Исихазм

Автор Тема: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”  (Прочитано 60355 раз)

AngelicCare

  • 3
  • Сообщений: 139
  • О если бы я был служен имени Господа Иисуса!
    • Просмотр профиля

“Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы мне не дают. Скажи, что я должен делать, чтобы отошли они от меня?”. И был мне ответ от Господа в душе: “Горделивые всегда так страдают от бесов”.
     Я говорил: “Господи, Ты милостивый, знает Тебя душа моя; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя?”. И отвечает мне Господь в душе: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся” [1].
...
Этот путь если и совершается на земле не без мук, то неведущий ум не знает их истинной причины – ада. Когда же воля человека-подвижника постоянна в выборе доброго, его ум благодатью освобождается от неведения. Тогда общение с духами тьмы мучительно до смерти. Для такого человека держание ума во аде есть подвиг мученичества; а отвержение отчаяния есть подвиг веры в воскресение того, кто вкушает во аде вечную смерть.
Протоиерей АЛЕКСАНДР ГЕРОНИМУС "ОТКРОВЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА"

Я хотел бы услышать ваши описания состояния "ум во аде". Достаточно подробно, если можно. Прошу не теоретических изысков, но описания деятельного познания этого состояния.
Что желаешь другому, когда тот устремлён к жизни, к любой благодати святой и непорочной, к Богу, то желаешь себе в полноте и совершенстве.
Это формула отражения стужаний в духе.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #1 : 05 Февраль 2006, 19:57:27 »
Один мой товарищ описывал это состояние примерно так: «Если я забываю о Господе хотя бы на минуту, чувствую, что ад мира сего засасывает меня, что я погибаю. Я окружён адом без малейшего просвета в каждом проявлении мира и единственный выход из него – в сердце. Всё моё спасение – в уповании на Господа и в устремлении к Нему через молитву. Без Него – всё тлен и ад.
Бывало, я выходил из дома и видел лишь ад. Я садился в автобус и видел лишь ад. Я смотрел на людей и видел лишь ад. Сердце моё истекало кровью, потому что я не видел выхода и всюду был один ад - даже во мне самом, так что никуда было не скрыться и ни в чём не было отрады и отдыха. Много раз я умирал и был на грани отчаяния. Так продолжалось до тех пор, пока я не устремился в своё сердце с криком "Авва Отче!". Облегчение наступило почти мгновенно - я увидел свет в конце тоннеля. Но поначалу я часто отвлекался и ад опять увлекал меня. Но я уже знал выход и возвращался к Нему раз от раза всё легче.»
Олег

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #2 : 05 Февраль 2006, 20:17:04 »
Голоса из разрушенных лет, предрассветные тени,
И кошмары в разорванных снах, и бесцветные дни,
И знакомые танцы на старой, обшарпанной сцене,
И попытки укрыться от лютого страха в тени.

Эта тень – городов, кабаков, где ты ищешь забвенья,
Но находишь тревогу, а в ней полумрак-полусвет,
и по зыбкой дороге, где прошлого пляшут виденья,
Убегаешь из прошлых, тобою разрушенных лет!

И не сделать тебе ни на час, ни на миг остановки,
Не почувствовать вкус молодого хмельного вина,
За спиною – погоня, и нет уже прежней сноровки,
Не отбиться, не скрыться, и страха полна тишина!

Ну и пусть, ну и пусть преисподняя мрачно клокочет,
Ад живет на земле, он - в твоей полной хрипа груди!
Равнодушны рассветы, страшны сумасшедшие ночи…
Но какие закаты на этом жестоком пути!

Ирина

  • Гость
“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #3 : 05 Февраль 2006, 21:31:12 »
“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”

Расскажу, как я это вижу. Мне кажется, гордый ум устремляется в заоблачные высоты, при этом человек страдает. А как же без ума и не страдать? Человека только то и отличает, что у него ум есть, уму главой должен быть Господь, а сердцу ум, я так понимаю. Хотя вся гордость ума и заключается в страхе ада и смерти. Когда темно, страшно, нападают всякие дикие звери (бесы)... Но когда темнота освящена умом без отчаяния, с верой, спокойно так освящена, то теням там существовать становится невозможно. Конечно, если свет настоящий, бывает и так, что свет обманчивый, и ничего не получается. Но так око ума освещает все тело, разумеется если око ума светло, а если темно, то молиться надо, чтобы Господь осветил ум. И чтобы ум не улетал. Вот Григорий Палама писал, что вообще очень трудно поймать улетающий ум  :think
Кстати, если свет обманчивый, значит, где-то совесть не чиста, тут, наверное, только молиться можно, потому как самому очень трудно выяснить в чем заключается проблема, очень часто, у меня, например, проблема заключается в отношении с ближними, или я сделала тайно какую-нибудь пакость:(

Ирина

  • Гость
“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #4 : 05 Февраль 2006, 22:48:11 »
Кстати, чем ад отличается от смерти? Или это одно и то же :?:

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #5 : 05 Февраль 2006, 23:19:22 »
Цитировать
Я окружён адом без малейшего просвета в каждом проявлении мира и единственный выход из него – в сердце.
Знать о Сердце - великая Благодать. Мне была дана передышка... Хотелось бы знать - почему?

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #6 : 06 Февраль 2006, 00:47:17 »
Что если подумать чуть шире, чем предложено.
Ведь, насколько я понимаю, было сказано не "держать ум свой во аде", а "держать ум свой во аде И НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ".
Это, согласитесь, не одно и то же. Мне кажется, что просто держать ум во аде человеку не под силу будет, а молитва и совесть как раз смогут помочь не отчаиваться.
Извини, AngelicCare, за теоретические изыски, но иначе мне представляется смысл искажённым  :( .

alluz

  • Гость
“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #7 : 06 Февраль 2006, 05:39:13 »
ИМХО: приговорить себя.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #8 : 06 Февраль 2006, 14:05:43 »
Ирина,  
Цитировать
Кстати, чем ад отличается от смерти? Или это одно и то же?

Очень упрощенно. Под адом принято понимать мрачное место (пребывания нераскаявшихся грешников). Смерть - состояние прекращения жизнедеятельности. Иногда ад и смерть персонифицируют. Смерть - как переход души в другое состояние при отделении от тела - может вести в рай (через мытарства?) либо в ад.

Анаtолий

  • Гость
“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #9 : 06 Февраль 2006, 15:30:55 »
Стремлюсь считать себя последним грешником, достойным только ада. Но при этом не отчаиваться на милость Божью. Ибо для таких грешников и пришел Спаситель наш в мир.
Вводить же себя в состояние ада считаю грехом.

Вот такой у меня опыт состояния "ума во аде"

Ирина

  • Гость
“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #10 : 06 Февраль 2006, 16:57:38 »
Цитата: Alexander
Ирина,  
Цитировать
Кстати, чем ад отличается от смерти? Или это одно и то же?

Очень упрощенно. Под адом принято понимать мрачное место (пребывания нераскаявшихся грешников). Смерть - состояние прекращения жизнедеятельности. Иногда ад и смерть персонифицируют. Смерть - как переход души в другое состояние при отделении от тела - может вести в рай (через мытарства?) либо в ад.


Ага, все говорят, "держи ум во аде" и как это сложно:) Еще бы не сложно, если никто толком не знает что это такое "ад". Где тогда держать ум? Мне все-же кажется, что, если считать ад как некое место или состояние, то скорее, это промежуточное состояние, вроде не совсем мертв и не совсем жив, самое неприятное, видимо, так как буддисты, например, ищут "нирвану", вроде как кайфового состояния, а это же смерть?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #11 : 06 Февраль 2006, 17:06:40 »
Душевно-плотскому человеку свойственно прятаться от «ада преисподнейшего» в маленьких радостях жизни. Как раз на эту тему в «Сказании об Иоасафе» приводится  притча о единороге. В ней рассказывается, как  некий человек, убегая от единорога, падает в пропасть. Но в последний момент ему, все-таки, удается ухватиться за ветви дерева, растущего на краю этой пропасти. Корни дерева неусыпно грызут две мыши — белая и черная, а падения дерева вместе с  человеком терпеливо ждет на дне пропасти  дракон. Тем не менее человек с наслаждением вкушает капающий с листьев дикий мед. В Сказании дается и разъяснение притчи: единорог — смерть, пропасть — наш мир, дерево — жизненный путь, который постоянно укорачивают две мыши — день и ночь, дракон — “чрево ада”, капающий мед — радости жизни.  Эти маленькие радости жизни, растворенные со скорбью (можно представить себе и злых диких пчел, гнездящихся на этом дереве)... И все же, удивляешься, как человек старается закрыть глаза пред всеми ужасами жизни, развеяться, повеселиться! Человек может устроить пир во время чумы... Человек может заняться «любовью» даже во гробах в лагере смертников (воспоминания одного заключенного о Соловках)...

Духовного человека не могут удовлетворить маленькие радости – он жаждет «радости совершенной» (ср.:1 Ин. 1, 4). Но так уж в этом мире: чем совершеннее становится радость, тем совершеннее становится и скорбь. У духовного человека постепенно снимается пелена с глаз, которая когда-то даже и защищала его от видения своего бедственного состояния. И чем далее совершенствуется человек, тем более открывается ужас его падения и ужас падения всего человечества. Открываются бездны ада... Здесь главное – уповать на Господа и не сойти с ума.
Уверен, что каждому, «взявшемуся за плуг», приходится очень остро пережить состояние полнейшей тупиковости и безысходности сего человека в «притче о единороге». Но когда еще вся преисподняя восстает и разверзается инфернальная мерзость... Главное – не отчаиваться. Все эти ужасы никогда не сваливаются вдруг, как снежный ком на голову. Радосто-печалие – вот внутреннее состояние подвижника. Как в панцирь облачается им воин Христов, одев и шлем, взяв щит и меч...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #12 : 06 Февраль 2006, 20:13:36 »
ИМХО, фраза “Держи ум свой во аде и не отчаивайся” целиком и полностью описывает состояние первонаначальных, да и не только, попыток установить тишину ума.
В совершенном человеке ум не производит мыслей, потому что он не является хозяином положения. Вся ойкумена телесного и внетелесного опыта принадлежит сердцу. Ум же является подчиненным сердцу инструментом, достаточно аллертным для мгновенного реагирования и "прыжка". Это как отлаженный компьютер, готовый к любой задаче под руковоством своего пользователя.
Ум же несостоявшегося еще человека занимает "хозяйское" место по нескольким причинам. Самая главная - нераскрытое для Любви сердце. Вторая наиважнейшая - родовая травма (древнее проклятие при изгнании из Эдема - "в муках будешь рожать"...).
Родовая травма как метод передачи первородного греха из рода в род, присутствует в нас всю жизнь, будучи опущенной ниже порога восприятия. Главный страж нашего невосприятия родовой травмы - наш вечно "болтающий" ум. С его "помощью" мы в состоянии никогда не встретиться лицом к лицу с этой болью в нас, только лишь некоторым счастливчикам может при смерти повезти войти в нее и пережить сполна.
В процессе же Умного Делания мы останавливаем проекции ума усилием нашей воли, т.е. молитвы. Конечно же, Господь на нашей стороне в этом подвиге. Без Его помощи и благодати мы бы барахтались всю жизнь безрезультатно.
Ум, отсеченный от источника производства проекций (помыслов, мыслей) поначалу пребывает в этом самом аде, ощущая свое падение в пропасть, не имея никакой точки опоры.
Но это еще не все. Все неадекватности и боли тела, освобожденные молитвой от "защиты" ума начинают проникать в сознание в виде конкретных болей, неврозов и психозов, доходящих иногда до еле терпимого уровня. Ум же, включаясь опять в такие моменты, избавляет нас от этих переживаний. Это то и есть состояние, описанное ключевой фразой.
Еще уместно здесь не забывать, что все наше тело является тем самым хард-драйвом, на котором записаны абсолютно все наши личные отступления и преступления против Божьего плана относительно каждого из нас, то что мы попросту называем грехами. Эти "братцы-кролики" тоже изрядно добавляют в копилку наших телесных болей и неправильной работы внутренних и внешних органов. Любой врач знает как легко психосоматика переходит в соматику.
Уму, пережившему такие "приключения" удобнее всего (что вовсе нелегко на самом деле) найти свое убежище в сердце, и перестать разыгрывать из себя "главного", полностью ему подчинившись.
Для нас же единственный путь реального освобождения от первородного греха - это полное и осознанное вхождение в эту "консервированную" в нас боль, т.е. распятие нашего ветхого человека на Христовом Кресте. Аминь........
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #13 : 06 Февраль 2006, 22:33:09 »
Зайди в мой Живой Журнал (duroved) и прочитай мою "Болезнь к смерти"...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Dmitriy

  • Гость
Re: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”
« Ответ #14 : 07 Февраль 2006, 01:08:34 »
Цитата: AngelicCare
Я хотел бы услышать ваши описания состояния "ум во аде". Достаточно подробно, если можно. Прошу не теоретических изысков, но описания деятельного познания этого состояния.


Оно по разному бывает: как в состояниях искушения, так и вне их. Когда вне, то это просто знание, размышление и внутреннее признание и видение, что человек сам по себе ничто и иное, как зло и ложь себялюбия и любви к миру и вообще стремится сам к одному только злу, из которого он может быть извлечен, и от котого человек может быть удержан, сотрудничая с Господом, по Его Божественному Милосердию.  

Проблема на этом пути может быть в том (и у многих бывает), что сначала у человека к желанию совершенной жизни, примешивается желание что-то заслужить для себя, не говоря уже о желаниях стать святым самим в себе (присваивая своей соби Его Святость), а также обойти других, и забыть о конечной цели - служении ближним. То есть, если он будет держать свой ум в аде, видя целью одного только себя или же Господа/царство небесное ради самого себя, не делая ничего абсолютно для ближних по заповедям Его, то это может стать серьезной преградой в духовной жизни.

Заповеди Его не тяжки. Проблемы начинаются, когда начинается их искажением духовным себялюбием. В этом случае, люди всю жизнь пытаются практиковать, делают -в своих глазах и глазах простых людей - ОГРОМНЫЕ подвиги, а толку-то.