Исихазм



08 Декабря 2019, 06:00:33

Автор Тема: Типичный случай прелести  (Прочитано 57807 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #15 : 30 Сентября 2005, 10:43:05 »
Леонид:

Цитировать
"А меня здесь нет, и вообще тут ничего кроме купли-продажи сувениров им. св. Франциска нет."


Ответ, кстати, очень в духе св. Франциска. :D
Мне также довелось побывать в Ассизи. Там стоит только на фрески Джотто посмотреть. А клеть с мощами св. Франциска меня тоже разочаровала. И все остальное - как раз супротив духа его святости.

Мне кажется, не нужно сравнивать Франциска с нашим Преподобным. Святость по-разному себя проявляет. Можно даже говорить о силе святости. Но не сравнивать. У Сергия и Франциска были разные божественные задания... И в разное время, и в разной стране.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11055
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Типичный случай прелести
« Ответ #16 : 30 Сентября 2005, 11:28:35 »
Леонид,
Цитировать
Совсем не так в Троице-Сергиевой лавре у раки Преподобного Сергия. Он лежит себе спокойно, но такая энергия идет - неимоверной силы.


Если искать живого среди мертвых, то ... мертвый найдет мощевую благодать, а оживающий услышит слова страшной ереси: Господь не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих. Сомневаюсь, чтобы прп.Сергий лежит там спокойно - как труп :)

Энергия неимоверной силы, говорите, которую даже неверующие чувствуют... И что - я задаю серьезный вопрос, поскольку сам нечто подобное чувствую, - что меняет такая явная энергия, если ее и неверующие воспринимают? А кто эту энергию заведомо не воспринимает? - Правильно, верующие протестанты. Так скажите, какова же вера протестантов, не воспринимающих энергии святынь, если дела их веры на порядок превосходят дела веры православных. Что же это за энергия неимоверной силы, если люди, отрицающие ее наличие и верующие во Христа, милосерднее тех, кто мощам с их неимоверными энергиями поклоняется? А заодно крутой моральный и финансовый бизнес на них делает. Как знаете, сейчас уже и не важно становится, чьи это мощи...

Посему Иоанн Богослов и предупреждает: Дети! храните себя от идолов. Аминь.

Лена

  • Гость
Типичный случай прелести
« Ответ #17 : 30 Сентября 2005, 12:29:05 »
А меняет такая энергия то, что эти неверующие крестятся (реальные примеры), а эти самые верующие протестанты, затащенные к мощам из любопытства (опять-таки реальные примеры), принимают православие...
(а фрески Джотто совсем не понравились... Очень плотяно...)

Антиквар

  • Сообщений: 5218
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #18 : 30 Сентября 2005, 16:44:51 »
Опасность в том, что грань между поклонением святыням и магизмом очень тонка. Ведь есть категория людей, которая только и делает, что "мотается" по святым местам, и цель свою видит в том, чтобы как можно больше "приложиться" к чему-нибудь "посвятее". От этого, кстати, и Серафим Саровский предостерегал.
Но это не означает, что не должно быть поклонения святыням. Просто из этого нужно стараться выносить что-то для себя, для души.

Антиквар

  • Сообщений: 5218
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #19 : 30 Сентября 2005, 17:05:33 »
Цитировать
Так скажите, какова же вера протестантов, не воспринимающих энергии святынь, если дела их веры на порядок превосходят дела веры православных. Что же это за энергия неимоверной силы, если люди, отрицающие ее наличие и верующие во Христа, милосерднее тех, кто мощам с их неимоверными энергиями поклоняется?


Мне кажется, трудно измерить чьи "дела веры" больше:) Спорить можно до бесконечности, только все равно ничего это не даст.
Если говорить о помощи нуждающимся, так протестансткие страны куды зажиточнее наших эмпирей, уж извините за коммунистический подход :lol

Лена

  • Гость
Типичный случай прелести
« Ответ #20 : 30 Сентября 2005, 17:14:01 »
А ещё вот на кураевском форуме Николай П. высказал вот такие мысли:

"...Но мне кажется, если Вы хотите трезво рассудить, рассмотрите следующую идеи.

Сравните самых лучших среди православных и среди сектантов. Кто самые лучшие православные? Святые. И в православии сейчас есть ДОСТОЙНЕЙШИЕ ЛЮДИ - ДОСТОЙНЕЙШИЕ ПАСТЫРИ ЦЕРКВИ, святые. Напоминать нужно? Спросите у любого православного, сколько он назовет Вам имен!

А какие достижения сектантов? Особо святых среди них не видно, а на вершине сектантской пирамиды, пожалуй, кто-то жирует за счет нижестоящих простых обманутых членов.

И в конце концов если взвесить все учение сектантов, часто вообще какое-то примитивное, нелепое и взвесить учение святых отцов Православной Церкви - святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста...."

И с такой вот постановкой вопроса я согласна.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11055
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Типичный случай прелести
« Ответ #21 : 30 Сентября 2005, 17:20:22 »
Должно святыни чтить, но не заслонять ими ни Бога, ни человека, ибо благодать святынь от Него, и человек - образ Божий - главная святыня.

Как только святыня становится самодовлеющей, будь это чудотворные мощи, намоленная икона, схождение огня или сам человек (старец, батюшка...), так становится она идолом, и пляшут вокруг нее толпы православные обрядово-магические танцы под финансово-прагматическую дудку.

По поводу высказывания Николая П.  :war  - жаль, viktor куда-то исчез, - он, думаю, поставил бы беспощадный диагноз  :lol

Anonymous

  • Гость
Типичный случай прелести
« Ответ #22 : 30 Сентября 2005, 18:26:55 »
Цитата: Igor
Мне кажется, не нужно сравнивать Франциска с нашим Преподобным. Святость по-разному себя проявляет. Можно даже говорить о силе святости. Но не сравнивать. У Сергия и Франциска были разные божественные задания...

Exuse moi, s'il vous plaît, дорoгой Igor, но не сравнивать невозможно. Я согласен с тем, что у Преподобного Сергия было Божье задание, но кто задавал Франциску его "задания" предстоит ещё прояснить. Мы здесь пытаемся говорить о прелести, так вот Вам, да и всем отрывок из недавно опубликованной книги "Франциск Ассизский и католическая святость". Никто не собирается специально огульно охаивать эту самую ихнюю святость, но давайте честно и беспристрастно смотреть.
http://www.pravoslavie.ru/put/apologetika/francis.htm
Спаси Господи.[/url]

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #23 : 30 Сентября 2005, 18:42:25 »
Цитата: Alexander
Сомневаюсь, чтобы прп.Сергий лежит там спокойно - как труп :)

Совершенно верно, дорогой наш Аdmin, он именно не труп! Я так и сказал о нем, как о Живом: лежит себе спокойно - Он лежит, а не его тело лежит.
А Божье прп. Сергию задание продолжает исполняться.
Как один мой друг говорит: "Поп спит, а служба идет..."
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #24 : 30 Сентября 2005, 19:37:48 »
Igor, простите за опечатку. Я имел ввиду:  Excuser moi...
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #25 : 30 Сентября 2005, 20:13:56 »
"В принципе, св. Франциск не изобрел ничего, что можно было бы назвать открытием для христианства." - Цитата из его жизнеописания на католическом сайте на русском языке про Франциска Ассизского, который viktor посоветовал посетить.
Как говорят американе: No comments.
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #26 : 30 Сентября 2005, 20:46:29 »
Леонид, хотел бы предложить Вам другой современный взгляд на Франциска Ассизского (тоже из лона МП). Он мне более симпатичен:

 http://www.agnuz.info/book.php?id=126&url=index.htm

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #27 : 30 Сентября 2005, 21:08:07 »
Надо очень осторожно оценивать молитвенные практики и душевные состояния, это отностится как собственному опыту, так и к опыту других людей. Особенно трудно судить по внешним признакам и словесным описаниям. На Афоне, например, крайне осторожно и недоверчиво относятся ко всякого рода "экстраординарным" явлениям духовной жизни, обычно испытавшие не доверяют себе и советуются с более опытными, и как правило не судят сразу а смотрят на долговременные последствия и изменения в человеке. Чаще всего, когда трудно разобраться от "кого" это было, советуется - не принимать, но и не отвергать, относиться равнодушно.

Часто считают что любовь к Богу и людям - критерий того что нет прелести. К сожалению это не так, не всякая любовь к Богу, какой бы она "пламенной" не была, непременно есть чистая, духовная и благодатная. Бывает и душевная любовь распалённая в сердце ревностью и определённой молитвенной практикой, и такая душевная любовь легко совмещается с гордостью, тщеславием и прелестью. Правда душевная любовь может и НЕ совмещаться с гордостью или прелестью, поэтому душевность сама по себе - ещё не признак прелести.  Определённая доля душевной любви, действующей со смирением и пониманием своей недостаточности, может быть допустимой в духовной жизни, пока не обретается духовная. Прелестью является когда такую любовь принимают за благодатную и подсознательно гордятся таким "достижением". Один из непременных признаков благодатной любви - это смирение (опять же, благодатное смирение, а не человеческое), благодатная любовь растворённая со смирением не имеет никакой даже глубоко скрытой гордости.

Далеко не все католические святые - прельщёные, и хотя я и не могу оценивать чужой опыт и утверждать категорично, но судя по описаниям, духовное состояние многих католических и суфийских святых всё же скорее всего является лишь распалённой душевной любовью нередко сопряжённой с прелестью мнения о себе. Я не думаю однако что католики Хуан де ля Круз и брат Лоренс находились в прелести.

Антиквар

  • Сообщений: 5218
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #28 : 30 Сентября 2005, 23:30:03 »
Меня интересовал случай Игнатия Лойолы, поскольку его личность является, пожалуй, одним из главных выразителей духа католицизма.
Человек, по сути спасший католичество от краха, к которому едва  не привела Реформация, человек, давший мощнейший импульс распространению католицизма на многие страны и континенты.
И в то же время - человек, чье детище, орден иезуитов, своей политикой, неразборчивостью в средствах по сути дискредитировал католичество (да во многом и христианство вообще), подвел европейскую цивилизацию к потрясениям, начало которым положила Французская революция. Я понимаю, что это глобальная тема, которую нельзя сводить лишь к личности Лойолы и к тому, был он прельщен или нет.
Но все же о роли прелести в истории это заставляет задуматься :think

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Типичный случай прелести
« Ответ #29 : 01 Октября 2005, 01:36:15 »
Igor,
Спасибо за статью архимандрита Августина. Это слегка помогло мне умерить мой анти-францисканский пыл, но только слегка.
Не пойму только, почему Вы решили что это из лона МП? Ведь сам сайт http://www.agnuz.info/ - католический.
Спаси Господи.
P.S. Видели ли Вы фильм Франко Дзефирелли "Брат Солнце, Сестра Луна" про Сан Франческо?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.
 

Поиск