Исихазм

Автор Тема: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”  (Прочитано 60504 раз)

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #15 : 07 Февраль 2006, 02:20:54 »
"Держи ум твой во аде и не отчаивайся" - это значит помышлять о том,
что ты по своим грехам заслуживаешь только ада, но уповаешь на милосердие Божие и потому не отчаиваешься.

Сам Старец Силуан это объясняет:
"С тех пор я держу ум свой во аде, и горю в мрачном огне, и скучаю о Господе, и слезно ищу Его, и говорю: "Скоро я умру и вселюсь в мрачную темницу ада, и один буду гореть там, и тосковать о Господе, и плакать: "Где мой Господь, Которого знает душа моя".
И великую пользу получил я от этой мысли: ум мой очистился и душа обрела покой".

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #16 : 07 Февраль 2006, 02:38:45 »
Теорию знать не трудно...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #17 : 07 Февраль 2006, 07:44:22 »
Цитата: viktor
Теорию знать не трудно...

Ах, если б теорию, Витя... А то ведь лапшу на уши и жвачку в зубы...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #18 : 08 Февраль 2006, 15:14:01 »
Думать о чём-то безвременно против воли Божией. Держать ум во аде, наверное, -  дар благодати, скорее всего дар памяти смертной и умиления. Об этом много писали святые отцы. Истина постигается праведной жизнью, т.е. не только праведной мечтою :-) Кто-то говорил мне, не хочу его открывать, - "не думай об этом, ты ещё слишком лёгок..." Так думать о себе, наверное, будет правильно и плакать об этом, только искренне, перед Богом. Может за это Господь даст и памяти смертной.
Простите меня

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #19 : 08 Февраль 2006, 16:28:09 »
Старец Силуан страдал от видения бесов, которые мешали ему чисто молиться. Отец Софроний поясняет, что происходило это из-за того, что молодой тогда монах Силуан не умел еще бороться с воображением, с мечтательностью ума во время молитвы и через это бесы получали доступ к его уму. Так, вот, помышление о себе как об уже умершем и находящемся в аду способствует очищению ума от мечтательности ("ум мой очистился и душа обрела покой"), хотя это и может показаться парадоксальным в чисто теоретическом плане.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #20 : 27 Февраль 2006, 17:37:14 »
Я слегка подчистил тему.

Александр Витальевич

  • Гость
Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #21 : 01 Март 2006, 04:33:24 »
Цитата: AngelicCare
“Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы мне не дают. Скажи, что я должен делать, чтобы отошли они от меня?”. И был мне ответ от Господа в душе: “Горделивые всегда так страдают от бесов”.
     Я говорил: “Господи, Ты милостивый, знает Тебя душа моя; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя?”. И отвечает мне Господь в душе: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся” [1].
...
Этот путь если и совершается на земле не без мук, то неведущий ум не знает их истинной причины – ада. Когда же воля человека-подвижника постоянна в выборе доброго, его ум благодатью освобождается от неведения. Тогда общение с духами тьмы мучительно до смерти. Для такого человека держание ума во аде есть подвиг мученичества; а отвержение отчаяния есть подвиг веры в воскресение того, кто вкушает во аде вечную смерть.
Протоиерей АЛЕКСАНДР ГЕРОНИМУС "ОТКРОВЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА"

Я хотел бы услышать ваши описания состояния "ум во аде". Достаточно подробно, если можно. Прошу не теоретических изысков, но описания деятельного познания этого состояния.


Ни умом, ни сердцем быть в аду и сам не желаю и ни кому не посоветую. Помнить об аде – месте пребывания вне Бога и Христа это одно, а пребывать там умом своим это другое. Кто видел ад, кому было приоткрыто это место оставленное Господом Богом, тот ум свой там держать не станет. Ибо и ангелы на небесах, как впрочем и в аду не без ума пребывают, но в полноте собственной воли и выбора, которая впрочем в аду тотализируется. Потерявший непосредственное общение с Господом Богом, тоскует по небесному неизреченно и все помыслы его и все действия его к небу. Земные по земле ходят и земного ищут и в земном пребывают и земным же наслаждаются, это те, кому не открыто Царство Небесное и Царь славы этого Царства - Иисус Христос. Есть и те, для которых и земля, как наказание непереносимое и всё человеческое им чуждо и омерзительно и они выкорчёвывают из себя образ и подобие Божие, всяким человеконенавистничеством. Ад и рай на земле соприкасаются и видят друг друга и имеют брань друг против друга. Хранящий сердце в Господе там же хранит и ум свой, а возгордившийся ищет путей обратных. И если преподобному были возвещены эти слова ``держи ум свой во аде`` то это конкретно для преподобного и во спасение ему.

Dmitriy

  • Гость
Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #22 : 01 Март 2006, 06:18:07 »
Цитата: Александр Витальевич
И если преподобному были возвещены эти слова ``держи ум свой во аде`` то это конкретно для преподобного и во спасение ему.


Я, кстати, не уверен, что эти слова ему были возвещены Господом. Все, что человеку бывает возвещено Господом согласуется со Словом. Если мы обратимся к тому, что написано об аде, понимая, что такое - по сути и по форме - ад, то разве же Господь кому-то посоветует там находится умом или сердцем? Даже ради его спасения?

В лучшем случае, если пробовать интерпретировать что действительно могло быть сказано старцу и что тот действительно понял, из того, что было ему сказано, то речь шла не об аде, а просто о состоянии смирения.

Если же ему действительно было сказано об аде, то тогда просто кто-то хотел сыграть на нем злую шутку, ибо ады заинтересованы в том, чтобы держать там человека, да еще и воспалять его от заслужливости таких вот подвигов.

Гордыня возникает от того, что во всем видят себя и ищут всего для себя  - хоть материальное, хоть духовное.

Если слепой ведет слепого, то рано или поздно всегда падают в яму.

Вот небольшая цитата о том, что Господь никого не ввергает в ад:

"Господь никого не ввергает в ад, но это делается самим духом
545. В некоторых людях укоренилось понятие, что Господь отвращает лицо свое от человека, отметает его от себя и в гневе своем за соделанное им зло низвергает его в ад. Иные идут еще далее и думают, что Бог наказывает человека и делает ему зло. Люди утверждаются в этом понятии вследствие буквального смысла Слова, в котором находятся подобные выражения, не ведая, что духовный смысл Слова, объясняющий смысл буквальный, совершенно от него отличен и что, следовательно, настоящее учение церкви, основанное на духовном смысле Слова, учит другому, а именно тому, что никогда Бог не отвращает лица своего от человека и не отвергает его от себя; что Он никогда никого не ввергает в ад и не гневается. Равно и всякий человек, чей ум при чтении Слова хоть несколько озарен, постигает это из одного того, что Бог есть само благо, сама любовь и само милосердие, что само благо не может никому сделать зло и что сама любовь и само милосердие не могут отвергнуть человека, ибо это было бы противно самой сущности милосердия и любви, а следовательно, и противно самому Божественному началу. Поэтому люди с умом озаренным (ex mente illustrata) ясно постигают, читая Слово, что Господь никогда не отвращается от человека, а если не отвращается, то поступает с ним по благу, по любви и по милосердию, т.е. что Он желает ему блага, любит его и милосердствует о нем. Из этого люди эти видят также, что буквальный смысл Слова, в котором находятся подобные выражения, заключает в себе смысл духовный, согласно которому должны быть объяснены те выражения, которые в буквальном смысле своем приспособлены были к пониманию человека и согласованы с его первоначальными и общими понятиями.

546. Человек озаренный видит, кроме того, что благо и зло суть два противоположные начала, и столь же противоположные, как небеса и ад; что всякое благо идет с небес, а всякое зло из ада; а как Божественное начало Господа образует небеса (см. н. 7-12), то от Господа наитствует на человека одно только благо, а из ада одно зло; что, таким образом. Господь постоянно отклоняет человека от зла и наклоняет его к добру, а ад постоянно склоняет его ко злу. Если б человек не находился между тем и другим, он был бы лишен всякого мышления и всякой воли, и еще более всякой свободы и всякого выбора, ибо человек одарен всем этим вследствие равновесия между добром и злом. Поэтому если б Господь отвратился от человека и человек был бы предоставлен одному злу, то он и не стал бы более человеком. Из этого ясно, что Господь наитствует благом на всякого человека, как на злого, так и на доброго, но с той разницей, что злого человека Он постоянно отклоняет от зла, а доброго человека постоянно склоняет к добру и что причина такой разницы в самом человеке, ибо он приемник.

547. Из этого видно, что человек делает зло по влиянию ада, а добро по влиянию от Господа. Но как человек думает, что он все делает сам от себя, то и зло, которое он делает, принадлежит ему как собственное, из чего следует, что виной своего зла сам человек, а никак не Господь: зло в человеке есть ад в нем, ибо все равно сказать - зло или ад. Итак, если сам человек - виной своего зла, то, следовательно, он сам собой ввергается в ад, а не Господом; Господь так далек от этого, что Он освобождает человека из ада, как только человек не хочет и не любит более оставаться в своем зле. Вся воля и вся любовь человека после смерти его остаются при нем (н. 470-484): кто хочет и любит зло на земле, тот хочет и любит то же самое зло и в той жизни и не терпит, чтоб его тогда разлучали с ним; поэтому человек, находящийся во зле, привязан к аду и духом своим действительно пребывает в аду, а после смерти своей ничего большего не желает, как быть там, где его зло. Из этого следует, что человек после смерти сам собой ввергается в ад, а не Господом."
http://swedenborg.org.ua/books/coelo/ad-diavol-satana.html

Александр Витальевич

  • Гость
“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #23 : 01 Март 2006, 10:55:19 »
Dmitriy,
Цитировать
 Я, кстати, не уверен, что эти слова ему были возвещены Господом. Все, что человеку бывает возвещено Господом согласуется со Словом. Если мы обратимся к тому, что написано об аде, понимая, что такое - по сути и по форме - ад, то разве же Господь кому-то посоветует там находится умом или сердцем? Даже ради его спасения?
                                     

Предполагать о том, что преподобный лукавил, выдавая своё за Божье не стану, ибо я не судья ему. Но раз преподобный вопрошал Господа Бога и получил ответ от Него не для всего человечества, но для преподобного же и во спасение ему же, то в этом случае не вижу никакого соблазна.

Цитировать
      В лучшем случае, если пробовать интерпретировать что действительно могло быть сказано старцу и что тот действительно понял, из того, что было ему сказано, то речь шла не об аде, а просто о состоянии смирения.  
                               

Возможно, что  и было так, как вы говорите, а возможно и нет, но вот Вы разве не интерпретируете слова преподобного с позиции Вашего сомнения?

Цитировать
   Если же ему действительно было сказано об аде, то тогда просто кто-то хотел сыграть на нем злую шутку, ибо ады заинтересованы в том, чтобы держать там человека, да еще и воспалять его от заслужливости таких вот подвигов.  
                                 

Я же верую, что не было лукавства в словах преподобного и точное толкование слова Божьего к преподобному осталось с ним, то есть при нём, а он при Господе Боге, вернее в Нём.

Цитировать
 Гордыня возникает от того, что во всем видят себя и ищут всего для себя - хоть материальное, хоть духовное.

Если слепой ведет слепого, то рано или поздно всегда падают в яму.  
                                     

Это правда, это действительно так и не нами определено.

Цитировать
    Вот небольшая цитата о том, что Господь никого не ввергает в ад: "Господь никого не ввергает в ад, но это делается самим духом
545. В некоторых людях укоренилось понятие, что Господь отвращает лицо свое от человека, отметает его от себя и в гневе своем за соделанное им зло низвергает его в ад.
Иные идут еще далее и думают, что Бог наказывает человека и делает ему зло. Люди утверждаются в этом понятии вследствие буквального смысла Слова, в котором находятся подобные выражения, не ведая, что духовный смысл Слова, объясняющий смысл буквальный, совершенно от него отличен и что, следовательно, настоящее учение церкви, основанное на духовном смысле Слова, учит другому, а именно тому, что никогда Бог не отвращает лица своего от человека и не отвергает его от себя; что Он никогда никого не ввергает в ад и не гневается. Равно и всякий человек, чей ум при чтении Слова хоть несколько озарен, постигает это из одного того, что Бог есть само благо, сама любовь и само милосердие, что само благо не может никому сделать зло и что сама любовь и само милосердие не могут отвергнуть человека, ибо это было бы противно самой сущности милосердия и любви, а следовательно, и противно самому Божественному началу. Поэтому люди с умом озаренным (ex mente illustrata) ясно постигают, читая Слово, что Господь никогда не отвращается от человека, а если не отвращается, то поступает с ним по благу, по любви и по милосердию, т.е. что Он желает ему блага, любит его и милосердствует о нем. Из этого люди эти видят также, что буквальный смысл Слова, в котором находятся подобные выражения, заключает в себе смысл духовный, согласно которому должны быть объяснены те выражения, которые в буквальном смысле своем приспособлены были к пониманию человека и согласованы с его первоначальными и общими понятиями.
546. Человек озаренный видит, кроме того, что благо и зло суть два противоположные начала, и столь же противоположные, как небеса и ад; что всякое благо идет с небес, а всякое зло из ада; а как Божественное начало Господа образует небеса (см. н. 7-12), то от Господа наитствует на человека одно только благо, а из ада одно зло; что, таким образом. Господь постоянно отклоняет человека от зла и наклоняет его к добру, а ад постоянно склоняет его ко злу. Если б человек не находился между тем и другим, он был бы лишен всякого мышления и всякой воли, и еще более всякой свободы и всякого выбора, ибо человек одарен всем этим вследствие равновесия между добром и злом. Поэтому если б Господь отвратился от человека и человек был бы предоставлен одному злу, то он и не стал бы более человеком. Из этого ясно, что Господь наитствует благом на всякого человека, как на злого, так и на доброго, но с той разницей, что злого человека Он постоянно отклоняет от зла, а доброго человека постоянно склоняет к добру и что причина такой разницы в самом человеке, ибо он приемник.

547. Из этого видно, что человек делает зло по влиянию ада, а добро по влиянию от Господа. Но как человек думает, что он все делает сам от себя, то и зло, которое он делает, принадлежит ему как собственное, из чего следует, что виной своего зла сам человек, а никак не Господь: зло в человеке есть ад в нем, ибо все равно сказать - зло или ад. Итак, если сам человек - виной своего зла, то, следовательно, он сам собой ввергается в ад, а не Господом; Господь так далек от этого, что Он освобождает человека из ада, как только человек не хочет и не любит более оставаться в своем зле. Вся воля и вся любовь человека после смерти его остаются при нем (н. 470-484): кто хочет и любит зло на земле, тот хочет и любит то же самое зло и в той жизни и не терпит, чтоб его тогда разлучали с ним; поэтому человек, находящийся во зле, привязан к аду и духом своим действительно пребывает в аду, а после смерти своей ничего большего не желает, как быть там, где его зло. Из этого следует, что человек после смерти сам собой ввергается в ад, а не Господом."
                                 
Во истину так! Нет и тени несогласия с этим словом. Скажите, откуда взяты эти откровения, кто автор, в чём напечатаны? Удивительное откровение, а главное точное в совершенстве до йоты.

Dmitriy

  • Гость
“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #24 : 03 Март 2006, 23:09:49 »
Цитата: Александр Витальевич
Предполагать о том, что преподобный лукавил, выдавая своё за Божье не стану, ибо я не судья ему. Но раз преподобный вопрошал Господа Бога и получил ответ от Него не для всего человечества, но для преподобного же и во спасение ему же, то в этом случае не вижу никакого соблазна.


Я не говорю о том, что он слукавил, или что-то в этом роде. Я ему тоже не судья и буду рад, если он сейчас в царстве небесном. Я Дело может быть просто в недопонимании им того, что он слышал. А чтобы определить, правильным ли было его понимание или нет, нужно обратиться к Господу Богу и сравнить то, что мы слышали от него со Словом (буквой и духом).  

Цитировать
Во истину так! Нет и тени несогласия с этим словом. Скажите, откуда взяты эти откровения, кто автор, в чём напечатаны? Удивительное откровение, а главное точное в совершенстве до йоты.


Я подправил навигацию на той на странице, на которую дал ссылку. Извините за неудобство. Автор: Сведенборг. Книга: О небе и об аде. Можете зайти вот отсюда:
http://swedenborg.org.ua/books/coelo/coelo-index.html

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #25 : 05 Март 2006, 22:06:50 »
Цитата: Dmitriy

Я не говорю о том, что он слукавил, или что-то в этом роде. Я ему тоже не судья и буду рад, если он сейчас в царстве небесном. Я Дело может быть просто в недопонимании им того, что он слышал. А чтобы определить, правильным ли было его понимание или нет, нужно обратиться к Господу Богу и сравнить то, что мы слышали от него со Словом (буквой и духом).  


Дмитрий! Да, ведь, это общее святоотеческое делание! Все отцы советовали помышлять о загробной участи души: о Суде, о рае, о аде. Все отцы советовали осудить самого себя во ад, чтобы быть оправданными Богом.  Преподобный Сисой Великий говорил: "Поверьте братия: где будет сатана, там и я буду". Это и есть "держать ум во аде". И Писание нам говорит: "Помни последняя своя (т.е. смерть) и во век не согрешишь".

Dmitriy

  • Гость
“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #26 : 06 Март 2006, 01:47:05 »
Цитировать
Все отцы советовали осудить самого себя во ад, чтобы быть оправданными Богом. Преподобный Сисой Великий говорил: "Поверьте братия: где будет сатана, там и я буду". Это и есть "держать ум во аде". И Писание нам говорит: "Помни последняя своя (т.е. смерть) и во век не согрешишь".


Георгий, я согласен с тем, что нужно размышлять и пр. Вопрос ведь не этом, а просто в понимании того, что сказано.

Если это был Господь, кто ответил старцу, то я бы вот такую интерпретацию дал: выдерживай смиренно состояния мучений в искушениях гордныни, потому что без искушений и связанных с ними мучений нет преобразования и спасения. Но не надейся на себя, а на Господа, который - Один Единственный - и может спасти.

В этом смысле "ад" - это состояние мучений в искушениях от гордыни.
Иными словами, будь терпелив в искушениях и не отчаивайся.
Господь мог сказать одно, а старец мог вопринять все в знакомых ему терминах на этом уровне, на котором мог понять.

Вот интересный, на мой взгляд, пассаж из Тайн Небесных о том, как думать о себе. Извините, что на английском.

Mutual love, which alone is heavenly, consists in a man’s not only saying of himself, but acknowledging and believing, that he is utterly unworthy, and that he is something vile and filthy, which the Lord from His infinite mercy continually withdraws and holds back from hell, into which the man continually strives, nay longs, to precipitate himself. His acknowledging and believing this, is because it is true; not that the Lord, or any angel, desires him to acknowledge and believe it for the sake of his submission; but that he may not exalt himself, seeing that he is even such; for this would be as if excrement should call itself pure gold, or a fly of the dunghill should say that it is a bird of paradise. So far therefore as a man acknowledges and believes himself to be such as he really is, he recedes from the love of self and its cupidities, and abhors himself. So far as he does this, he receives heavenly love from the Lord, that is, mutual love, which consists in the desire to serve all. These are they who are meant by "the least," who become in the Lord’s kingdom the greatest
(Arcana Coelestia n. 1594)

Цитировать
Преподобный Сисой Великий говорил: "Поверьте братия: где будет сатана, там и я буду"


Ну это было сказано в состояниях искушения и пр. :) Точно может знать только Господь. Правильно говорить, что по достоинствам и делам и пр. все мы (за некоторым исключением) заслуживаем ада, но обрекать себя на это не стоит.

Кстати, о методологии. Все - это и смирение и молитвы  (в свое время и в предписанном Богом кол-ве) и пр., - хорошо, но если считать это хайвей-путем к Богу, то это путь тупиковый. Путь к Богу, в царство небесное нельзя выдолбить отбойным молотком такой вот практики, взять на ура, внахрап. Вот в чем проблема. А казалось бы, возьми на вооружение соотв. книги, соотв. методики, поднатужься и откроется. Не откроется. Царство небесное любой самостно-ориентированой и самостно-двигаемой практикой покорить невозможно. Пытаться (по незнанию или непониманию) можно, но рано или поздно должно наступить прояснение, если на это есть надежда.

Ioan

  • Сообщений: 125
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #27 : 16 Март 2006, 14:40:10 »
В о. Олега Моленко иное отношение к  этому высказыванию Силуана http://www.omolenko.com/1144.html  что меня немного обескуражило.
Ваши мнения.
Господь пастырь мой !

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #28 : 16 Март 2006, 15:49:58 »
Духовный глупец этот Моленко!

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #29 : 16 Март 2006, 15:52:22 »
Цитата: Ioan
В о. Олега Моленко иное отношение к  этому высказыванию Силуана http://www.omolenko.com/1144.html  что меня немного обескуражило.
Ваши мнения.


Просто полный бред!