Исихазм

Автор Тема: Евангелие от Фомы  (Прочитано 60244 раз)

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #735 : 13 Декабрь 2023, 17:00:37 »
Событие - прочитывается как нечто произошедшее.
Событиё - от этого слова дыхание вечности.
\

Осталось влюбиться и шагнуть через разделение События и События. Но где уж там. Будем резать, будем бить все равно рогатый будет разделенный ум водить. :-)
https://www.youtube.com/watch?v=daRmBdioLp8

Я не претендую на опубликование монографии и не позиционирую себя ярым сподвижником Бога или адвокатом дьявола, форум для меня площадка общения, где мне есть, что сказать и услышать, а не добровольная сакрально - исполнительно трудовая колония со своим уставом и наставлениями, которые превращаются в постоянно талдычащий  лозунг типа:  "На свободу с чистой совестью", от тех, кто сам не обрел свободы в со вести с Богом, но (да будет так) все же находится на этом пути, ибо главное не достижение цели, а движение к ней.
Да, Вереск, для расширения твоего личного кругозора мысль Сенеки: «То, что Павел говорит о Петре, больше говорит о самом Павле, чем о Петре».
На том свою ремарку заканчиваю.


Теперь по делу.

Самое основное понятие бытия получено мною не чрез ощущение, ибо нет и специального органа для передачи этого понятия
(Лев Толстой. Анна Каренина).

Применение слова Событиё - это не просто выискивание через нахождения в утрачиваемых лингвистических формах  такого слова, которое соответствовало бы более точному смыслу данной логии Фомы, а скорее  оно наиболее подходит тому движению души и ума для достижения НЕРАЗДЕЛЕННОГО состояния со стояния, которое я хотел выразить  как ощущение своего бытия с событиём в Боге.
« Последнее редактирование: 13 Декабрь 2023, 17:19:21 от svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #736 : 13 Декабрь 2023, 18:06:58 »
Что это такое, «пять деревьев в раю», неизменных-неподвижных? Мне открылось, что речь идет о наших пяти чувствах. Они недвижны и неизменны «зимой и летом», они - вход в бессмертие. Они в людях -  от самого рая и ведут прямиком в рай. Скорее, "пять деревьев в раю" - это сказано о «познании» через наши обычные пять чувств и про их преображение на пути такого познания. Ключ разумения самой практики здесь утрачен; могу лишь предполагать  несколько  вариантов.

Соглашусь с тобой, но не на все 5)

А пожалуй, что на 6, а то и 7 чувств. Не так давно эта мысль о значении 5 органов чувств в антропологии человека меня достаточно глобально увлекла в рассуждение о них. Я даже кое что писал поэтому поводу на форуме. Сейчас посмотрю и возможно продублирую.

Вот нашел. Но дальнейшего развития не было. Сейчас он в тему.


Здоровый аскетизм и по своим плодам должен быть гармоничным, то есть отказ от музыки не как затыкание ушей, а скорее переход от слышания огрубленных внешних  нот к обострению внутреннего слуха, с одновременным раскрытием тонкого видения через другие органы чувств. Путь к святости, преображение тела через светоносность органов чувств, которые становятся каналами света. Пять органов чувств свойственны плоти, шестое чувство уже свойство тела, как преображающейся плоти (преображающейся, а не преображенной). Преображенная плоть обладает уже седьмым органом чувств (возможно это и есть сердце Христово, сосредоточие, центр), не могу сказать, ибо это вне моего опыта, но интуитивное движение к этому феномену подсказывает, что это так.

Подозреваю, прозревая в меру своих сил, что все 5 доступных нам органов чувств имеют семь градаций, которые в свою очередь попарно связаны с друг другом.. Ниже попытаюсь объяснить, при том не настаивая в полной  симметричности обозначенных мною соответствий.

Раз речь в этом топике идет о музыке начну с нее. Музыка - воспринимаемая  органами слуха через звук, который может быть выражен одной из семи нот:    до.ре.ми.фа.соль.ля.си - им соответствуют попарно цвета в сфере зрения:  красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый. Коих так же семь. Разложим по парам:

Сначала отмечу, что я пришел к этому раскладу самостоятельно, затем погрузившись в интернет понял, что ни я первый, но не суть, наоборот данный факт придал уверенность в правильном направлении рассуждения.

До - красный
Ре - оранжевый
Ми - желтый
Фа - зеленый
Соль - голубой
Ля - синий
Си - фиолетовый

Вообщем мысль, что звуки и цвета взаимосвязаны - это не нова. Но если для зрения и слуха как органов чувств есть такие соответствия, то почему их не должно быть по отношению к другим трем органов чувств? Осязание, обоняние и вкус.

Почему мы говорим нота запаха (аромата). Да я 100% уверен, что и они есть. Но я не ставлю целью присвоить ноту звука определенным нотам запаха, это не обязательно, не суть, не цель. Или органам чувства подразделив их например на: Соленый, сладкий, горький, кислый, пресный, жгучий, вяжущий.

Ладно, пока закончу размышления на этой ноте... ДО... встречи, вы СОЛЬ земли)
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #737 : 13 Декабрь 2023, 19:50:24 »
19 Сказал Иисус: Блажен тот, кто пришел в бытие, прежде чем придти в бытие. Если вы станете мне учениками [и] если слушаете эти слова (логии) мои, те камни будут служить вам. Ибо имеете вы nять деревьев в раю, которые неnодвижны летом [и] зимой, и их листья не оnадают. Тот, кто nознает их, не вкусит смерти.


Примечательно, что те (выше) мои рассуждения прошли без влияния  Фомы.Теперь я сказал бы так:

Ученики ждут откровение о будущем веке. Скажи нам про наш конец, каким он будет. Христос указывает ученикам на то, что они и сами должны знать каков будет конец, так как это было их началом. Раскрыли ли вы начало, что ищете конец?  То есть блаженство будущего века, которого жаждут ученики, обретается здесь, как познание Истины, которая и была причиной их рождения как на небе (начало), так и на земле сейчас, так и в будущем веке (конец). Времена (прошедшее, настоящее и будущее) отменяются. В настоящем познается начало и конец. Идущий по этому пути, есть ученик Христов, а слушающий его слова не в буквальном смысле, а слышащий в нем Слово и есть  входящий в ЦН через Слово (которое  Начало и Конец во времени)  блажен, ибо:  Блажен тот, кто пришел в бытие, прежде чем придти в бытие. Христос  указывает конкретно: Благословен, кто встанет на ноги [утвердится] в начале, и он познает конец, и он не вкусит смерти. Выражение - станет на ноги - не метафора, а слово утвердится не так поэтично. Я бы сделал связку - станет на ноги - с другой метафорой - те камни будут служить вам.. Тут говорится об изменении человека (ученика), обретение им через органы 5 чувств, объединенных пресловутым шестым чувством неких новых свойств для трехсоставности человека. Станет на ноги не на зыбкой почве, а на твердых камнях. Камни как символ незыблемости по отношении к природным влияний на них.

Не зря в логии вслед за камнями идет речь о райских деревьях, и их незыблемость там, как бы сравнивается с незыблемостью камней в этом мире.  - те камни будут служить вам. Ибо имеете вы nять деревьев в раю, которые неnодвижны летом [и] зимой, и их листья не оnадают. Тот, кто nознает их, не вкусит смерти. То есть познание начала и конца в настоящем не абстракция. Пять райских дерев, как пять органов чувств, не подвергаются природным изменениям, незыблемы как камни здесь. Являются органами познания мира, и не подчиняются его стихиям, а скорее всего изучают. Листья (чувства) их не опадают, они всегда свежи и задействованы в согласии друг с другом.

 В нашем мире все мягко говоря запущено) Как в песне: "Ты можешь ходить как запущенный сад, а можешь все наголо сбрить..."



Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #738 : 14 Декабрь 2023, 18:05:42 »
svod, количество чувств и связь "обычных" и "тонких" чувств мне пока непонятны. У меня  тонкие чувства начали просыпаться почему-то с обоняния, когда не раз улавливал шлейфы и потоки райских, невероятных, совершенно неземных ароматов, в разных локациях, связанных с храмами и богослужением в них. Но как именно связано обоняние и тонкое обоняние, и связаны ли они вообще через орган обоняния, без понятия. Каков механизм синестезии в твоем примере с нотами, и какое отношение синестезия имеет к тонким чувствам, тоже не понимаю. Кмк, синестезия, в отличие от тонких чувств, не приоткрывает иные планы бытия.
Да, есть традиции, где и ноты рассматриваются как уплотняющиеся вибрации изначального Звука (точнее назвать по-русски "трепет""трепетание"), и цвета - как уплотняющиеся вибрации изначального Света. А если и звуки, и цвета - это вибрации, то вполне возможно и взаимопроникновение восприятия от разных "приёмников", синестезия...

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #739 : 14 Декабрь 2023, 18:19:57 »
Что касается фразы из логии 19, приведу здесь продолжение рассуджений на тему: 
Цитировать
19 Ибо имеете вы nять деревьев в раю, которые неnодвижны летом [и] зимой, и их листья не оnадают. Тот, кто nознает их, не вкусит смерти.
Предположу  несколько  вариантов, того, что может подразумеваться под практикой «познания 5 деревьев в раю».

1. Практика, возможно, заключалась в непрестанной жесткой фиксация чувств на объекте; некоторые полагают, что такая практика была в «гностическом» христианстве и называлась «применение пяти чувств», и она в итоге приводит к «ощущению Божественного»

2 В одной из традиций известно учение о том, что если внимание фокусируется не на объекте (чувственного) восприятия, и не на воспринимающем субъекте («моём я»), а именно на самом чувствовании (непосредственно на самом видении, слышании, обонянии) - это путь прямиком в Исток. Полагаю, через это возможен вход в Жизнь Вечную, переход из смерти в Жизнь, как пишет Ин. Так вы не вкусите смерть, поскольку вкусили Жизнь вечную...

3 Наши пять чувств уже в раю, они способны вкушать блаженство. Через услаждение наших 5 чувств открывается вход в вечное райское блаженство. Мейстер Экхарт говорит: «Он [Христос] был вестником от Бога к нам и принес нам наше блаженство; но блаженство, которое Он принес нам, было наше.»

Все, связанное с услаждением чувств, с ранних веков христианства - табу. Христианам веками твердят церковники, что греховно чувственно ублажать себя. Но дело в том, что здесь ключевое слово - именно «себя». Услаждение чувств само по себе - безгрешно, оно неотъемлемо заложено Богом в самих чувствах; а подлинный грех лишь один - амартия, промахиваться мимо Бога. Что происходит, если услаждение всех чувств адресовано не «мне самому», а Богу? Если это подношение становится подношением одному Единому Богу? Тогда эта практика становится дверь в то самое изначальное «наше блаженство», о котором говорит Экхарт.

Даже в церковных обрядах вижу отголоски этого понимания: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Как эти слова поясняет один церковный толкователь, «Мы не имеем ничего собственного, чем бы достойно могли выразить Тебе, Боже, Отче, благодарность за Твои благодеяния, явленные нам в Единородном Сыне Твоем; поэтому в знак нашей благодарности приносим Тебе Твоя, Твои же Дары». Блаженство наше - Его дар нам, если как и все прочее, и если не присваивать его себе, а подносить Ему, это (в том числе) и есть высшее подношение, "Твоя", и "от Твоих".

Еще хотел бы привести известные слова, тоже сказано об открывающемся человеку рае:
Цитировать
«Если бы двери восприятия были очищены, всякая вещь предстала бы человеку, как она есть - бесконечной [безграничной].»
~ Уильям Блейк
Что же не очищено в наших «дверях восприятия», в 5 чувствах? Обычно, в процессе нашего чувственного восприятия возникает цепляние и обусловленность, за субъект и объект, в субъект-объектной двойственности, и последующее ложное присвоение чувственного восприятия «моим собственным я». Как следствие, происходит помрачение чистого чувственного восприятия умопостроениями «моего я».

Возвращение 5 чувств их истинному владельцу, Богу, через подношение/предание чувственного восприятия Богу - вот что чистит «двери восприятия». Это непрестанный, динамический процесс, который может стать частью практики предания самого себя - Богу. Очищение дверей чувственного приоткрывает двери сверхчувственного.



« Последнее редактирование: 14 Декабрь 2023, 18:30:49 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #740 : 14 Декабрь 2023, 20:00:44 »
К диалогу о тонких чувствах. Интересный пост "О духовных чувствах" и комментарии к нему seelenwacht
о понимании умных чувств сирийскими подвижниками, с переводом фрагмента из Хаззайи:
https://euhenio.livejournal.com/468225.html

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4514
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #741 : 14 Декабрь 2023, 23:43:14 »
На том свою ремарку заканчиваю.
Класс! Где-то там замаячила прямота. Можно сразу увидеть: появляется прямота и сразу обнажается ум. Жестковатый, туповатый, противоречивый ум. Если делаешь шаг назад, уходишь от прямоты, сразу всё замазывается. Появляется обтекаемость, а за ней и фальшь. Шагаешь вперед прямотой и видна вся неказистость. Зато видна ясно. Отступаешь и проваливаешься в мир теней. И тут свои есть выгоды. Слепец здесь видит себя прекрасным. Вот и цена - держать прямоту и обнажать свою противоречивость, на которую каждый может указать, либо сливаться и пускать пыль фальшивым дружелюбием. Где здесь прямая дорога к исцелению?

где мне есть, что сказать и услышать
Вот сказал, а сможешь ли  услышать?

Да, Вереск, для расширения твоего личного кругозора мысль Сенеки: «То, что Павел говорит о Петре, больше говорит о самом Павле, чем о Петре».

Это ведь и к Своду можешь применить. И что можно сказать про Свода, который цитирует пустые слова пустых мыслителей? Что мы можно сказать про Свода, который пытается спрятать свое бессилие за цитатами? Что можно сказать про Свода, который не может обнаружить опору в себе, а прибегает к цитатам внешних авторов? Как наивно полагать что цитируя банальщину можно расширить кругозор. Что это говорит о Своде?

где мне есть, что сказать и услышать
Вот сказал, а сможешь ли  услышать?

НЕРАЗДЕЛЕННОГО состояния
Если есть неразадельное состояние, то есть и раздельное состояние. Если есть целостная жизнь, то она и есть то Единое что проявлено. Моё ощущение, моё состояние, мой бытие, сколько много моё. Есть Единое, из этого единого жизнь, единые чувства, единый ум. МОЁ СОСТОЯНИЕ как ощущение, МОЕГО бытия в Боге это даже не психоделический трип с новым открытием... Это какая-то эгоистичная акайрия незрелого ума.

где мне есть, что сказать и услышать
Вот сказал, а сможешь ли  услышать?

которое соответствовало бы более точному смыслу данной логии Фомы
Точное слово для данной логии было бы.
Молчи и смотри.
Просто смотри.
Блажен смотрящий, прежде чем увидел Ё.
Как видел эту логию прежде чем прочел?

Видел?
« Последнее редактирование: 15 Декабрь 2023, 00:05:42 от veresk »

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #742 : 15 Декабрь 2023, 19:46:48 »
svod, количество чувств и связь "обычных" и "тонких" чувств мне пока непонятны.

Думаешь оно мне понятно)))

К обычным чувствам я бы отнес те органы чувств, которые позволяют нашему животному организму ориентироваться и существовать в этом мире. Но при этом мы не можем сказать, что обоняние у нас более развито, чем у собаки, а зрение острее, чем у орла. Или такой пример. Китообразные, возьмем кашалота. Большую часть его огромной головы занимает спермацетовый мешок, вес его достигает 5 тонн, так вот этот спермацетовый мешок ни что иное как глаз кашалота, только наш глаз наполнен стекловидным телом, а спермацетовый мешок другим жироподобным веществом. И Этот глаз (помимо двух небольших и плохо видящих стандартных глаз) кашалота является ультразвуковым глазом, которым он замечательно видит в ультразвуковых диапазонах даже на глубине до 2 км, да и ныряет он на одном дыхании до 1.5 часов не всплывая наверх. Все видели картинку УЗИ, на которой можно разглядеть плод ребенка и даже биение его сердце. Так вот эта картинка настенный рисунок углем в каменном веке по сравнению с ультра голографическим УЗИ зрением кита.

Этот пример я привел, как иллюстрацию в взаимозаменяемости и взаимосвязанности органов чувств, а также как попытка ответа на твой вопрос:  Каков механизм синестезии в твоем примере с нотами. Ответить на вторую половину вопроса сложнее: какое отношение синестезия имеет к тонким чувствам

Есть мнение, что человек как микрокосм содержит в себе и весь макрокосм в своей тварной части, которая  троична (минералы, растения, животные). То есть способности в данном случае животных есть некое отображение способности и человека, который максимально соединяет в себе триаду (минералы, растения, животные). Тонкие чувства все же не есть простое утончение чувств "обычных" возможно они являются некими инструментами для творческого проникновения и творения. Кстати неплохие рассуждения в комментариях по ссылке, что ты оставил  https://euhenio.livejournal.com/468225.html.

Следует прислушаться к этим двум вариантам.

Существуют две теории духовных чувств. Сирийская: это ангел в человеке, внутренний человек, органы чувств которого действуют в божественном Свете. И (условно) византийская, о которой я написал выше.С точки зрения которой духовные чувства образуются Самим божественным Светом (а не природны, как в первом варианте). Возможна здесь и некая комбинация из двух точек зрения.

Я за то, что есть некая комбинация из этих двух точек.

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #743 : 16 Декабрь 2023, 16:24:38 »
svod, Да, согласен, комбинация. Возможно, это активация Светом духовных чувств "нового человека", прежде бывших в спящем, латентном состоянии.

Иссоп

  • Сообщений: 223
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #744 : 18 Декабрь 2023, 12:52:11 »
Наши пять чувств уже в раю, они способны вкушать блаженство.
Способны-то способны, но часто ли они вкушают? Расчищение всего расчищает и способности пяти чувств.
Все, связанное с услаждением чувств, с ранних веков христианства - табу.
Раз человеку даны пять чувств - значит, это входит в "комплект". Мы не состоим из одного Духа, другим частям комплекта тоже нужна временами соответствующая пища, другое дело, её качество, сообразность, подходящесть, уместность, своевременность и т.д., ну и первичности-вторичности комплектующих. Какие-то запреты, возможно, продиктованы не садизмом, а ради укрощения одного в пользу другого, чтобы присущие невозрождённой природе затхлости уступили место невиданным подснежникам, которых без укрощения затхлого просто не обнаружить и не увидеть и не ощутить...

И вот эти новые подснежники, возможности их ощущать, вообще любые "услаждения" чувств - это Дар Божий, которые, замечали же, подаётся не как попало и без конца и края, а так, там и тогда как сочтёт нужным. Поэтому это не "самоуслаждение", а Дар. Искусственно хоть засамоуслаждайся - ничего не ощутишь.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #745 : 19 Декабрь 2023, 15:20:53 »
Цитировать
Способны-то способны, но часто ли они вкушают? Расчищение всего расчищает и способности пяти чувств.
Иссоп, речь ведь не о самотёке, а о осознанной работе. И "расчищение" 5 чувств, их "дверей восприятия" - составная часть общего процесса.
Цитировать
Мы не состоим из одного Духа, другим частям комплекта тоже нужна временами соответствующая пища
всему "комплекту" по-насточщему потребна только одна пища - напитанность Духом, вот "истинная еда и истинное питие", чтоб росли "невиданные подснежники".

Иссоп

  • Сообщений: 223
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #746 : 19 Декабрь 2023, 17:40:44 »
+++

Когда-то давно попалось: потребности есть духовные, душевные и физические, когда удовлетворены душевные и (или) физические, но не удовлетворены духовные - человек несчастен; если удовлетворены только одни духовные при даже неудовлетворённости вторых и третьих - человек уже счастлив.
В общем-то я о том и говорю, что вторые и третьи при духовной жизни имеют совершенно иные наполнения, интенсивности, своевременности и прочая на своём месте. Но. С недавних пор я начала уделять сознательное внимание и им тоже, это создаёт счастья ещё больше ))