Исихазм

Автор Тема: ACEDIA – нота «До» всех страстей?  (Прочитано 25030 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« : 07 Февраль 2006, 02:50:07 »
Греческое слово "acedia" (ακηδια) означает “усталость совершения добрых дел” “утомление”, “скуку” или “равнодушие”.  Латинский аналог термина: «Accidia» (  “хандра, тоска, скука”).
На просторах Интернета мне удалось отыскать нижеследующие синонимы и определения этого понятия:  убийственное равнодушие ко всему; тоска; уныние; меланхолия; чувство неудовлетворенности существующим;  духовная леность; скука; душевная  хандра; порок нерадения; небрежность; отказ от деятельного образа жизни;  "бесчувствие окаменевшего сердца"; страдание, утратившее смысл; сердечная вялость; беспечность в делах спасения души . Уныние (греч.   acedia ) — состояние беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. Один из семи смертных  грехов , поскольку, по словам Иоанна Лествичника, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2).
А также следующие любопытные выдержки:
1) Статья «Депрессия. Экскурс в историю.» Адрес: http://lossofsoul.narod.ru/DEPRESSION/history.htm  Цитата: ((......«У Энагрия Понтиака(346-399 г.), Иоанна Кассиана (360-435 г.)  описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Она одолевает этих одиноких людей в полдень, потому то называется «бесом полуденным». Она составляет основной симптом  acedia  (вялость, лень), которая в средние века была синонимом старого понятия «меланхолия». Монах, находящийся во власти  acedia , испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-то, кто идет навестить его. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство.  Acedia , являвшаяся для отшельников «повальной напастью, которая наводит порчу в полдень», обычно связывалась с 90 псалмом. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать своих мест………
…..В средневековье характерно то, что все переживания подразделяются на пороки и  добродетели. Латинское слово desperatio ("отчаяние") обозначало не просто чувство или психическое состояние, а порок, греховное сомнение в милосердии божьем.  Пороком была и уже упоминавшаяся  acedia , означавшее апатию, духовную леность, нерадивость и безразличие к духовным занятиям. Вместо  Acedia  часто употребляли слово tristitia ("печаль"). В XIII в. это состояние стали ассоциировать с физическим разлитием желчи и постепенно слово  acedia  вытеснило гиппократовскую "меланхолию" и стало употребляться и в значении "тоска". Средневековая мысль, таким образом, видит в апатии и неустойчивости настроений как порок, так и болезнь (часто то и другое вместе)…… ))
2)Ссылка на главу трактата о меланхолии 1621 г.: http://www.npar.ru/journal/2005/2/berton.php
2) Ссылка на историю классификации греха (библиотека Якова Кротова): www.krotov.info/yakov/5_hist/00/greh_klass_1237.htm
3) Н. А. Литвиненко «Меланхолический герой в ранней романтической прозе
(Эволюция сентиментальной модальности)» Адрес: http://natapa.msk.ru/biblio/sborniki/litvinenko.htm
4) Об унынии пишет Н.Д. Гурьев в книге «Страсти и их воплощение в болезнях»:
…..Уныние – желание сожалеть о том, что не будет в жизни так, как именно тебе представляется правильным, сопровождает любой грех, удовлетворение которого недоступно ни сейчас, ни в обозримом будущем, но от которого унылый не отказался….унылый отстаивает обоснованность своих сожалений, изыскивает мнимые беды, неприятности с удовольствием.

 Ещё несколько определений уныния:
--  расстройство ментальных функций вследствие препятствий к реализации желаний;
-- модификация страха смерти, отказ от сопротивления, сопровождающийся угнетением инстинкта самосохранения, включением программы самоуничтожения;
-- чувство, воспринимаемое субъективно как вялость, инертность, пассивность, бессилие;

5) Кое-что о лени….  Лень (лат. - Acedia; Pigritia). Один из семи смертных грехов, хотя очень часто опускаемый в циклах последовательных изображений ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ПОРОКОВ в средневековой скульптуре и довольно редко фигурирующий в ренессансном искусстве. Моралисты, делали различие между просто физической ленью и более утонченной умственной бездеятельностью, порожденной меланхолией и именуемой по-латыни acedia. Для средневековых христиан acedia была пороком, поскольку подразумевала утрату веры, однако для ренессансных гуманистов она означала больше потерю творческого вдохновения и даже приобретала некие качества добродетели. Художники, однако, полагались на более очевидные символы: ОСЛА, на котором едет тучная фигура. Лени, или же он опускается перед нею; реже ВОЛА и СВИНЬЮ - все эти животные считались, возможно несправедливо (за исключением свиньи), ленивыми по натуре. Лень при одних обстоятельствах может привести к БЕДНОСТИ, при других - к РАСПУТСТВУ. Потому Лень может быть связана и с тем и с другим…..

И начнём от Адама.... :think
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Re: ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #1 : 07 Февраль 2006, 10:51:13 »
Цитата: viktor
И начнём от Адама.... :think

Хорошее описание.  А о причинах состояния что-нибудь есть? И какие могут быть методы лечения, кроме трезвления, внутреннего стремления (давления), усиления решимости, укрепления воли...?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #2 : 07 Февраль 2006, 11:08:06 »
viktor, Вы имеете в виду понятие ακηδια, предложенное мною в теме "Действие Божие во время молитвы"? Все правильно. Свв. отцы употребляли это понятие в значении "уныние". Взять, к примеру, 10-ю кн. Кассиана Римл. Уныние как "профессиональный" монашеский недуг, когда внешняя жизнь однообразна, а если и внутренняя жизнь приходит в запустение, то тогда всё не так. И братия, и монастырь, и само место, и настоятель, и проч., и проч. Особенно нападает дух уныния во время полуденное... В общем, здесь все ясно.
Но я предложил рассмотреть ακηδια в ее тонкой хронической форме. Когда подвижник преодолевает все искушения от беса уныния: никуда не сбегает, остается в том же монастыре, на том же месте, неся все возложенные на него послушания ("акидическое стояние" :D ) Но при этом внутренняя жизнь протекает безблагодатно.
Подчеркну, что это тонкое состояние, которое не хотелось бы смешивать с грубыми депрессняками внешнего человека. Монахи знают это состояние. Оно, например, хорошо было известно св. Тихону Задонскому. Но это не ACEDIA :D

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #3 : 07 Февраль 2006, 11:13:16 »
О причинах есть, но не всё сразу...
 В сцене о грехопадении весьма любопытна позиция Адама. Какая она? А никакая, бессознательная - "взял и ел" - без раздумий, без памяти о заповеди. Адам соучаствует в грехе. Находясь в неведении, как бы в забытьи, податливо доверяясь жене. Поэтому мы можем сказать, что если Ева (чувственное начало человека - по внутренней святоотеческой трактовке) пала через инфляцию, гордыню, то Адам (ratio - мыслительное начало) пал через духовную лень, забытье, бессознательность, не-памятование о заповеди (видно ещё от наркоза после операции на ребре не отошел :)). Посему и психодуховная лень (о которой пойдет речь дальше) есть нота "до" всех страстей. Ибо каждая страсть имеет 3 ключевых аспекта: жадности, ненависти и бессознательности (отклонение/умаление активного внимания) или 3 импульса: импульс пожирания, импульс отторжения/испускания и вытесняющий первые два импульс. Страсть всегда имеет самооправдание в разуме, её система самосохранения базируется на поддержании бессознательности страсти....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #4 : 07 Февраль 2006, 11:35:51 »
Igor, давайте рассматривать не тонкие состояния у монахов (нам это вряд ли знакомо), а разновидности уныния, депрессий у человека в миру, их причины и методы борьбы. А тонкие состояния - удел продвинутых, мне кажется, молитвенников, которые в толпе форумов ходить не любят (опять же из-за уныния). Тонкие состояния там, где нет толстых, "грубых депрессняков". О различиях "депрессняков" и уныний и хотелось бы поговорить. Из практики: человек ходит в храм, постоянно исповедуется в унынии, всё без толку, мысли о суициде, потеря молитвы, душевное иссушение, чувство вины (за уныние даже!)  давит, близость отчаяния. На приеме у врача выясняется, что страдает наследственной формой эндогенной депрессии, отец алкоголик и депрессивник. После назначения лечения - постепенное улучшение с возвращением уровня настроения до прежнего, но теперь он обогащен опытом своей немощи перед лицом депрессии и это открывает ему путь духовной жизни с непрестанной опорой на Высшую Силу.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #5 : 07 Февраль 2006, 13:15:25 »
Чтобы "разобраться" то есть победить меланхолию, уныние  и т.п., нужно не только упорно исполнять правило, но сперва понять откуда берется это состояние (ИМХО). Особенно это важно для людей подверженных меланхолии от природы, находящихся в этом состоянии почти постоянно. Советую посетить сайт
http://afield.org.ua/force.html
думаю для viktora он будет не интересный, а вот для неспециалистов, особенно меланхоликов может быть полезен. Поможет понять природу меланхолии , поможет понять и принять людей с разными, не подходящими нам характерами.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #6 : 07 Февраль 2006, 13:41:56 »
Поскольку сам склонен к депрессиям, вечно пребываю в тревожном состоянии и даже являюсь обладателем официально поставленного диагноза  :saint , то немало прочел книг (и посетил сайтов) на подобные темы. Но это чтение, надо сказать, мало чем помогает.
Да, как правило, находишь подробное описание характера, весьма схожего с собственным. "Ах, как верно, как правильно, как точно подмечено! Ах, какой же я тонкий и несчастный!" Потом обычно следуют рекомендации в духе: больше гулять, развлекаться, плясать, рисовать и тд, поменьше брать в голову. На этом, собственно, и все.
В общем, это как стакан водки выпить: расслабление на полчаса, а дальше - все та же головная боль.

MV

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #7 : 07 Февраль 2006, 15:26:36 »
Цитата: Антиквар
....Да, как правило, находишь подробное описание характера, весьма схожего с собственным. "Ах, как верно, как правильно, как точно подмечено! Ах, какой же я тонкий и несчастный!" Потом обычно следуют рекомендации в духе: больше гулять, развлекаться, плясать, рисовать и тд, поменьше брать в голову. На этом, собственно, и все.
В общем, это как стакан водки выпить: расслабление на полчаса, а дальше - все та же головная боль.

Это вы о предложеном сайте или все смешали в одну кучу? Быть может кто-то поймет и ему поможет!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #8 : 07 Февраль 2006, 15:55:34 »
Цитировать
Это вы о предложеном сайте или все смешали в одну кучу? Быть может кто-то поймет и ему поможет!


Быть может поможет.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #9 : 07 Февраль 2006, 17:15:53 »
Антиквар, думаю если пойти любому человеку к врачу, без диагноза он не выйдет от врача, а если понаблюдать за врачами они и сами с диагнозами. Виктор ясно сказал все причины уныния от сознания того,
что у тебя ни когда до смерти не будет то что хочеш... и я тоже прочувствовала грубые и тонкие  "уныния" и не могла от них не молитвой избавиться, не отвлечением себя каким то делом, потому, что
как только дело заканчивается приходит это фоновое состояние пустоты, сознание, что нет пользы от того, что я делаю. Я боролась сама с собой и ни чего не получалось, Пока в один момент не осознала, что все мои желания, даже те которые исполняются не приносят не пользы - не долгой радости, и не всегда на пользу мне от того, что исполняются мои желания, и еще в состояниях уныния присутствует страх потерять то, что есть и за будущее, но когда я осознала пустоту всех моих желаний - это место  заняло (само по себе) мысль: Да будет воля твоя Отче, а не моя! и отпал страх, подавленность, уныние и я как бы была отпущена в то состояние, которое Вам советовали-
больше гуляй, не думай о плохом, танцуй, рисуй, и т. д.
Я на  несколько лет забросила свое любимое занятие рисовать, а недавно я купила краски и чувствую радость от нового состояния жизни, ты познавший заповеди, живущий новыми правилами, но ты отпущен гулять и наслаждаться прогулкой, ветерком, общением даже с теми от кого совсем недавно я пряталась- не подходя к телефону.
И это не стакан водки, когда я пыталась заглушить состояние уныния работой, и даже молитвой- это было, как стакан водки ( только я не пила ни когда водки). А когда я устала от своих борений и сдалась без сил- Да будет воля твоя Отче- вот тогда и не возвращается состояние уныния, аппатии, подавленности, и..., и..., и... посмотрим теперь, как долго оно продержится?

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #10 : 07 Февраль 2006, 19:04:45 »
Антиквар, очень рекомендую анонимное сообщество депрессивных "ДА", выздоравливающих от депрессии на основе христианской веры. Лично знаю человека, который создавал эту группу в Москве. Вот их сайт: http://www.depressed.front.ru/   - там можно действительно найти помощь...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #11 : 07 Февраль 2006, 19:15:06 »
MV, спасибо за ссылку! психотерапевт Марк Евгеньевич Бурно.... - я учился на его кафедре не так давно, общался с ним, читал его книги и даю читать их пациентам - действительно литература помогает многим из них понимать свой характер и учиться принимать себя, стремиться к творческой жизни...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #12 : 07 Февраль 2006, 19:40:13 »
Цитировать
все причины уныния от сознания того, что у тебя ни когда до смерти не будет то что хочеш...
А с чего собственно мне ждать, что это будет? За какие такие заслуги?
Собственно я перефразирую вечную мысль - Да будет воля твоя Отче! Но что-же, я пришел к этому с другой стороны - может еще кому-то так покажется понятней... Вот только понять это надо сердцем! Тогда если и будет - то дар и огромная благодарность за него.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #13 : 07 Февраль 2006, 20:51:07 »
Цитата: viktor
Антиквар, очень рекомендую анонимное сообщество депрессивных "ДА", выздоравливающих от депрессии на основе христианской веры.


Виктор, большое спасибо за ссылку. Возможно, придется воспользоваться, потому что временами накатывает будь здоров, хотя в последние годы вроде уже не так как раньше.

Цитата: vual
но когда я осознала пустоту всех моих желаний - это место  заняло (само по себе) мысль: Да будет воля твоя Отче, а не моя! и отпал страх, подавленность, уныние


vual, я с вами совершенно согласен. Моя проблема как раз в том, что мне очень трудно это сказать, что называется, от всей души: "Да будет воля твоя Отче, а не моя!" Разумом понимаю, но внутри есть какой-то барьер, который никак не удается преодолеть. Но выбора нет, надо лезть, иначе от этих демонов не избавиться.

Цитата: vual
А когда я устала от своих борений и сдалась без сил- Да будет воля твоя Отче- вот тогда и не возвращается состояние уныния, аппатии, подавленности, и..., и..., и... посмотрим теперь, как долго оно продержится?


Дай Бог, чтоб не оставляло. В унынии пожираешь сам себя, наше уныние - это по сути духовный суицид, потому оно и есть грех.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

ACEDIA – нота «До» всех страстей?
« Ответ #14 : 07 Февраль 2006, 21:32:45 »
Антиквар, Я не совсем по доброй воли сказала: Да будет воля твоя Отче! Это было не от сердца и полного сознания, я просто поняла, что все-равно не будет так как я хочу, и нет уже сил дальше хотеть, легче сказать: Да будет воля твоя Отче! и успокоиться отказавшись от своих желаний...   так, что думаю мне просто дали переступить на другую ступень, на которой ждут меня еще сюрпризы о которых и не подозреваю даже.  думаю дали передышку и будут продолжать прокручивать меня через мясорубку, что бы отшелушить от меня грех и глупость. Я не могу понять за счет чего у одних людей живущих в тех же условиях, что и ты сам, а у них в мозгах все хорошо, они не видят, что они поуши в грязи, а они довольны и ни каких, как у МАСЯНИ из мультика деприсняков ???