Исихазм

Автор Тема: Отличие сердечного центра от духовного сердца  (Прочитано 71520 раз)

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Честно говоря, просто не знаю. Может быть эту поговорку стоит иметь в виду начинающим т.к. если у человека, к примеру, зуб разболелся или что-то в животе (говорю намеренно о сильных физических болях), то ему духовные мысли и в голову не полезут. Но на это есть хорошее высказывание, что Господь не посылает человеку непосильных для него испытаний.
  А может быть здесь граница гораздо более тонкая, - тело и дух взаимосвязаны и под здоровым телом уже можно подразумевать, связанное с ним развитие духа? Я, конечно, тоже не имею в виду здоровенного детину, который спьяну всех под руку подвернувшихся готов на ближайшее дерево загнать.

  P.S.  Я не очень пока разбираюсь в православных понятиях и терминологии и вдруг возник вопрос - ДУША и ДУХ. Что в них общего и что различного?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: Alek-Sandr
Я не очень пока разбираюсь в православных понятиях и терминологии и вдруг возник вопрос - ДУША и ДУХ. Что в них общего и что различного?


Понимание что есть душа и дух и в чём разница между ними немного варьируется у разных св. отцов, чётких определений, насколько я знаю, нет. Обычно под душёй понимается не-плотская, не-материальная (точнее, не грубо-материальная) часть человека, что включает в себя разум, ум/сердце, дух, и возможно другие части. Под сердцем и умом отцы часто подразумевают то же самое, и отличают их от разума - рационального мышления. Дух же - один из компонентов души, это тот самый дух который Бог вдунул в человека при сотворении - дыхание благодати Божией, зерно Святого Духа в человеке. Но часто отцы употребляли слова "душа" и "дух" в других смыслах. Подробнее см. здесь: http://www.hesychasm.ru/library/psychology/vlhs_3.htm#n1

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Спасибо, Евгений. Материала много, не на один день, а очень надолго хватит, чтобы постепенно приходить к пониманию. Очень поверхностный просмотр пока привел меня к мысли, что эту поговорку, действительно, нужно понимать гораздо глубже. Первое впечатление - в здоровом теле (иметь в виду, что тело и душа неразделимы и соответственно в здоровом теле со здоровой душой) - здоровый дух т.е. та часть Божественной сущности которая есть в каждом, но проявляться эта часть может только у человека здорового телом и душой, причем тело, как таковое не имеет первостепенного значения (ну да об этом и спорить уже не приходится). Тогда это уже не просто поговорка, а высказывание, требующее понимания и осознания.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Александр, всё-же поговорка-то мирская, стоит ли в ней искать глубокий смысл? :о) Здесь всё не так прямолинейно, например прп. Амвросий Оптинский был очень больным человеком, а мощи его однако нетленны. Часто телесные болезни попускаются Богом для оздоровления души, потому что телесными скорбями душа очищается от страстей и распинает в себе плотского человека. Это не значит однако что надо совсем пренебрегать здоровьем и отказываться от лечения. Как говорил тот же прп. Амвросий, "Монах должен не лечиться, а подлечиваться". Впрочем, это уже другая тема.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Не успев посмотреть Ваш ответ, добавил в свое предыдущее сообщение последнюю фразу. Но с Вами согласен - слишком глубокого смысла искать не надо, скорее это может быть аргументом в разговоре с кем-то активно неверующим, как фактор, который может что-то сдвинуть в мировоззрении.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Разве мощи прп.Амвросия нетленные? Про мощи свт.Иоасафа Белгородского можно сказать, что они нетленные, причем сам святитель болел беспрестанно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
Разве мощи прп.Амвросия нетленные?


Конечно нетленные. Насколько я понимаю, само слово "мощи" подразумевает нетление. Есть однако разная степень нетления, возможно в соответствии со степенью обожения. Афонцы как-то по цвету черепа определяют, т.е. у "слегка" обоженных плоть тлеет, но кости несут на себе печать нетления. У достигших же высокой степени обожения и плоть нетленна как у свт. Иоасафа, таких примеров много.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Прочитал, что под нетленными мощами в церкви понимаются неистлевшие кости (по Е.Голубинскому - см. http://www.hram-usadba.ru/04docs/listok-46.html ).  В таком случае, нетленные мощи, понятые как неистлевшие кости, не могут символически характеризовать степень обожения. В совр.языке у слова "нетленный", конечно, другая смысловая нагрузка. А я-то, необразованный, все смущался, слыша про нетленные мощи святых.

Анатолий

  • Гость
Поговорка действительно древняя и раньше в переводе на русский она звучала так :"Хорошо,когда в здоровом теле - здоровый дух", потом ее подправили ...

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Неплохо так подправили, даже смысл начальный куда-то уехал...   :(

р.Б.Димитрий

  • Гость
Цитата: Evgeny
Цитата: Alexander
Разве мощи прп.Амвросия нетленные?

Конечно нетленные. Насколько я понимаю, само слово "мощи" подразумевает нетление. Есть однако разная степень нетления, возможно в соответствии со степенью обожения. Афонцы как-то по цвету черепа определяют, т.е. у "слегка" обоженных плоть тлеет, но кости несут на себе печать нетления. У достигших же высокой степени обожения и плоть нетленна как у свт. Иоасафа, таких примеров много.

+ + +
Простите, что вмешиваюсь. Греческая практика на 180` оттличается от русской.

Их Церковь воспринимает собственно нетление как то, что тело человека не приемлется даже землею. Поэтому на Афоне через пару лет тело эксгумируют, и в случае нетления начинают особо молиться об усопшем. И потом периодически осматривают снова и снова - до достижения результата. Под сомнением (не вспомню источника): совсем не поддающиеся тлению останки перезахоранивали вне ограды кладбища.

Признаком же святости является цвет костей: у праведников светлый, желтоватый; а у прочих - почернелый.

р.Б.Димитрий

  • Гость
Цитата: Alek-Sandr

ДУША и ДУХ. Что в них общего и что различного?


+ + +
Боюсь, предыдущий комментарий несколько неотчетлив, а ссылка весьма однобока.

Вообще говоря, сей вопрос разсматривается православной антропологией. Если позволите, несколько посылок вкратце:

- догмата о соотношении души и духа у Церкви нет,- стало быть, это пока не принципиально важно для дела нашего Спасения
- есть 2 теории в Писании и у свв.оо.: дихотомия и трихотомия
- дихотомия говорит о двусоставности человека: тело и душа, включающая в себя дух
- трихотомия - соответственно о раздельности тела, души и духа
- момент создания души и проявления духа также относится к области святоотеческих мнений; большинство же говорит сейчас о создании души в момент зачатия

PS А лучше Вам, ежели интересно, посмотреть про это в доступных учебниках по Догматическому Богословию.

р.Б.Димитрий

  • Гость
Цитата: Alexander

Проявления работы сердечного центра. ... Чувственно-эмоциональные и страстные: радость, чувство благодарности, эмоциональная наполненность и желание излить переполняющие чувства восторга и благодарения, слезы (плач о грехах или от радости), ..., сочувствие и сострадательность, ... и др.

Что важно для нас: 1) любые из этих переживаний не есть истинная благодать; 2) любые из этих переживаний не являются целью умного делания; 3) эти переживания могут в большей или меньшей степени сопровождать (а могут и отсутствовать) молитвенное делание, посему ошибкой будет увлечение такими переживаниями.

+ + +
Таки решил прописать то, что смущало в Вашем посте:

Как говорил апостол Павел: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона..."(Гал.5:22-24)  Разве сии плоды (любовь, милосердие и радость, в частности) не коррелируют деланию?

И, может быть, несколько опрометчиво определять ошибкою "увлечение такими переживаниями" к примеру, старца Виссариона?
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/vasilisk.htm

Простите меня, высокоумного.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Цитата: р.Б.Димитрий

+ + +
Таки решил прописать то, что смущало в Вашем посте:

Как говорил апостол Павел: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона..."(Гал.5:22-24)  Разве сии плоды (любовь, милосердие и радость, в частности) не коррелируют деланию?


 Насколько я могу судить, плоды Духа и чувственно-эмоциональные и страстные переживания, про которые говорит Александр, это разные вещи.
Эмоционально-чувственные переживания имеют двойственный характер и могут легко переходить в свою противоположность. Духовные переживания более глубокие и устойчивые.
 Наша чувственная природа устроена так, что от касания благодати она может приходить в восторг и слишком интенсивную эмоциональность. В конце концов, расплескав легкомысленно драгоценные капли божественного напитка, она сникает. Так происходит постоянно, пока наш внешний человек не очистится и не успокоиться, чтобы суметь принять более глубокое переживание мира и любви.
 
Извините за некоторую сумбурность в ответе.

С уважением.

р.Б.Димитрий

  • Гость
Цитата: Irina

+ + +
 
ОК, но можем ли мы отвергать эмоциональную составляющую богообщения на разных степенях возрастания?
Разве божественный эрос безучастен? или несострадателен?

Аз говорю только о той нечеткости формулировок любезного брата, которая может смутить подвижника к отсечению помянутых им чувств.

Так ли правильно бежать чувств сострадательности или безотчетной радости? Или игнорировать их?

Может, было бы правильнее возблагодарить Господа за оказанную милость и еще горячее просить о конечном помиловании?

Что говорят Вам помыслы?
Сии вопрошания в моем новоначалии весьма актуальны.