас, ни в обозримом будущем, но от которого унылый не отказался….унылый отстаивает обоснованность своих сожалений, изыскивает мнимые беды, неприятности с удовольствием.

 Ещё несколько определений уныния:
--  расстройство ментальных функций вследствие препятствий к реализации желаний;
-- модификация страха смерти, отказ от сопротивления, сопровождающийся угнетением инстинкта самосохранения, включением программы самоуничтожения;
-- чувство, воспринимаемое субъективно как вялость, инертность, пассивность, бессилие;

5) Кое-что о лени….  Лень (лат. - Acedia; Pigritia). Один из семи смертных грехов, хотя очень часто опускаемый в циклах последовательных изображений ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ПОРОКОВ в средневековой скульптуре и довольно редко фигурирующий в ренессансном искусстве. Моралисты, делали различие между просто физической ленью и более утонченной умственной бездеятельностью, порожденной меланхолией и именуемой по-латыни acedia. Для средневековых христиан acedia была пороком, поскольку подразумевала утрату веры, однако для ренессансных гуманистов она означала больше потерю творческого вдохновения и даже приобретала некие качества добродетели. Художники, однако, полагались на более очевидные символы: ОСЛА, на котором едет тучная фигура. Лени, или же он опускается перед нею; реже ВОЛА и СВИНЬЮ - все эти животные считались, возможно несправедливо (за исключением свиньи), ленивыми по натуре. Лень при одних обстоятельствах может привести к БЕДНОСТИ, при других - к РАСПУТСТВУ. Потому Лень может быть связана и с тем и с другим…..

И начнём от Адама.... :think
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Re: ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #1 : 07 Февраль 2006, 10:51:13 »
Цитата: viktor
И начнём от Адама.... :think

Хорошее описание.  А о причинах состояния что-нибудь есть? И какие могут быть методы лечения, кроме трезвления, внутреннего стремления (давления), усиления решимости, укрепления воли...?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #2 : 07 Февраль 2006, 11:08:06 »
viktor, Вы имеете в виду понятие ακηδια, предложенное мною в теме "Действие Божие во время молитвы"? Все правильно. Свв. отцы употребляли это понятие в значении "уныние". Взять, к примеру, 10-ю кн. Кассиана Римл. Уныние как "профессиональный" монашеский недуг, когда внешняя жизнь однообразна, а если и внутренняя жизнь приходит в запустение, то тогда всё не так. И братия, и монастырь, и само место, и настоятель, и проч., и проч. Особенно нападает дух уныния во время полуденное... В общем, здесь все ясно.
Но я предложил рассмотреть ακηδια в ее тонкой хронической форме. Когда подвижник преодолевает все искушения от беса уныния: никуда не сбегает, остается в том же монастыре, на том же месте, неся все возложенные на него послушания ("акидическое стояние" :D ) Но при этом внутренняя жизнь протекает безблагодатно.
Подчеркну, что это тонкое состояние, которое не хотелось бы смешивать с грубыми депрессняками внешнего человека. Монахи знают это состояние. Оно, например, хорошо было известно св. Тихону Задонскому. Но это не ACEDIA :D

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #3 : 07 Февраль 2006, 11:13:16 »
О причинах есть, но не всё сразу...
 В сцене о грехопадении весьма любопытна позиция Адама. Какая она? А никакая, бессознательная - "взял и ел" - без раздумий, без памяти о заповеди. Адам соучаствует в грехе. Находясь в неведении, как бы в забытьи, податливо доверяясь жене. Поэтому мы можем сказать, что если Ева (чувственное начало человека - по внутренней святоотеческой трактовке) пала через инфляцию, гордыню, то Адам (ratio - мыслительное начало) пал через духовную лень, забытье, бессознательность, не-памятование о заповеди (видно ещё от наркоза после операции на ребре не отошел :)). Посему и психодуховная лень (о которой пойдет речь дальше) есть нота "до" всех страстей. Ибо каждая страсть имеет 3 ключевых аспекта: жадности, ненависти и бессознательности (отклонение/умаление активного внимания) или 3 импульса: импульс пожирания, импульс отторжения/испускания и вытесняющий первые два импульс. Страсть всегда имеет самооправдание в разуме, её система самосохранения базируется на поддержании бессознательности страсти....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #4 : 07 Февраль 2006, 11:35:51 »
Igor, давайте рассматривать не тонкие состояния у монахов (нам это вряд ли знакомо), а разновидности уныния, депрессий у человека в миру, их причины и методы борьбы. А тонкие состояния - удел продвинутых, мне кажется, молитвенников, которые в толпе форумов ходить не любят (опять же из-за уныния). Тонкие состояния там, где нет толстых, "грубых депрессняков". О различиях "депрессняков" и уныний и хотелось бы поговорить. Из практики: человек ходит в храм, постоянно исповедуется в унынии, всё без толку, мысли о суициде, потеря молитвы, душевное иссушение, чувство вины (за уныние даже!)  давит, близость отчаяния. На приеме у врача выясняется, что страдает наследственной формой эндогенной депрессии, отец алкоголик и депрессивник. После назначения лечения - постепенное улучшение с возвращением уровня настроения до прежнего, но теперь он обогащен опытом своей немощи перед лицом депрессии и это открывает ему путь духовной жизни с непрестанной опорой на Высшую Силу.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #5 : 07 Февраль 2006, 13:15:25 »
Чтобы "разобраться" то есть победить меланхолию, уныние  и т.п., нужно не только упорно исполнять правило, но сперва понять откуда берется это состояние (ИМХО). Особенно это важно для людей подверженных меланхолии от природы, находящихся в этом состоянии почти постоянно. Советую посетить сайт
http://afield.org.ua/force.html
думаю для viktora он будет не интересный, а вот для неспециалистов, особенно меланхоликов может быть полезен. Поможет понять природу меланхолии , поможет понять и принять людей с разными, не подходящими нам характерами.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #6 : 07 Февраль 2006, 13:41:56 »
Поскольку сам склонен к депрессиям, вечно пребываю в тревожном состоянии и даже являюсь обладателем официально поставленного диагноза  :saint , то немало прочел книг (и посетил сайтов) на подобные темы. Но это чтение, надо сказать, мало чем помогает.
Да, как правило, находишь подробное описание характера, весьма схожего с собственным. "Ах, как верно, как правильно, как точно подмечено! Ах, какой же я тонкий и несчастный!" Потом обычно следуют рекомендации в духе: больше гулять, развлекаться, плясать, рисовать и тд, поменьше брать в голову. На этом, собственно, и все.
В общем, это как стакан водки выпить: расслабление на полчаса, а дальше - все та же головная боль.

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #7 : 07 Февраль 2006, 15:26:36 »
Цитата: Антиквар
....Да, как правило, находишь подробное описание характера, весьма схожего с собственным. "Ах, как верно, как правильно, как точно подмечено! Ах, какой же я тонкий и несчастный!" Потом обычно следуют рекомендации в духе: больше гулять, развлекаться, плясать, рисовать и тд, поменьше брать в голову. На этом, собственно, и все.
В общем, это как стакан водки выпить: расслабление на полчаса, а дальше - все та же головная боль.

Это вы о предложеном сайте или все смешали в одну кучу? Быть может кто-то поймет и ему поможет!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #8 : 07 Февраль 2006, 15:55:34 »
Цитировать
Это вы о предложеном сайте или все смешали в одну кучу? Быть может кто-то поймет и ему поможет!


Быть может поможет.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #9 : 07 Февраль 2006, 17:15:53 »
Антиквар, думаю если пойти любому человеку к врачу, без диагноза он не выйдет от врача, а если понаблюдать за врачами они и сами с диагнозами. Виктор ясно сказал все причины уныния от сознания того,
что у тебя ни когда до смерти не будет то что хочеш... и я тоже прочувствовала грубые и тонкие  "уныния" и не могла от них не молитвой избавиться, не отвлечением себя каким то делом, потому, что
как только дело заканчивается приходит это фоновое состояние пустоты, сознание, что нет пользы от того, что я делаю. Я боролась сама с собой и ни чего не получалось, Пока в один момент не осознала, что все мои желания, даже те которые исполняются не приносят не пользы - не долгой радости, и не всегда на пользу мне от того, что исполняются мои желания, и еще в состояниях уныния присутствует страх потерять то, что есть и за будущее, но когда я осознала пустоту всех моих желаний - это место  заняло (само по себе) мысль: Да будет воля твоя Отче, а не моя! и отпал страх, подавленность, уныние и я как бы была отпущена в то состояние, которое Вам советовали-
больше гуляй, не думай о плохом, танцуй, рисуй, и т. д.
Я на  несколько лет забросила свое любимое занятие рисовать, а недавно я купила краски и чувствую радость от нового состояния жизни, ты познавший заповеди, живущий новыми правилами, но ты отпущен гулять и наслаждаться прогулкой, ветерком, общением даже с теми от кого совсем недавно я пряталась- не подходя к телефону.
И это не стакан водки, когда я пыталась заглушить состояние уныния работой, и даже молитвой- это было, как стакан водки ( только я не пила ни когда водки). А когда я устала от своих борений и сдалась без сил- Да будет воля твоя Отче- вот тогда и не возвращается состояние уныния, аппатии, подавленности, и..., и..., и... посмотрим теперь, как долго оно продержится?

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #10 : 07 Февраль 2006, 19:04:45 »
Антиквар, очень рекомендую анонимное сообщество депрессивных "ДА", выздоравливающих от депрессии на основе христианской веры. Лично знаю человека, который создавал эту группу в Москве. Вот их сайт: http://www.depressed.front.ru/   - там можно действительно найти помощь...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #11 : 07 Февраль 2006, 19:15:06 »
MV, спасибо за ссылку! психотерапевт Марк Евгеньевич Бурно.... - я учился на его кафедре не так давно, общался с ним, читал его книги и даю читать их пациентам - действительно литература помогает многим из них понимать свой характер и учиться принимать себя, стремиться к творческой жизни...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #12 : 07 Февраль 2006, 19:40:13 »
Цитировать
все причины уныния от сознания того, что у тебя ни когда до смерти не будет то что хочеш...
А с чего собственно мне ждать, что это будет? За какие такие заслуги?
Собственно я перефразирую вечную мысль - Да будет воля твоя Отче! Но что-же, я пришел к этому с другой стороны - может еще кому-то так покажется понятней... Вот только понять это надо сердцем! Тогда если и будет - то дар и огромная благодарность за него.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #13 : 07 Февраль 2006, 20:51:07 »
Цитата: viktor
Антиквар, очень рекомендую анонимное сообщество депрессивных "ДА", выздоравливающих от депрессии на основе христианской веры.


Виктор, большое спасибо за ссылку. Возможно, придется воспользоваться, потому что временами накатывает будь здоров, хотя в последние годы вроде уже не так как раньше.

Цитата: vual
но когда я осознала пустоту всех моих желаний - это место  заняло (само по себе) мысль: Да будет воля твоя Отче, а не моя! и отпал страх, подавленность, уныние


vual, я с вами совершенно согласен. Моя проблема как раз в том, что мне очень трудно это сказать, что называется, от всей души: "Да будет воля твоя Отче, а не моя!" Разумом понимаю, но внутри есть какой-то барьер, который никак не удается преодолеть. Но выбора нет, надо лезть, иначе от этих демонов не избавиться.

Цитата: vual
А когда я устала от своих борений и сдалась без сил- Да будет воля твоя Отче- вот тогда и не возвращается состояние уныния, аппатии, подавленности, и..., и..., и... посмотрим теперь, как долго оно продержится?


Дай Бог, чтоб не оставляло. В унынии пожираешь сам себя, наше уныние - это по сути духовный суицид, потому оно и есть грех.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #14 : 07 Февраль 2006, 21:32:45 »
Антиквар, Я не совсем по доброй воли сказала: Да будет воля твоя Отче! Это было не от сердца и полного сознания, я просто поняла, что все-равно не будет так как я хочу, и нет уже сил дальше хотеть, легче сказать: Да будет воля твоя Отче! и успокоиться отказавшись от своих желаний...   так, что думаю мне просто дали переступить на другую ступень, на которой ждут меня еще сюрпризы о которых и не подозреваю даже.  думаю дали передышку и будут продолжать прокручивать меня через мясорубку, что бы отшелушить от меня грех и глупость. Я не могу понять за счет чего у одних людей живущих в тех же условиях, что и ты сам, а у них в мозгах все хорошо, они не видят, что они поуши в грязи, а они довольны и ни каких, как у МАСЯНИ из мультика деприсняков ???

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #15 : 08 Февраль 2006, 10:50:45 »
Цитата: Антиквар
Цитата: vual
но когда я осознала пустоту всех моих желаний - это место  заняло (само по себе) мысль: Да будет воля твоя Отче, а не моя! и отпал страх, подавленность, уныние


vual, я с вами совершенно согласен. Моя проблема как раз в том, что мне очень трудно это сказать, что называется, от всей души: "Да будет воля твоя Отче, а не моя!" Разумом понимаю, но внутри есть какой-то барьер, который никак не удается преодолеть. Но выбора нет, надо лезть, иначе от этих демонов не избавиться.

Быть может всем нам было бы легче, если бы мы на самом деле поистине приняли эти слова:
"...и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная." (к Римлянам 12:2)

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #16 : 08 Февраль 2006, 10:55:55 »
Цитата: vual
Я не могу понять за счет чего у одних людей живущих в тех же условиях, что и ты сам, а у них в мозгах все хорошо, они не видят, что они поуши в грязи, а они довольны и ни каких, как у МАСЯНИ из мультика деприсняков ???

и вам советую почитать "О характерах людей" http://afield.org.ua/force/b1_0.html , там в доступной форме рассказано откуда все береться, и почему одни люди смотрят на мир легко и радостно, а другие не так

Владiмiр

  • Гость
ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #17 : 09 Февраль 2006, 10:44:24 »
victor, спасибо за создание хорошей, актуальной для меня темы!!!

По поводу Да будет воля твоя, Отче, у Льюиса есть замечание: Человек молится Богу так: Боже сделай меня целомудренным!,  а тайо для  себя прибавляет - Только не сейчас.

vual, Вы удивляетесь почему люди не ведущие духовной жизни не подвержены депресиям, почему жизнерадостны? И я вот так же удивляюсь. Мне видится, что монах борется с бесом и возможно, не с одним. Вот вам и напряжение и все из него вытекающее. Мирскому же человеку бес помогает в его беспечности. victor, извините, в духовной брани без бесов не обойтись.
Осмелюсь высказать так же предположение, что все эти состояния (уныние, апатия, тоска, скука) у мирянина - и следствие греховной жизни и призыв к поиску истинной жизни.

Владiмiр

  • Гость
ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #18 : 09 Февраль 2006, 11:55:12 »
Вдогонку.
Серафим Саровский говорил, что страсти врачуются страданиями произвольными или посылаемыми Промыслом Божиим.
Страдания - Чаша Христова, Чаша драгоценная, но горькая. И испить ее должно до конца, до последней капли, с благодарностью и умилением.
Подается сия чаша только достойным...

А по человечески ведь понятно в чем тут дело. Две воли - плотская и Божия - борются внутри человека. Спокоен тот, у кого борьба завершена. Или та, или другая сторона одержала победу и уничтожила противника. А кто в брани, тому нелегко.

Помоги нам Господь!

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #19 : 10 Февраль 2006, 15:49:43 »
Этот стих написал Джелаладдин Руми - суфийский святой

Кто не способен ощутить Любовь живую,
Как зов реки в песках, где жаром все пылает;
Тот, кто не пьет зарю, как воду ключевую;
Кто, словно трапезу вечернюю, закат
Вкусить не может;
кто меняться не желает -

Пусть спят.

Любовь превыше богословских поучений
С их старыми уловками и ложью.
Те, кто ещё надеются, что можно
Развить свой разум в этом окруженье,

Пусть спят.

Я стер все доводы рассудка без следа,
Завесы эти я порвал в клочки,
И вышвырнул.
А если ты не в силах
Нагим остаться, завернись тогда
В изящные одежды слов красивых

И спи.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #20 : 10 Февраль 2006, 15:56:46 »
Руми: Человек под деревом

Боль существует только в сопротивлении,
Радость - только в принятии.
Даже события, наполненные болью,
Становятся радостными,
Когда мы принимаем их с открытым сердцем;
Даже события, наполненные радостью,
Превращаются в болезненные,
Если мы не принимаем их.
Нет такой вещи, как плохой опыт....
Есть просто сопротивление тому, что есть.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #21 : 10 Февраль 2006, 17:11:48 »
Постараюсь выложить конспект по книге выдающегося чилийского (духовно-ориентированного) психолога  Клаудио Наранхо: «Невроз и характер». Его базовая идея в том, что каждому типу характера соответствует базовая страсть и система её самооправдания (когнитивная фиксация страсти). Нашей теме близок тип характера, основывающийся на психодуховной лени.
 Итак…
«То, что св. Фома, Григорий Великий, св.Исидор, Кассиан определяли как accidia, - очень сложный феномен, и его значение не укладывается в рамки более современных переводов, таких как “недостаточность мотивации действия” и т.п.
A-chedia (перевод с древнегреческого) скорее означает леность душевную  и духовную, нежели тенденцию к отказу от действия. Это же понятие в контексте данной работы будем описывать словом «праздность». В случае такой духовной лености мы можем говорить о забывании Бога, или, выражаясь светским языком, о глухоте по отношению к своему духу и потери чувства бытия до тех пределов, где уже невозможно увидеть разницу, - о духовном огрублении. В психологическом аспекте acedia означает потерю внутреннего осознания, отказ видеть и сопротивление любым переменам. Acedia коварна, у неё много обличий, что затрудняет дать ей исчерпывающее определение. Она не просто лень ума, это всепоглощающее отравление воли, которое поначалу проявляется в форме безразличия и равнодушия ко всему, затем приводит к осознанному отказу от счастья, а её кульминацией становится состояние мрачной интроспекции (самоуглубленности) и отчаяния. Одна из форм её проявления, которая особенно волнует некоторые современные умы, - это покорность злу и греху, с готовностью маскируемая под видом «терпения», другая заключается в отказе действовать согласно своим добрым намерениям.
Сочетание утраты внутреннего осознания и покорного, склонного к самоотречению характера, сопутствующего ему, приводит к синдрому добросердечной приятной «приземленности», часто доведенной до пределов педантизма и узости сознания. Это тип личности, не только не научившаяся любить самого или самое себя в результате того, что его или её лишили любви, но также и та, которая забывает своё разочарование в любви с помощью чрезмерного упрощения, психологической ампутации, что превращает её в наименее чувствительный и наиболее стоический из характеров… Сколь бы справедливым ни было всё вышесказанное, оно не может объяснить, почему духовная леность настолько проникла повсюду в этом мире. Религиозность у этого типа личности проявляется скорее в социальном и идеологическом восприятии мира, чем в отношении его мистической сущности. Этот тип – удовлетворенный и великодушный тип людей, чья «медлительность» проявляется не столько в отвращении к духовному, сколько в утрате внутреннего мира, отвращении к психологическому исследованию и сопротивлении любым переменам, которое идет нога в ногу со сверхстабильностью и наклонностью к консерватизму. Его девизом – для себя и для окружающих – может быть изречение: «Не буди лихо, пока оно тихо» (или «Не надо раскачивать лодку»)

Продолжение следует….
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #22 : 10 Февраль 2006, 17:31:06 »
наверно самая ужасная форма Acedia - это когда человек побывал в этом состоянии и осознал всю его адскую сущность, по милости Божией вышел из этого ада. Но через некоторое время вновь почувствовал, что его "затягивает" и добровольно, сознательно отдался Acedia, без борьбы. Что-то вроде духовного мазохизма самой тяжелой формы

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #23 : 10 Февраль 2006, 22:27:35 »
Цитата: viktor

Продолжение следует….

С огромным интересом ожидаю материалов о причинах такого состояния, которые бы выдержали вопрос «почему именно так?» …

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #24 : 10 Февраль 2006, 22:48:11 »
Цитата: Gior
Цитировать
все причины уныния от сознания того, что у тебя ни когда до смерти не будет то что хочеш...
А с чего собственно мне ждать, что это будет? За какие такие заслуги?

Например, в качестве дара. Жизнь то Вам за какие заслуги подарили?

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #25 : 10 Февраль 2006, 23:19:15 »
Цитата: Олег
Цитата: Gior
Цитировать
все причины уныния от сознания того, что у тебя ни когда до смерти не будет то что хочеш...
А с чего собственно мне ждать, что это будет? За какие такие заслуги?

Например, в качестве дара. Жизнь то Вам за какие заслуги подарили?
Дар, ИМХО, тем и отличается от взятки, что его не ждут. Получив - благодарят, не получив - не ропщут и не отчаиваются.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #26 : 13 Февраль 2006, 02:58:10 »
MV, спасибо-обязательно почитаю.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #27 : 13 Февраль 2006, 06:22:30 »
Мне как-то очень давно пришло в голову сравнение наших организмов с прецизионным микроскопом. Т.е. грубо говоря, мы были "спроектированы" Творцом как тончайше настроенные инструменты для постижения его Премудрости и разделения с Ним Царства Его.
Однако основание у этого "микроскопа" тяжелое, и им можно при желании забивать гвозди, чем мы с успехом и занимаемся всю жизнь. Когда же приходит пора или желание использовать "микроскоп" по назначению, оказывается, что юстировка нарушена, и, часто, безвозвратно. Даже "линзы" разбиты иногда.
Аκηδία - имхо, состояние "у разбитого корыта" для подвижника пытающегося безуспешно настроить свой "прибор" видения Царства.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #28 : 13 Февраль 2006, 11:34:45 »
Цитата: Леонид
Когда же приходит пора или желание использовать "микроскоп" по назначению, оказывается, что юстировка нарушена, и, часто, безвозвратно. Даже "линзы" разбиты иногда.
Аκηδία - имхо, состояние "у разбитого корыта" для подвижника пытающегося безуспешно настроить свой "прибор" видения Царства.

Хотите сказать, что пожвижник, испытывающий подобные состояния, может быть признан "негоден к службе"?? или все же стоит пытаться настроить свой микроскоп и верить, что Сам Господь и линзы востановит и прибор настроит

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #29 : 13 Февраль 2006, 12:07:00 »
Цитата: MV
или все же стоит пытаться настроить свой микроскоп и верить, что Сам Господь и линзы востановит и прибор настроит

Воистину, так!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Ksenia

  • Гость
ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #30 : 19 Февраль 2006, 19:05:48 »
Цитата: vual
мысль: Да будет воля твоя Отче, а не моя! и отпал страх, подавленность, уныние и я как бы была отпущена в то состояние, которое Вам советовали-
больше гуляй, не думай о плохом, танцуй, рисуй, и т. д.

А когда я устала от своих борений и сдалась без сил- Да будет воля твоя Отче- вот тогда и не возвращается состояние уныния, аппатии, подавленности


Дорогие христиане! Ну конечно, да будет воля Его... но помогите мне понять - если сами понимаете - ЗАЧЕМ человек рождается в мир и ВЫНУЖДЕН придумывать себе РАДОСТЬ, ежели её в какие-то минуты вовсе нет... Это ли свобода?

(простите за такой вопрос, но тема вынудила...)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #31 : 19 Февраль 2006, 19:46:18 »
Тот, кто "придумывает себе радость", тот безрадостен, возможно, находится в состоянии депрессии, болен. А болезнь ограничивает свободу.
Ваш вопрос, Ксения, так понимаю, о причине и цели страдания...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #32 : 19 Февраль 2006, 20:07:50 »
Цитата: Ksenia
Дорогие христиане! Ну конечно, да будет воля Его... но помогите мне понять - если сами понимаете - ЗАЧЕМ человек рождается в мир и ВЫНУЖДЕН придумывать себе РАДОСТЬ, ежели её в какие-то минуты вовсе нет... Это ли свобода?

(простите за такой вопрос, но тема вынудила...)

Человек рождается в мир, отягощенный Первородным грехом, будучи не в состоянии пробиться к РАДОСТИ без совершения сверхусилия для этого.
Первоначально Человек был создан Творцом для разделения с Ним Его Мира и Радости Бытия. (Незабвенный Владимир Галактионович Короленко: "Человек создан для счастья, как птица для полета"). Вот что необходимо нам помнить всегда, особенно в унынии. К тому же не след забывать прямое обетование Господа: "Ищите и обрящете", также не мешает и популярный лозунг: "Кто ищет, тот всегда найдет", хотя мне больше нравится "обрящете" - это не просто найдете, а приобрeтете.

Всем нам, выросшим в состоянии значимости своей индивидуальности, невероятно трудно представить себе, что отдавая свою личную волю во владение Богу, мы не теряем свою свободу, а, наоборот, приобретаем Божью свободу, в которой и произойдет полное раскрытие нашей личности, всех сторон ее и талантов.
В этом-то и смысл молитвы: "Да будет воля Твоя"...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.