Исихазм

Автор Тема: Развилка на пути к приходу  (Прочитано 22614 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« : 23 Январь 2006, 12:32:58 »
Помнится, несколько месяцев назад на форуме поднималась тема жизни современного прихода.  Суть сводилась к тому, что современные приходы зачастую напоминают сборище индивидуумов, которым по большому счету нет дела друг до друга, отсутствует взаимовыручка и тд и тп.
Но вот я не хожу в свой приходской храм именно потому, что не хочу быть рядом со знакомыми людьми - "активными" прихожанами, поскольку наслышан об их сложных взаимоотношениях, о непростых отношениях между тамошними священниками и тд.  Не хочу любопытных взглядов, "здоровканья", каких-то неизбежных обсуждений и тп.
Все это есть, в той или иной степени, в любом приходе. И мне знакомы люди, которые, "обжегшись" на неизбежных неприглядных сторонах приходской жизни, вообще покинули Церковь.
Вместо этого я хожу в большой монастырь, где много народу, где легко остаться незаметным.
Но верный ли это путь? Нет ли в этом своего рода страусиной позиции, стремления к лже-отшельничеству?
Ведь земная Церковь изначально  строилась на общинной жизни.
Так какой путь более верен: путь в "дальний" или "ближний" приход?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #1 : 23 Январь 2006, 15:39:13 »
Антиквар, похоже, Вы обрисовали типичный путь современного человека в церкви. Общин при церквях почти не осталась, а приход - формальное собрание людей никак не для духовных целей. Кому-то удается (удавалось) найти небольшой храм с хорошим общинным духом, а чаще - путь в монастырский храм, где лучше хранится богослужебное благочестие, легче найти духовника-исповедника... и проще затеряться среди прихожан-захожан.

Цитировать
Но верный ли это путь? Нет ли в этом своего рода страусиной позиции, стремления к лже-отшельничеству?
Ведь земная Церковь изначально строилась на общинной жизни.
Так какой путь более верен: путь в "дальний" или "ближний" приход?

Сколько не слышал о "героях", отказавшихся играть в "страусов", - все они претерпели немало и изгнаны насильно - в "отшельничество", а некоторые ушли в альтернативные церкви. Буду рад, если кто-нибудь приведет другой - положительный - пример.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #2 : 24 Январь 2006, 11:11:56 »
Цитировать
Сколько не слышал о "героях", отказавшихся играть в "страусов", - все они претерпели немало и изгнаны насильно - в "отшельничество", а некоторые ушли в альтернативные церкви. Буду рад, если кто-нибудь приведет другой - положительный - пример


Ну, бывает по-разному. Одни вообще покидают Церковь и замыкаются в себе, другие начинают менять приходы как перчатки в поисках "страны счастливой" и в конце концов меняют Православие на, допустим, католицизм или еще что-то (знаю таких).
Но знаю и тех, кто, сменив несколько приходов, в конце концов нашел хорошего духовника. Правда, после этого снова идет погружение в очередную приходскую повседневность с ее сложными взаимоотношениями...
Как вариант, возможен переход вместе со своим духовником в новый приход (хороших священников тоже имеют обыкновение гонять).
Вот, кстати, буквально минуту назад моя мать ринулась в храм, потому что узнала о смене настоятеля, о чем там давно шептались...
Все это суета, конечно...  
Но мне кажется, что и в "незаметном" посещении большого монастыря, которое я предпочитаю, есть что-то не совсем полноценное. Впрочем пока, наверное, это самое правильное. В конце концов, общения, конфликтов и тд мне более чем хватает и на работе.
А дальше...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #3 : 24 Январь 2006, 13:39:24 »
К сожалению, общинное единство –  сейчас большая редкость в церковной жизни. Некоторые бегут из МП в поисках «истинного»  православия, но сталкиваются с теми же проблемами в новых отпочковавшихся церковных структурах.  И дело не в юрисдикциях, не в вывеске на церковной паперти. Мне кажется, что кризис Церкви связан со «спящей верой»(св. Киприан Карфаг.) современных христиан. Мне приходилось слышать много воспоминаний о церковной жизни в период Второй мировой: 200 человек в храме и все 200 хором поют Пасху, 1000 чел. в храме и вся тысяча поет Пасху. Это были очень тяжелые времена, но воспоминания о церкви – самые радостные. У меня сохранились теплые  воспоминания о церковных богослужениях брежневских времен, о священниках, прошедших ГУЛАГ.  Конечно, никого за хождение в церковь в те времена не сажали, но всегда висела опасность подпортить себе карьеру.
А сейчас остается, действительно, затеряться среди прихожан-захожан, как говорит Alexander. Ничего общего с собравшимся народом у меня нет. Есть в храме 2-3 человека, которые молятся, - вот с ними чувствую духовное единство  («если двое или трое собрались во имя Мое...») и этим утешаюсь.
Согласен с прот. Николаем Афанасьевым:

 
Цитировать
«Наша теперешняя позиция есть позиция крайнего индивидуализма. Древнее церковное сознание знало, что надо быть всегда вместе, собранными "на одно и тоже". Мы сейчас почти никогда не бываем все вместе, но каждый за себя и для себя. Преодолеть эту замкнутость не всегда просто и легко, а особенно нелегко выйти на вселенские просторы церковной жизни. Но не будем обманываться: подлинные вселенские просторы открываются только в Церкви, а не вне ее. А если в Церкви, то тогда, когда мы "все вместе" собраны на одно и тоже, т.е. когда мы собираемся в Церковь».


Афанасьев все правильно пишет, но надо тоже не забывать, что свою «евхаристическую экклезиологию» он выверял в тяжелые времена Второй мировой. Хоть и служил он на курорте Лазурного берега, но и там было нелегко. Его жена вспоминала: «И прежде всего я вижу Сэн-Рафаэль зимою 1940-1941 года. Ледяной ветер с гор, свинцовое ледяное море, замерзшие пальмы на набережной. Густая волна ненависти заливает Европу. Жизнь, народности, души и тела человеческие разрываются на части. Сильные мира сего борятся, кому из них больше. Еды мало. Топлива тоже». Конечно, и курортная русская церковь была битком, и все причащались. И все всегда были вместе, собравшись на одно и тоже. :D

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #4 : 24 Январь 2006, 13:59:05 »
Цитировать
А сейчас остается, действительно, затеряться среди прихожан-захожан, как говорит Alexander. Ничего общего с собравшимся народом у меня нет. Есть в храме 2-3 человека, которые молятся, - вот с ними чувствую духовное единство («если двое или трое собрались во имя Мое...») и этим утешаюсь.


Igor, мое ощущение примерно такое же. Но мне иногда кажется, что такой путь (которым и я иду) чреват самоослеплением. Ведь по сути это как будто тоже своего рода уход, только не в другую конфессию, а в этакое внутреннее сектантство что-ли. Сразу оговорюсь, все это очень спорно, я сам ни в чем не уверен.
С другой стороны, близкие мне люди с головой погружены в приходскую жизнь. Они конфликтуют друг с другом, кого-то обсуждают, суетятся, но при этом я не вправе говорить, что только к этому их жизнь в Церкви и сводится. Это скорее просто пена на поверхности, а внутри - есть духовная жизнь.
Но общины в древнем ее понимании сейчас действительно нет. Увы.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #5 : 24 Январь 2006, 14:01:46 »
Антиквар,  Я начала постепенно ходить в церьковь, она у нас в городе одна и в почти сарае( г. Ганновер Германия) и меня очень беспокоит, даже больше того я просто панически боюсь, кому то я не понравлюсь каким то своим высказыванием и Просто не куда больше идти, русских здесь мало и они все друг друга знают и ко мне у них интерес, все подходят со знакомством и поучить тебя, направить, а это очень мешает. Просто Вы , Антиквар, подумайте, а вдруг в один момент все те кто есть будут в одном месте и возможности поменять приход не будет, надо привыкать, находить в себе силы не дать себя изгнать , удержаться на том месте где ты есть и не менять ни чего, остаться среди тех кто не дает жить- в этом будет сила Ваша. Я сейчас говорю Вам, а на самом деле уговариваю себя остаться

Посмотрите это сайт моей церкви: http://www.hram.de

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #6 : 24 Январь 2006, 14:42:47 »
Антиквар,  
Цитировать
Ведь по сути это как будто тоже своего рода уход, только не в другую конфессию, а в этакое внутреннее сектантство что-ли.

Прошу меня правильно понять. Христианин гоним - как гнали Господа. Вы ушли сами, потому что не было духовного единства на приходе. Не ушли бы и стали созидать это единство - Вас бы выкинули... или убрали священника/настоятеля, поддерживающего общинный дух, и тогда бы Вы ушли за ним или Вас выкинули...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #7 : 24 Январь 2006, 14:44:20 »
Пытаться создавать подобие общинного единства, когда его нет – это устраивать спектакль в церкви. В древние времена или во времена «отмеченные» (времена тяжких испытаний)  люди собирались  «все на одно», одержимые одним и тем же Духом. Но Дух Святой обладает свойством не только собирать, но и разделять «до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр.4, 12). Даже  ереси (разномыслия) попускаются для того, чтобы затем прийти к истине (ср.: 1 Кор. 11, 19). И мне кажется, сейчас в Церкви присутствует Дух в свойстве разделения, так сказать. Важность этого разделения в том, чтобы каждый сам в отдельности дал ответ Господу. Господу важно, чтобы всякий человек осуществился и Ему дал отчет (ср.: Евр. 4, 13). Скажут, это было всегда и во все времена. Жена всякого мужа и муж всякой жены, мать своих детей и дети своей матери всегда давали индивидуальный отчет. Все правильно. Но, имхо, сейчас ( в новом эоне) эта тема звучит особенно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #8 : 24 Январь 2006, 19:17:19 »
Ветка об "иллюминатах" вынесена в http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1124

alluz

  • Гость
Развилка на пути к приходу
« Ответ #9 : 25 Январь 2006, 09:23:40 »
Совместное познание воли Божьей, общее чтение и разбор Писания -- вот, ИМХО, та основа, но которой созидается подлинная община.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #10 : 25 Январь 2006, 12:02:50 »
Прошу прощения за то, что увлекся пустопорожним трепом, спасибо, что почистили ветку.


Цитировать
Совместное познание воли Божьей, общее чтение и разбор Писания -- вот, ИМХО, та основа, но которой созидается подлинная община


Безусловно, alluz. Другое дело, что сейчас это встретишь, мягко говоря, нечасто.
В общем, суммируя все сказанное, прихожу к тому, о чем думал и раньше:
Путь в "ближний приход" грозит завести в болото межличностных отношений, путь в "дальний приход" чреват духовным самооскоплением и тайной гордыней.
Третий вариант - никуда никогда не ходить - означает (ИМХО) по сути духовное небытие. "Останешься на месте - в землю врастешь".
Но будем верить, что Господь в нужный момент укажет, куда надо идти.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #11 : 25 Январь 2006, 14:55:33 »
Несколько слов о "новых" типах общин.

Кроме немногих общин при приходах существуют - как много, не знаю - общины, выгнанные с приходов и не распавшиеся. Их составляют воцерковленные люди, но - извините - самодурство церковной власти на них не распространяется, поскольку существуют вне церковного прихода. Под самодурством же понимаю: назначать священника (кот. одновременно и староста=руководитель) "по блату", отнимать собственность и недвижимость, устраивать торговые точки из общинной деятельности и пр. Выработаны же ровные отношения: священник приглашается для исполнения треб, а если он не соответствует духу общины, то от его услуг отказываются. Я наблюдал за несколько драматичным развитием такого "отказа" в одной общине - удачного - что практически невозможно на приходе.

Такой новой общиной может стать семья как малая церковь. Здесь поле непаханое для созидательной работы.

Виртуальные общины.
Надо сказать, что общины специально не создаются - они органически вырастают - и, в частности, в виртуальном общении. Наш форум тоже представляет некий растущий организм, в деятельности которого проявляются моменты становления новой, виртуальной общины. В конце прошлого года мы столкнулись с запланированной акцией по переводу деятельности форума на старые рельсы, когда руководство пытались захватить и в дальнейшем осуществлять по формальному признаку власти - типа: раз священник на форуме, значит и духовник форума (не зависимо от духовных и нравственных качеств). Насколько серьезно было сие... можно увидеть из того, какие огромные волчьи зубы и аппетит :) выросли почти мгновенно у вчерашних проповедников смирения и покаяния.

Кто-нибудь может еще рассказать - о новых типах современных общин?

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #12 : 25 Январь 2006, 16:32:55 »
Ещё один тип общины. Люди объединяются верой во Христа, приступают к Таинствам Православной церкви, но в общении и покаянии их сплачивает программа выздоровления от химической зависимости "12 Шагов", в т.ч. полностью адаптированная к православной вере. Участие в собраниях, обсуждение насущных тем помогает в т.ч. подготовиться к исповеди. Таких общин очень мало, они не очень прочны может быть, но опыт общения и любви, принятия в них никого не оставляет равнодушным. Я с благодарностью и радостью вспоминаю как мы собирались, молились, ходили в походы, друг к другу в гости. Анонимность очень помогала нам держаться вместе, как это ни парадоксально. Конечно, всегда приходит время расставаться, но молитвенное общение всё же остается.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #13 : 25 Январь 2006, 21:47:33 »
Насчет виртуальных общин - есть много всяких "но".
Однако вот определение, которое  выше предложил alluz:
"Совместное познание воли Божьей, общее чтение и разбор Писания -- вот, ИМХО, та основа, но которой созидается подлинная община".
Если следовать этому определению, то вынужден признать, что на 99% эти вещи (или что-то близкое к ним) я нахожу только путем виртуального общения. Наверное, это плохо, но это факт.
Хотя идеалом остается община в храме.

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #14 : 25 Январь 2006, 22:12:46 »
Цитата: Alexander
Кто-нибудь может еще рассказать - о новых типах современных общин?

Еще, например, местное студенческое братство. Основной организатор – один из преподавателей. Совместное паломничество, постоянные тематические собрания, общение, обмен литературой. Собрания открытые, с участием разных приглашенных священников в виде обсуждения той или иной темы с началом и окончанием молитвой. Постоянное внимание и связь с жизнью местной Церкви. Даже «свой» :) старец, говорят есть, к которому они регулярно ездят. Братство действует много лет. Что знал рассказал.