Исихазм

Автор Тема: Как развить духовную чувствительность,духовную внимательность и наблюдательность  (Прочитано 19529 раз)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Цитировать
  а зачем он Вам Игорь, опыт живой, странника Вы читали... Ф.Затворника подозреваю тоже, у них все понятно написано, по какому поводу Вашего желание то..

Вы понимаете, там как-то не конкретно для меня, что ли ... Не на моем языке

 удалил свой пост т.к. он повторял смысл вопроса Hors`a ...но Вы его смотрю скопировали...
 знаете Игорь сколько ни говори слово халва  во рту слаще не станет, если Вы не  чувствуете родственность описания у  св.отцов, то  почему Вы  думаете, что здесь Вам лучше объяснят, тут дело не в словах а в родственности духа так сказать...
 я лично на непрестанную не претендую, но для меня это  жажда по Богу, которая периодически находит себе в Нем  утоление, пульсирующая в своей напряженности и интенсивности
 
 p.s. вообще это крайне не полезно тонкие ощущения на публику выдавать, в них по любому содержится искаженность, на энергетическом уровне (имхо) и получается, что других ты других желающих на себя его натянуть заражаешь, тут лучше  аллегориями....ибо чревато это все ответственностью

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Слава Богу, ноконец-то и Вы ООО, и Hors и я стали разговаривать, а не пикировать и пререкаться ... Я здесь искал не информативности и не отрицал святоотеческий дух, я говорил о живом опыте непрестанной молитвы.

Я лично очень рад что мы начали разговаривать

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Может так и до жить дружно дойдем :)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Может ли кто-нибудь рассказать о чувстве Божественного вездеприсутствия? Именно о постоянном или хотя бы об относительно-постоянном состоянии?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Инок Всеволод Богообщение Пять глав о непрестанной молитве

Цитировать

Прежде всего укажем на то, что молитва, в понимании свв. отцов, это не просто какая-то словесная формула, а это состояние или чувство. По-преимуществу же она есть покаянное чувство к Богу. Уяснив сие, легко понять: почему в разное время и в разных местах подвижники умнаго делания употребляли не одинаковыя молитвы. Ведь главным были не те или иныя слова молитвы, а благодатные покайнные плоды, которые она приносила.

Молитвенное делание сих преподобных отшельников, хотя и разнилось в деталях, но было единым в стремлении к непрестанности.


Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
ИЗ „ЗАПИСОК ОПЫТОВ ЖИЗНИ" АРСЕНИЯ ТРОЕПОЛЬСКОГО

В духе человеческом ощущается потребность изящно -прекрасного. - Что это за потребность? Она есть плод хранящегося в глубине души нашей остатка и воспоминания о потерянном рае... Чаяние будущего нескончаемого блаженства... Человек хочет низвести небо на землю, или живя еще на земле, жить как бы на небе. Сколько нужно сохранять сию потребность в чистоте и не давать ей оземленяться!

Какое наслаждение и пламенная ревность к молитве ощущалась тогда, когда смиренный старец просто и богодухновенно поучал и беседовал о самодействующей Иисусовой молитве. Вся душа изливалась в сладостных и надежных восторгах!

Благоговейное исступление пред Иконою Божией Матери в Я. оставило глубокое впечатление и утешительное воспоминание.

В это время чувствовалась какая-то отрадная младенческая простота и - мир совести... Неприметно пролетали целые вечера и почти [все] в сих беседах. Душа как бы истаявала в восторге и надежде на успех и — помощь старца. Какая отрадная беззаботность и какая искренняя доверенность сопутствовали при слушании мудрых и любвеобильных старческих повествований.

Это и после осталось неудобоизъяснимым.

Внезапная минута утешения в Оп[тинской] тр[апезной| явила свет в разуме, не сравнимую отраду в сердце и наполнила душу сладким умилением.

Какой восторг, какое благодарение и какую радость производила внутренняя молитва при воззрении на растительную природу в пустынях Оп[тинской] и Гл[инской].

Даже одно токмо воспоминание о сладости внутренней молитвы ободряло дух, разгоняло уныние, скорбь, маловерие, сомнение и проявляло решимость к терпению. Подобно как и одно токмо воззрение на Добротолюбие, выписки, четки — восторгало и утешало сладостными воспоминаниями.

Необыкновенные сны о внутренней молитве, как то: 1.Изречение самосущной силы молитвы; 2. Приготовление к казни; 3. Избавление несколько раз от стеснения, — оставляли признательное чувство, удивительное воспоминание и благотворную отрадность.

Сердце, начавшееся в Оп[тиной] пустыни благотворною тонкою болью, продолжалось впоследствии с отрадным утешением в таковых видах: Опытное и отрадное познание, каким образом не человек молитву, но молитва соблюдает человека, по выражению Отцов - оказавшееся во влечении самого духа к занятию молитвою, без которой чувствовалось, как чего-то недостает. <...> Ощущение теплоты, подобно кружку на сердечном месте, иногда приятной теплоты полукружием. Чувствование самого себя в сердце. Сия боль, по объявлению старцу, одобрена им как хороший признак при занятии внутренним деланием.

Молитвенные ощущения в особенности были замечены следующие: Легкость и холодность молитвы. Благотворная теплота при испущении воздуха, подобная огню на возженной свече, в средоточии сердца. Приятное явственное биение сердца и обдавание его тонкою теплотою. И по окончании возвращение ощущения чего-то особенного в сердце. Приятная горячность и кипение и прочие. <...>

Весь проведен год в постоянных каждодневных возвращениях, хотя и кратких, а как много открывавших...2 Они в сложности иногда восходили до 4 час. в сутки. Все это время испытываемо было крайнее стеснение воли, противоборство внутренней жизни, принужденность и оскорбительные мелочные привязки. Довольно потребно было терпения! но ревностное стремление к внутренней молитве облегчало скорби; а может быть, вследствие сих скорбей и развилось стремление !<...>

Приятное расширение и сжимание, или как бы отверзение.<...> Отрадная тяжесть в самом сердце как бы клубилась. Свободность в сердце, а в голове приятное ощутительное волнение. Это новое.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

исступление, наслаждение, ощущение, сладкое умиление, сладостные восторги, приятное расширение, восторг, ощутительное волнение...   :-D :evil:

Читаю эти строки - словно в кривом зеркале себя вижу. Спасибо за цитату.
В топку это все, все это фуфло душевное вкупе и телесное - в топку предстояния.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
АРХИЕПИСКОПА СОЛУНСКОГО ЧУДОТВОРЦА
О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться

Пусть никто не думает, братия мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не и мiряне. Нет, нет; все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве. Ибо смотрите, что святейший Патриарх Константинопольский Филофей пишет в житии св. Григория Солунского. – Имел святитель сей друга возлюбленного, Иова по имени, человека простейшего, но многодобродетельного, с коим беседуя однажды, владыка сказал о молитве, что всякому вообще христианину надлежит подвизаться в молитве всегда, и молится непрестанно, как заповедует Апостол Павел обще всем христианам: непрестанно молитеся 1 Сол. 5, 17, – и как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь, и имел попечение о всем царстве своем: предзрех Господа предо мной выну Пс. 15, 8, т.е. всегда мысленно зрю Господа предо мной в молитве моей. И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. Говоря это и многое другое другу своему Иову, святитель прибавил еще, что повинуясь заповеданиям святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех обще: и монахов и мiрян, и мудрых и простых, и мужей, и жен, и детей, и побуждать их молиться непрестанно.

Слышавшему сие старцу Иову показалось это новым делом, и он начал спорить, говоря святителю, что молиться всегда есть дело только аскетов и монахов, кои живут вне мiра и сует его, а не мiрян, кои имеют столько забот и дел. Святитель привел новые свидетельства в подтверждение сей истины и новые неопровержимые ее доказательства, но старец Иов не убедился и ими. Тогда святой Григорий, избегая многословия и любопрепирательства, замолчал, после чего каждый пошел в келью свою.

Когда потом Иов молился наедине в келье своей, является ему Ангел, посланный от Бога, иже хочет всем спасться и в разум истины придти 1 Тим. 2, 4, и укорив его, зачем спорил со святым Григорием и противился явному делу, от коего зависит спасение христиан, возвестил ему от лица Божия, чтоб вперед внимал себе и остерегался говорить кому что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией, даже и в уме своем чтоб не держал противного сему помысла и не позволял себе мудрствовать разно с тем, что сказал святой Григорий. Тогда простейший старец Иов тотчас поспешил к святому Григорию, и припадши к ногам, просил прощения в противоречии ему и любопрительности, и открыл ему все, что сказал ему Ангел Господень.

Видите теперь, братия мои, как имеют долг все обще христиане, от мала до велика, молиться всегда умной молитвою: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! так, чтоб ум их и их сердце навык имели всегда изрекать священные слова сии. Убедитесь же, сколько благоугождается сим Бог и сколько великое от сего происходит благо, как Он, по безмерному Своему человеколюбию, Ангела небесного послал объявить нам, чтоб никто более никакого не имел в сем сомнения.

Но что говорят мiряне? – Мы обременены делами и заботами житейскими: как возможно нам молиться непрестанно?

Отвечаю им, – что Бог не заповедал нам ничего невозможного, а все только такое, что мы можем делать. Почему и это можно исполнить всякому, ревностно ищущему спасения души своей. Ибо если б это было невозможно, то было бы невозможно для всех вообще мiрян, и тогда не нашлось бы столько и столько лиц, кои среди мiра исправляли сие дело непрестанной молитвы, как следует, из коих да будет представителем многих других такого рода лиц отец святого Григория Солунского, дивный оный Константин, который при всем том, что вращался в среде придворной жизни, назывался отцом и учителем царя Андроника, и занимался каждодневно государственными делами, кроме своих домашних дел, как имевший большое имущество и множество рабов, – жену и детей, – при всем том столь был не отлучен от Бога, и столь привязан к умной непрестанной молитве, что многократно забывал, что говорил с ним царь и придворные вельможи о царственных делах, и нередко раза по два и более спрашивал об одном и том же; чем другие вельможи, не зная причины того, смущались и его укоряли, что так скоро забывает дело и повторительными вопросами обременяет царя. Но царь, зная причину того защищал его и говорил: "у Константина есть свои думы, которые не дают ему иной раз со всем вниманием относиться к делам нашим".

Премногое множество было и других подобных, которые, живя в мiре, всецело были преданы умной молитве, как уверяют исторические о них записи. – Итак, братия мои христиане, умоляю вас и я вместе со святым Златоустом, спасения ради душ ваших не нерадите о деле таковой молитвы. Подражайте тем, о коих я сказывал, и сколько возможно последуйте им. Сначала это может показаться вам очень трудным, но будьте уверены, как бы от лица Вседержителя Бога, что самое сие имя Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно вами призываемое, поможет вам преодолеть все затруднения, а с продолжением времени вы навыкнете сему деланию и вкусите, сколь сладко имя Господне. Тогда опытно познаете, что дело сие не только не невозможно и не трудно, но и возможно и легко. Почему святой Павел, знавший лучше нас великое благо, какое доставит сия молитва, заповедал нам непрестанно молиться. Не стал бы он обязывать нас к сему, если б это было крайне трудно и невозможно, зная наперед, что в таком случае мы, не имея возможности исполнить то, неизбежно оказывались бы ослушниками его и преступниками заповеди его, и через то делались достойными осуждения и наказания. А это не могло быть в намерении Апостола.

К тому же поимейте во внимание и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, – именно – молиться умом. А это мы всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, благоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душой молиться. Внешний наш человек пусть исполняет свои телесные дела, а внутренний весь пусть будет посвящаем на служение Богу, и никогда не отстает от этого духовного дела умной молитвы, как заповедует нам и Богочеловек Иисус, говоря в святом Евангелии: ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне (Мф. 6, 6). Клеть души есть тело; двери наши суть пять чувств телесных. Душа входит в клеть свою, когда ум не блуждает туда и сюда по делам и вещам мiрским, но находится внутрь сердца нашего. Чувства наши затворяются и остаются такими, когда мы не даем им прилепляться к внешним чувственным вещам, и ум наш таким образом остается свободным от всякого пристрастия мiрского и сокровенной умной молитвою соединяется с Богом Отцом своим.

И Отец твой, видяй втайне воздаст тебе яве, прилагает Господь. Видит, ведающий все сокровенное, Бог умную молитву и воздает явными дарами великими. Ибо и эта молитва есть истинная и совершенная молитва, которая исполняет душу божественной благодатью и духовными дарами, подобно мνру, которое чем крепче затыкаешь сосуд, тем благоуханнейшим делает сосуд сей. Так и молитва, чем крепче заключаешь ее внутрь сердца, тем более она обилует божественной благодатью.

Блаженны те, которые навыкают сему небесному деланию, потому что им они побеждают всякое искушение злых бесов, как Давид победил гордого Голиафа. Им погашают бесчинные пожелания плоти, как три отрока угасили пламя пещи. Сим деланием умной молитвы укрощаются страсти, как Даниил укротил диких зверей. Им низводят росу Духа Святого в сердце свое, как Илия низвел дождь на гору Кармил. Сия умная молитва восходит до самого престола Божия и хранится в златых фиалах, и, как кадило, благоухает пред Господом, как видел Иоанн Богослов в откровении: двадесять четыре старцы падоша пред Агнцом, имуще кийждо гусли, и фиалы златы полны фимиама, уже суть молитвы святых Апок. 5, 8. Сия умная молитва есть свет просвещающий душу человека и сердце его воспламеняющий огнем любви к Богу. Она есть цепь, держащая в единении Бога с человеком и человека с Богом. О, ни с чем несравнимая благодать умной молитвы! – Она поставляет человека в положение всегдашнего собеседователя с Богом. О, дело, воистину дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом.

Ангелы не имеют чувственного гласа, но умом приносят Богу непрестанное славословие. В этом состоит все дело их и этому посвящается вся жизнь их. Так и ты, брате, когда входишь в клеть свою, и затворяешь дверь, т.е. когда ум твой не влается туда и сюда, но входит внутрь сердца твоего, и чувства твои заключены и отграждены от вещей мiра сего, и таким образом всегда молишься, тогда ты бываешь подобен святым Ангелам, и Отец твой, видящий тайную молитву твою, которую приносишь ты Ему в сокровенности сердца своего, воздаст тебе яве великими духовными дарами.

Да и что еще большее лишшее желаешь ты от сего, когда, как я сказал, ты мысленно всегда находишься пред лицом Бога и беседуешь с Ним непрестанно, – беседуешь с Богом, без Коего никогда никакой человек не может быть блаженным ни здесь, ни в другой жизни.

Наконец, брате мой, кто бы ты ни был, когда возьмешь в руки сию книгу, и прочитавши, возжелаешь испытать делом ту пользу для души, какую доставляет умная молитва, тепле прошу тебя, не забудь, когда станешь творить молитву сию, с одни воззванием: Господи помилуй! вознеси к Богу прошение и о грешной душе того, кто потрудился над составлением сей книги, и того, кто тратился на отпечатание и издание; ибо они имеют большую нужду в молитве твоей, да обрящут милость Божию душе своей, как и ты своей. Буди! Буди!
« Последнее редактирование: 05 Март 2010, 09:18:34 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

 
Цитировать
если христианин, живя в миру, все же стремится от всей души возобладать над своими помышлениями и приобщиться в какой-то мере к непрестанной молитве, то ему потребуется развить в себе добродетель воздержания.

Ему необходимо будет проявить возможно большую полноту воздержания в следующих отношениях (( Естественно, что степень воздержания будет сильно зависеть от духовной зрелости, от возраста, социального положения, профессии, природных талантов, общественной деятельности и т. д. прим. авт.)):

1)  от чтения по возможности светской литературы, журналов, газет;

2)   от   посещения   общественных   мест  развлечения (возможно большего), смотрения телевизора, если полностью невозможно от него отказаться;

3)  ограничить себя при слушании радио (опять-таки при невозможности почему-либо полностью отказаться от него);

4)  от пристрастия к науке и светскому искусству во всех его видах, что не исключает, однако, работы в области науки и искусства без пристрастия к ним;

5)  от посещения близких и знакомых, если только не требует этого его совесть как исполнения его долга как христианина;

6)  по возможности уклоняться от приема тех близких и знакомых, посещение которых не вызвано духовной и житейской необходимостью и не связано с общностью духовных интересов.

Очевидно, что выполнение этих правил о воздержании будет по силам в должной мере далеко не всем христианам, живущим в миру. Здесь приложима заповедь Господня: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12).

В заключение следует упомянуть и о следующем предупреждении архиеп. Арсения (Чудовского) делателям Иисусовой молитвы:

«Правда ли, что некоторые из-за Иисусовой молитвы расстраивали свой ум и впадали в духовную прелесть?

По свидетельству св. отцов и как говорит жизненный опыт, возможно и это.

Всякое духовное делание может иметь неправильный ход и развитие. То же нужно сказать и относительно молитвы Иисусовой.

Так, когда ты займешься этой молитвою, можешь приобрести навык в ней, и у тебя прекратятся дурные мысли и желания. И вот тут-то является опасность возомнить о себе как о делателе молитвы Иисусовой, как о чистом, безгрешном человеке.

Чтобы этого не случилось, нужно всегда иметь в виду, что не приобретение навыка молитвы Иисусовой и не прекращение внутреннего борения должно быть целью, а достижение от молитвы Иисусовой совершенных результатов, каковыми можно назвать — тихое, умилительное соединение нашего сердца с Господом, при глубоком покаянном, смиренном о себе мнении. Без этого всегда может быть опасность духовного самообольщения. Иначе говоря, всегда надо бояться духовной гордости, ибо она приводит в ничто всю нашу внутреннюю работу, все наши подвиги».

 

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Простите за две большие цитаты. Все же думаю что хоть для кого-то, как и для меня могут быть полезны во вдохновлении на непрестанную молитву и хождение в присутствии Божьем.

Непрестанной она действительно становится, когда превращается в самодвижную. А это дарование от Господа. Это уже только Его Дар.

Обретение самодвижной молитвы, насколько понимаю, это как раз и есть путь прохождения основных этапов от устно-умной до сердечной. Опять таки не путая душевное разгорячение сердца и прикосновение к духовному свету. Грань все же очень и очень прозрачна ...

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
исступление, наслаждение, ощущение, сладкое умиление, сладостные восторги, приятное расширение, восторг, ощутительное волнение...     

Читаю эти строки - словно в кривом зеркале себя вижу. Спасибо за цитату.
В топку это все, все это фуфло душевное вкупе и телесное - в топку предстояния.

Да, с высокопарностью у нас проблем нет :). Я ее в этом отрывке проглядел. Да высокопарность, душевное порождение, в топку ее предстояния!!!

В последние дни как-то ударился в умственность. Возьму тайм-аут в активности форума. Реально чувствую - начал уплывать от молитвы, все начал хватать умом, а отсюда и поток полемики ...

До скорых встреч! Недельки через две опять вернусь!

Наших прекрасных умных делательниц поздравляю с наступающим праздником 8-го марста. Пусть Господь помогает Вам созидать внешнюю и внутреннюю красоту! Пусть Божье благословение пребывает во всех Ваших благих делах!!!