Исихазм

Автор Тема: Действие Божие во время молитвы  (Прочитано 38582 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #45 : 03 Февраль 2006, 11:26:07 »
Друзья мои, мне бы не хотелось, чтобы на этой ветке разговор уклонился (опять) к сравнению с восточными практиками. На форуме  не раз эта тема поднималась, и можно перейти на другие ветки (см. в «Диалоге»). Здесь идет конкретное обсуждение сообщения Евгения.
 
 plot:
 
Цитировать
бессмысленно надеяться на некую спасительную технику, пусть даже это Умная молитва, если Он не дал тебе искреннего и всепобеждающего стремления к Себе.


Именно. И Гурджиев много-много лет «успешно» занимался Иисусовой молитвой...
...Необходимо стремление ко Господу. Необходимо полюбить Господа.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #46 : 03 Февраль 2006, 14:36:50 »
Маленький пост-скриптум
Один очень неглупый человек (из моих хороших знакомых) говорил, что понять буддизм мы не сможем из-за слишком большой разницы культур, понятий и мировоззрения. Для того, чтобы его понимать, нужно там родиться и вырасти.
 При этом он имел в виду не христиан, а просто любого относительно западного человека. Мне почему-то кажется, что в этих словах есть что-то и просто не обращать на них внимания не стоит.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #47 : 03 Февраль 2006, 16:04:12 »
Igor,  
Цитировать
Введя здесь это понятие ακηδια , совсем не тороплюсь отождествить его с состоянием в «недвижной» молитве, описанным Евгением. Допускаю, что речь может идти о совсем мне неведомом высоком духовном состоянии. Вот поэтому и просил нечто об этом у свв. отцов.

Евгений дня три уже не появлялся в Живом Журнале. Будем надеяться, что он позже прочитает эту тему и, возможно, даст ссылки на отцов. Я присоединяюсь к просьбе Igor'я вести аккуратно дискуссию и не выходить далеко за рамки темы. К сожалению, сейчас форум "глючит", и не получается отделить ветки разговора в другие темы.

Я предполагаю, что Евгений говорит именно о неком высоком состоянии. Уныние и безблагодатное "бесстрастие" может быть следствием неверного подражания духовному созерцанию и созерцательному образу жизни.

Есть одна неприятная и опасная область на аскетическом пути, уже не в его начале, но после очищения эмоциональной части души, когда эмоциональность - подобная до момента очищения каше и соплям - высушивается вместо наполнения этой сферы чистыми, прозрачными и светлыми чувствами, приходящими из мира милосердного и сострадательного переживания, жертвенности, соприкосновения с природой, вхождения в творчество художественного слова и образа. Высушенность эмоций и черствость чувств, если они еще и культивируются, порождают отстраненное и бездеятельное бесстрастие. Такая "психическая анестезия" может быть сорвана и взорвана низовыми грубыми страстями, от которых можно долгое время бегать именно физически - уходя в уединение, отказываясь от общения. И в этом тонком унынии-"бесстрастии" часто звучат танатические нотки - как ощущение собственного умирания и скрытое желание, чтобы весь этот гадкий мир скорее провалился в тартарары. Или ностальгия...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #48 : 03 Февраль 2006, 17:53:46 »
Alexander,
Цитировать
Высушенность эмоций и черствость чувств, если они еще и культивируются, порождают отстраненное и бездеятельное бесстрастие.


Интересно, что у византийских отцов (не знаю, у всех ли) понятие "бесстрастие" передается словом απαθεια. Происхождение слова понятно: "пафос"+ отрицательная частица. Однако в положительном смысле απαθεια стала использоваться вначале стоиками, а затем только свв. отцами.
Итак, положительная απαθεια и негативная ακηδια - где границы между деятельным  "невысушенным" бесстрастием и черствым бездеятельным "абулическим" унынием?

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #49 : 03 Февраль 2006, 22:55:11 »
При чёрством унынии отсутствует чувство живости, жизненности, насыщенности мировосприятия, а также имеются другие феномены, объединяемые понятием "деперсонализация". При подлинном бесстрастии, вероятно, нет чувства отчуждения собственных эмоций...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #50 : 04 Февраль 2006, 02:30:49 »
Когда мы говорим об истинной безОбразности (молитвы), то помним, что это не просто отсутствие образов, а сверхобразность. Абсолютно безОбразная молитва невозможна - она остается идеалом - до тех пор, пока не найдет на молящегося Дух Святой и не восхитит его ум, поднимая над образом в "сверхобразие" нетварных энергий. А пока Дух Святой не найдет и не восхитит, безОбразность молитвы - лишь один из вариантов образного представления. Это, вообще-то, серьезное заявление и вряд ли его кто-нибудь услышит...

Также и бесстрастие, понятое негативно или апофатически, есть умирание страстей - их угасание и высушивание. Бесстрастие, понятое в утвердительном смысле, есть преображение страстей - "сверхстрастие" и, как выражение в земной жизни, страсти бесстрастные. Человек с неочищенными страстями подобен сосуду с нечистотами. Умерщвление страстей опустошает сосуд, и, наконец, преображение страстей подобно чуду в Кане Галилейской, когда вода в сосудах превратилась в вино.

Чем отличается пустой сосуд, закрытый пробкой, от сосуда, полного вина?.. Из пустого сосуда, вынув пробку, нельзя напиться! Поэтому-то человек, играющий в бесстрастие, но его не имеющий, показывает только горлышко своей души с запечатанной пробкой слова. И это будет правильное слово - только не живое, не свое и очень скучное.

Границу между деятельным "невысушенным" бесстрастием и черствым бездеятельным "абулическим" унынием проводит стяжание благодати - синергийное, соработническое, когда действие Духа направляется на преображение душевного состава. Только... жатвы много, а делателей мало. Ведь можно научиться (и научить) не преображать свой состав, а сбегать на высоты душевные и духовные, оставляя тело и низовые страсти на забвение и опустошение. И получается: вроде духу причастен подвижник и немалый опыт молитвенный имеет, а тело его разрушено, страсти подавлены или изгнаны, ум не развит...

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #51 : 04 Февраль 2006, 08:20:14 »
Позволю себе обратиться к опыту наших братьев-буддистов, поскольку параллели здесь более чем явственные.
Согласно учению большинства буддистских школ, во внутреннем делании человек проходит две основные стадии и эти стадии не имеют между собой чёткой границы.
Первая стадия – ОЧИЩЕНИЕ.
Вторая стадия – ПРОНИКНОВЕНИЕ.
Очищение – это очищение ума от всех знаков мира сего – мыслей, эмоций, образов, концепций и т.д. до тех пор, пока не обнажается основа ума, имеющая светоносную природу. Далее, если всё идёт нормально,  подвижник сам собой или при некотором усилии приобретает некое устремление, как бы задавая себе вопрос «Что это такое?» - и тогда проникает за этот светоносный предел, который оказывается на поверку лишь завесой, скрывающей Истину.
Так вот, бывает так, что ум вроде бы очищен, но никакой светоносной основы не видно, а наступает некое оцепенение чувств и человек сидит подобно мёртвому дереву. Тогда говорят, что он на самом деле ещё не очистил ум до конца и в нём осталась особая тонкая грязь, трудно различимая, нечто вроде тонкого уныния. Если её не убрать, человек неизбежно падёт.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #52 : 04 Февраль 2006, 13:10:24 »
У меня пожелание. Сравнительное обращение к буддийскому опыту молитвы вполне уместно - в разделе "Диалог".  В этой же теме -  предыдущие обсуждения показывают - лучше не отходить от православного опыта молитвы или опыта личного, изложенного опять-таки соответствующим (теме) образом. Сначала надо понять, что мы - в нашем наследии - имеем сами, и как наш молитвенный опыт может быть правильно согласован и направлен.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #53 : 04 Февраль 2006, 14:07:59 »
Цитата: Alexander
У меня пожелание. Сравнительное обращение к буддийскому опыту молитвы вполне уместно - в разделе "Диалог".  В этой же теме -  предыдущие обсуждения показывают - лучше не отходить от православного опыта молитвы или опыта личного, изложенного опять-таки соответствующим (теме) образом. Сначала надо понять, что мы - в нашем наследии - имеем сами, и как наш молитвенный опыт может быть правильно согласован и направлен.

Прошу прощения  :red:
В переложении же на опыт Умной молитвы можно сказать, имхо, что такое отрицательное состояние бесстрастия есть одно из тонких бесовских нападений и соблазнов. Имхо, особенно им может быть подвержен человек честолюбивый и гордый.
Истинное же бесстрастие - горячее, оно происходит оттого, что человек вкусил сладость Божественного присутствия и мирские страсти уже никак не могут привлечь его.
Приходит такая аналогия, может быть немного грубая. Если некий влюблённый юноша забывает о пище и своих прежних веселиях и стоит под окном возлюбленной, не взирая на снег и дождь, в надежде увидеть хотя бы проблеском образ любимой - это аскетизм и бесстрастие?
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #54 : 04 Февраль 2006, 14:25:07 »
plot,  
Цитировать
В переложении же на опыт Умной молитвы можно сказать, имхо, что такое отрицательное состояние бесстрастия есть одно из тонких бесовских нападений и соблазнов. Имхо, особенно им может быть подвержен человек честолюбивый и гордый.

Маловато будет.  Ладно, примем это утверждение за гносеологическую основу :) , Тогда зададимся вопросом: как раскрывается в истории, примешиваясь к жизни церкви, это тонкое бесовское нападение и соблазн? Один пример привел Igor, говоря об влиянии ακηδια на подвижническую жизнь. А в жизни православного общества и государства  усматривается ли такое влияние?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #55 : 04 Февраль 2006, 15:48:49 »
Мне, все-таки, видится  эта "подвижническая" ακηδια далеко не черствой и не "абулической", то есть не безвольной. Aκηδια - это "стоп" на пути, это ступор. Но этот ступор не назовешь абулическим. Это скорее - упертость, а может быть, даже и стояние. Для ακηδια, так же как и для απαθεια не подходят понятия "действенный" или "бездейственный", "активный" или "пассивный". Они и не активны и не пассивны. Они должны рассматриваться в других измерениях. Но что отличает "акидическое"  стояние - это стояние-ожидание (а м.б. уже не ожидание?) пустого (опустошенного) сосуда. Будет ли он наполнен? Или он уже обветшал, прохудился и не годится для небесного вина?...
Alexander,
 
Цитировать
А в жизни православного общества и государства усматривается ли такое влияние?


Вопрос не праздный. :D

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #56 : 04 Февраль 2006, 16:09:56 »
Alexander,
 
Цитировать
Тогда зададимся вопросом: как раскрывается в истории, примешиваясь к жизни церкви, это тонкое бесовское нападение и соблазн?


Мои многолетние размышления о причинах "заката Европы" подвели к исследованию ментального восприятия христианства на Западе и Востоке. Удивительно, но есть это противостояние "Запад-Восток", которое можно рассматривать  в геополитическом, историческом, культурологическом, психологическом аспектах. Но корень - иное Бого- и мирвосприятие. И вот, что совсем удивляет - "акидическое стояние" (простите за этот вылупившийся неологизм) весьма характерно для подвижников Западной церкви. Стигматы - это тоже результат "акидического стояния".

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #57 : 04 Февраль 2006, 16:26:40 »
Давайте в терминах опять определимся Акидия = Ацедия? Т.е. "уныние"?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #58 : 04 Февраль 2006, 16:30:23 »
Т.е. Запад стоит перед тайной Бога "стигматически": на теле через язвы, в душе - через чувственность переживания, в уме - через рациональное уязвление-проникновение? И это унылое стояние не разрешилось наполнением Духом, и поэтому перешло в отступление - "закат Европы"...

А Восток? Его акидия, какая она? Уход (или изгнание) в "горы и леса", пренебрежение тварным, "законсервированность", обрядовость, суеверность и магичность?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #59 : 04 Февраль 2006, 16:48:29 »
Alexander,
Цитировать
А Восток? Его акидия, какая она? Уход (или изгнание) в "горы и леса", пренебрежение тварным, "законсервированность", обрядовость, суеверность и магичность?


Точно. Монофизитское пренебрежение тварным.
И все эти дела просматриваются и в Египте, и  в Сирии времен пустынников. Читаем патерики и видим множество примеров акидии прямо по соседству с великими духоносными отцами! А примеры из византийской или русской истории... Навалом их...