Умное делание

Практика и теория умного делания => Диалог => Тема начата: Evgeny от 09 Сентябрь 2005, 17:39:10

Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 09 Сентябрь 2005, 17:39:10
Мне тоже вслед за Леонидом захотелось поделиться своим любимым из восточной мудрости. Наверно это все уже читали, но я ни когда не перестаю заново удивляться, перечитывая этот текст. Привожу не полный текст, только то что мне больше всего нравится.

"То, что называют христианской религией, существовало среди древних и никогда не переставало существовать со времени сотворения человека." Святой Августин
________________

"В начале было Дао, и Дао было у Бога, и Дао был Бог"
Иоанна 1.1, дословный перевод китайского Евангелия.
___________


1 ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме. Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному.

2. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится.

7. Небо и Земля - долговечны. Небо и Земля долговечны потому, что существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными. Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется.

8. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на Дао. Поскольку [совершенномудрый], так же как и вода, не борется с вещами, [он] не совершает ошибок.

10. Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином - вот что называется глубочайшим ДЭ.

11. Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты.

16. Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение.

18. Когда устранили великое Дао, появились "человеколюбие" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляются "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и "верные слуги".

20. Все люди радостны, как будут присутствуют на торжественном угощении или празднуют наступление весны. Только я один спокоен и не вставляю себя на свет. Я подобен ребенку, который не явился на свет. О! Я несусь! Кажетяс, нет места, где мог бы остановиться. Все люди полны желаний, только я один подобен тому, кто отказался от всего. Я сердце глупого человека. О, как оно пусто! все люди полны света. Только я один подобен тому, кто погружен во мрак.Все люди пытливы, только я один равнодушен. Я подобен тому, кто несется в мирском просторе и не знает, где ему остановиться. Все люди проявляют свою способность, и только я один похож на глупого и низкого.

21. Содержание великого дэ подчиняется только Дао. ДАО бестелесно. Дао туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью. С ревних времен до наших дней его имя не исчезает. Только следуя ему, можно познать начало всех вещей. Каким образои мы познаем начало всех вещей? Только благодаря ему.

22. Стремясь к малому, достигаешь многого; стремление получить многое ведет к заблуждениям. Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истинной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной. Слова древних:"Ущербное становится совершенным..." - разве это пустые слова? Они действительно указывают человеку путь к [истинному] совершенству.

23. Даже Небо и Земля не могут сделать что-нибудь долговечным, тем более человек. Поэтому он служит Дао. Тот, кто [служит] Дао, тот тождествен Дао. Тот, кто [служит] дэ, тот тождественен дэ. Тот, кто теряет, тождествен потере. Тот, кто теряет Дао, приобретает Дао. Тот, кто тождествен дэ, приобретат дэ. Тот, кто тождествен потере, приобретает потерянное. Только сомнения порождают неверие.

24. Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, тот не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из Дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий Дао, этого не делает.

27. Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрывать двери, не употребляет запор и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку, [но завязывает так прочно], что развязать невозможно. Поэтому совершенномудрый постоянно умело спасает людей и не покидает их. Он всегда умеет спасать существа, поэтому он не покидает их. Это называется глубокой мудростью.

31. Победу следует отмечать похоронной процессией.

32. Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может его подчинить себе.

33. Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

34. Великое Дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо, и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает [своего роста]. Оно совершает подвиги, но славы себе не желает. С любовью воспитывая все существа, оно не считает себя их властелином. Оно никогда не имеет собственных желаний, поэтому его можно назвать ничтожным. Все сущее возвращается к нему, но оно не рассматривает себя их властелином. Его можно назвать великим. Оно становится великим, потому что никогда не считает себя таковым.

35 Когда Дао выходит изо рта, оно пресное, безвкусное. Оно незримо, и его нельзя услышать. В действии оно неисчерпаемо.

36 Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.

37. Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало. Не обладающее именем - простое бытие - для себя ничего не желает.

38. Внешний вид - это цветок Дао, начало невежества. Поэтому [великий человек] берет существенное и оставляет ничтожное. Он берет плод, и отбрасывает его цветок. Он предпочитает первое и отказывается от второго.

39. Благодаря единству, небо стало чистым, земля - незыблемой, дух - чутким, долина - цветущей, и начали рождаться все существа.

41. Кто узнает Дао, похож на темного; кто проникнет в Дао, похож на отступающего; кто на высоте Дао, похож на заблуждающегося; человек высшей добродетели похож на простого; великий просвещенный похож на презираемого; безграничная добродетельность похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похожа на ее расхищение; истинная правда похожа на ее отсутствие. Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляется; сильный звук нельзя услышать; великий образ не имеет формы. Дао скрыто [от нас] и не имеет имени. Но только оно способно помочь всем существам и привести их к совершенству.

43. В Поднебесной самые слабые побеждают самых сильных. Небытие проникает везде и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с учением, не прибегающим к словам, и пользой от недеяния.

45. Высшее совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику.

47. Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное Дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха.


48. Кто учится, с каждым днем увеличивает [свои знания]. Кто служит Дао, изо дня в день уменьшает [свои желания]. В непрерывном уменьшении [человек] доходит до недеяния. Нет ничего такого, что не делало бы недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осуществляется посредством недеяния. Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной.


49. Совершенномудрый не имеет собственного сердца. Его сердце состоит из сердец народа. Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Искренним я верен и неискренним также верен.

50. Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру некуда наложить на него свои когти, а солдатам некуда поразить его мечом. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти.

51. Создавать и не присваиваить, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать - вот что называется глубочайшим дэ.

52. В Поднебесной имеется начало, и оно - мать Поднебесной. Когда будет постигнута мать, то можно узнать и ее детей. Когда уже известны ее дети, то снова нужно помнить об их матери. В таком случае
до конца жизни [у человека] не будет опасности. Если [человек] оставляет свои желания и освобождается от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости. Если же он распускает свои страсти и поглощен своими делами, то не будет спасения [от бед].
Видение мельчайшего называется зоркостью. Сохранение слабости называется могуществом. Следовать сиянию [Дао], постигать его глубочайший смысл, не навлекать [на людей] несчастья - это и есть
соблюдение постоянства.


55. Кто содержит в себе совершенное дэ, тот похож на новорожденного. Ядовитые насекомые и змеи его не ужалят, свирепые звери его не схватят, хищные птицы его не заклюют. Кости у него мягкие, мышцы слабые, но он держит [Дао] крепко. Не зная союза двух полов, он обладает животворящей способностью. Он очень чуток. Он кричит весь день, и его голос не изменяется.

56. Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.

63. Нужно осуществлять недеяние, соблюдать спокойствие и вкушать безвкусное. Великое состоит из малого, а многое - из немногого. На ненависть нужно отвечать добром.
Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое - из малого. Поэтому совершенномудрый начинает не с великого, тем самым он совершает великое.

64. Кто действует - потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается [самовольно] действовать.

66. Реки и моря потому могут властвовать над равнинами, что они способны стекать вниз. Поэтому они властвуют над равнинами. Совершенномудрый не борется, благодаря чему он в мире непобедим.

70. Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществить.
Совершенномудрый подобен тому, кто одевается в грубые ткани, а при себе держит яшму.

71. Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен. Кто, будучи больным, считает себя больным, тот не является больным. Совершенномудрый не болен. Будучи больным, он считает себя больным, поэтому он не болен.

72. Совершенномудрый отказывается от самолюбия и предпочитает невозвышенное.

73. Кто храбр и воинственен - погибает, кто храбр и не воинственен – будет жить. Кто знает причины того, что небо ненавидит [воинственных]? Небесное Дао не боретсяс, но умеет побеждать. Оно не говорит, но умеет отвечать. Оно само приходит. Оно спокойно и умеет управлять [вещами]. Сеть природы редка, но ничего не пропускает.

76. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.

78. Вода - это самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и нет ей на свете равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять.
Правдивые слова похожи на свою противоположность.

81. Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает.
Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное Дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого -- это деяние без борьбы.
Название: Re: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Яна от 10 Сентябрь 2005, 13:04:20
Евгений, давно читаю этот форум, но в дискуссиях ни разу не участвовала. Надо признаться, что Ваши высказывания читаю всегда с особой радостью и интересом. Именно поэтому родился вопрос: восхищаясь восточной мудростью, какое место Вы ей отводите в деле спасения?:)

Насколько я поняла из Ваших предыдущих постингов, в буддизме, индуизме, йоге и проч. Вы видите лишь один плюс - то, что через эти учения многие прорываются к христианству, которое сразу многие просто не в состоянии вместить.

А фразу св. Августина я пытаюсь понять, но не получается... Было ли христианство до Христа? Было язычество, был отход от памяти о Едином Творце, были (в последнее тысячелетие до Р.Х.) идеи (наконец-то!) об Абсолюте, о едином Боге - которые, правда, тут же обрастали таким количеством "элементов" от лукавого, что пользоваться ими становилось опасным для здоровья души и тела:), были попытки ввести какие-то моральные заповеди... Но где же там христианство? Христианство - это Христос...
Название: Re: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 10 Сентябрь 2005, 20:33:27
Спасибо за добрые слова, Яна. Ваш вопрос не простой, не знаю смогу ли я верно ответить, но попытаюсь высказать своё мнение. Прежде всего надо различать верование как догму или мировоззрение от веры как состояния души. Первое есть лишь несовершенное словесное выражение второго, хотя с другой стороны мировоззрение оказывает определённое влияние на состояние души. Я думаю бл. Августин имел ввиду христианство не в виде оформленного верования, учения или богословия, а как интуитивное ощущения присутствия и близости Бога и духовного стремления к высшей любви и добру, заложенной в каждом человеке, поскольку дух человека был дан ему Богом, и закон христианской любви, по словам ап. Павла, написан Богом в его сердце. Энергии Божии разлиты во всём творении и могут созерцаться естественными силами человеческой души, поэтому во многих мировых религиях присутствует некоторое знание о Боге и о пути к нему, хотя это знание несовершенно и часто искажено, будучи результатом несовершенного познания, искажённого человеческим заблуждением и грехом. В отличие от языческих религий, христианство есть прямое откровение Бога человеку, выраженное насколько это возможно на языке человеческих слов и понятий. Но главное конечно что христианство - не просто практика или учение, а путь к прямому и непосредственному единству с личным Богом и соединение с его Церковью. Проблема в том что восприятие этого откровения человеком по необходимости искажено в той степени, в какой его состояние души искажено грехом и страстями. Парадоксально, но язычник, не зная Христа по имени, может быть душёй ближе к Нему чем христианин, призывающий имя Христа в молитвах, но сердцем далёкого и не знающего Его. Хотя быть ближе - не есть ещё спасение, не значит быть в союзе с Ним. Спасение есть непосредственный союз и опытное знание Бога в трёх ипостасях "лицом к лицу", а такое состояние человека и есть принадлежность к Церкви - Телу Христову, поэтому и говорится что окончательное спасение вне Христа и Его Церкви невозможно.  

Какое место восточной мудрости в деле спасения? Как уже говорилось ранее, она часто приводит ко встрече со Христом, примеров тому масса. Но что дальше, после того как мы пришли ко Христу, нужна ли нам, христианам, восточная мудрость, добавляет ли она что нибудь к тому знанию которое мы имеем от Бога? Думается определённого ответа и рецепта нет. Некоторые предпочитают забыть о всей мирской и языческой мудрости, литературе и философии, и сфокусироваться на христианском пути в той форме в какой он исторически оформился. В принципе путь верный и могущий привести к цели, если только путник не застрянет в многочисленных западнях на пути (как то - стагнация на внешнем делании, на догмах или богословии, на законничестве и фарисействе, на осуждении и превозношении перед теми кто не следует по тому же пути, впадение в разного рода прелести и проч.). Другие, идя христианским путем, остаются открытыми и восприимчивыми и к мудрости и красоте в восточных учениях или в мирском искусстве за пределами христианства, оценивая конечно эту мудрость сквозь призму своего христианского духовного знания и опыта. Что это может дать и чем помочь? Думается, такой подход имеет свои положительные стороны и свои опасности. Положительное в том что он иногда помогает выйти из стагнации законничества, догматизма, гордости по отношению ко "внешним", заставляет по новому задуматься над такими простыми вещами как смирение и любовь, каким-то образом иногда превращающиеся в закоснелые догмы и правила, взглянуть по новому свежим взглядом на то что кажется давно понятным и очевидным, вновь  почувствовать свежее дыхание красоты и мудрости. Опасность в том что можно незаметно "подцепить" искажения и заблуждения примешанные к проблескам истины в мирской или восточной мудрости. В общем, в принципе святому человеку стяжавшему Духа Святого и имеющему прямое знание от Бога никакая написаная словами мудрость уже не пользует, будь то восточная или христианская. Но как поступать тем кто ещё не стяжал? Пусть каждый сам выбирает, и главное не будем осуждать друг друга, "кто ест - не осуждай того кто не ест", и кто не любит восточную мудрость - не осуждай того кто любит, и наоборот. Но и тем и другим, думается, надо без осуждения и с любовью помогать друг другу выходить из стагнаций и "ловушек" на пути и освобождаться от заблуждений, если конечно сами помогающие из них вышли и от них освободились, вот в чём проблема.

В общем, трудно всё это сформулировать словами, "мысль изречённая есть ложь". Поэтому наверно мы так ценим редкие искры Божественной мудрости и красоты, выраженные в словах, красках или звуках людьми которые сердцем чувствовали Бога, неважно были ли они христианами или нет. Мне особенно близок Лао-Тзы - мало кто, кроме Самого Христа, смог так выразить словами невыразимое.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Леонид от 11 Сентябрь 2005, 15:23:07
Цитата: Яна
А фразу св. Августина я пытаюсь понять, но не получается... Было ли христианство до Христа? Было язычество, был отход от памяти о Едином Творце.

Мы же не можем отрицать Предвечное Существование Господа Христа.
Пресвятая Троица несотворенно пребывала в Вечности. Помните, Яна, библейскую сцену под дубом Мамврийским?
Христианством мы называем, в частности, возврат ветхого человека в Адамово состояние жизни до его грехопадения. Я полагаю, что Адам, поэтому, был христианином.
Выдающиеся мистики и духовные искатели несомненно могли прозревать зерна Христианства еще и до Воплощения Бога-Слова.

Evgeny, спасибо за Дао Де Дзин. Как всегда - не убавить, не прибавить...
Спаси Господи.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: George Indulen от 15 Сентябрь 2005, 14:00:07
Цитировать
Христианством мы называем, в частности, возврат ветхого человека в Адамово состояние жизни до его грехопадения


Человек искуплённый и человек первозданный - вещи несколько различные. :think
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Леонид от 15 Сентябрь 2005, 23:06:30
Цитата: George Indulen
Цитировать

Человек искуплённый и человек первозданный - вещи несколько различные. :think


Кто-ж с этим будет спорить?
Я тут где то говорил, что, по моим представлениям, мы все содержим в себе матрицу Первозданного человека, незапятнанного вообще никаким грехом. От этой матрицы и идет личный отсчёт всех наших дел, поступков, преступлений и мыслей. Если бы её не было, то и Искупление вкупе с Покаянием было бы крайне затруднительно.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Владiмiр от 04 Октябрь 2005, 15:30:42
Век живи, век учись! Вот как раз из "восточной мудрости" ДАО я и пропустил. Но долгое время варился в этих "восточных религиях", особенно буддизме.  Мнение мое конечно категоричное, но твердое: восточные религии - царство сатаны. Разве это не так? Удивительно мне более всего то, что в приведенном Евгением отрывке ничего "крамольного" я не нашел (хоть и искал). Здесь не идет речь о осуждении приверженцев той или другой не христианской религии, речь идет о правильности или неправильности самой религии. Может быть кто-нибудь подскажет ссылки на критику ДАО с православной точки зрения? Спасибо.
С уважением,
Владимир.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 04 Октябрь 2005, 18:24:50
Владiмiр, просто не следует отождествлять Лао-Тзы с даосизмом. Лао Тзы был великий философ, просто он выразил свое видение в терминах и контексте той культуры в которой он жил, используя представления о ДАО которые людям того времени были понятны и известны. Лишь позднее даосская религия включила его писания в свой канон. Не думаю что сам Лао-Тзы был бы адептом религии позднего даосизма с его "алхимией" и прочим бредом.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Владiмiр от 05 Октябрь 2005, 11:36:45
Evgeny, вообще то я отождествляю Лао Тзы  не с ДАОсизмом, а с
сатаной.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 05 Октябрь 2005, 17:37:02
Цитата: Владiмiр
Evgeny, вообще то я отождествляю Лао Тзы  не с ДАОсизмом, а с сатаной.


Ну, это Вы зря.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: viktor от 05 Октябрь 2005, 21:36:23
Евгений, Вы использовали чей перевод Дао Дэ Дзин? Мне больше всего понравился и показался цельным перевод Маслова с комментариями Ван Би...
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 05 Октябрь 2005, 21:55:29
Цитата: viktor
Евгений, Вы использовали чей перевод Дао Дэ Дзин? Мне больше всего понравился и показался цельным перевод Маслова с комментариями Ван Би...


Это перевод Ян Хин-шун, есть в библ. Мошкова (http://lib.ru/POECHIN/lao1.txt). А здесь  (http://taopooh.narod.ru/3/transl.htm)собраны целых 20 различных переводов.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 19 Ноябрь 2005, 04:33:31
Именно.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: stranik от 19 Ноябрь 2005, 07:31:21
Етим вопросом долго занимался Серафим /Евгений/Роус,много дневников его поисков обшего с христианством осталось.о.Домаскин собрал и получилась книга издателства братства святого Германа Аляскинского.Название Дао или еше как точно не помню.Он знал хорошо китайский долго работал с китайским профессором философом в Беркли Калифорния,так же и о. Дамаскин..
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 19 Ноябрь 2005, 15:07:34
Владiмiр,
Цитировать
Мнение мое конечно категоричное, но твердое: восточные религии - царство сатаны. Разве это не так? Удивительно мне более всего то, что в приведенном Евгением отрывке ничего "крамольного" я не нашел
Если почитать параллельно два текста, например, Лво Цзы и пр. Марка Подвижника, то через какое-то время понимаешь, что писание Лао Цзы  - откровение не только ясного  трезвенного, бесстрастного разума, но также и человеческой гордости, которая идеально красива, тонка и мертва. Однако, вряд ли Лао Цзы - сатана; - скорее душа, которая не знала Христа в то время, как она - по природе христанка. Смирение перед непознаваемой сутью бытия и тайное (конечно же невидимое себе!) утешение надмением - нелёгкий крест этого человека. Однако как не бывает снег чёрным, так и самый мудрый человек без Христа, без Истины, блажен. Такого просто не бывает, иначе святые отцы ошибались и есть много "Путей, Истин и Жизней".

Писания Лао Цзы действеено вырывают из духа этого мира, но вводят в дух иного, не Божьего мира, не тёплого. Тут, кажется, Владимир прав - это мир сатаны, стеснённый (полуподвальный) мир с жёлтыми электрическими лампочками вместо свободы любви и белого Солнца Правды.

Кстати, последний рассказ Натальи подтверждает сказанное. Какой, скажите, христианин согласен просто выбрать счастье? Мы то хотим не блаженства самого по себе, но Бога, Того, Кто действительно есть, существует и вне зависимости от нас! Мы согласны быть и в аду, но только бы с Ним, только бы всё было по настоящему.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Alexander от 19 Ноябрь 2005, 16:30:22
Смысл отрывка, приведенного Наталiей, в том что, человек, находясь в страданиях, волен выбрать блаженство, потому что блаженство естественно, а страдание - противоестественно. Бог без блаженства - абстракция ума, которая такая же ересь как блаженство без Бога.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: stranik от 19 Ноябрь 2005, 19:40:37
Простите меня грешного но у псалмах поется что другие боги не есть боги а истуканы сатанинские,которые заменили Бога.И Бог их разрушит,не о тех ли богах тут речь,котох сохранили себе народы языческие.С Серафимом Роузом жил монах 17 лет он потратил на его же благо но с теорией Дао будто все пошоже у них согласия не было.Был тилько святоотеческий,догматы,Еванглие осталное как книга Мормонов,она то ближе етих Дао,и Платона все у них пророки из Библии,от Вавилона одно из колен из Красного моря на корабле ушло в Америку,и Мармон пророк написал им как Моисей как жить.И ето есерес,и здес полно книг Еванглие от Фомы,ето конкретныи апостол и книга Матерь Божией много книг свызаных конкретно с Иисусом Христом ерес.А тут еше астрология да Тао.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 19 Ноябрь 2005, 22:27:17
Наталia, да я не борюсь ни с чем. Просто во многих религиях духовный опыт близок и вряд-ли по этому естественному откровению человеческой природы (не Божией, а именно человеческой) судить о близости к истине всех религий, поскольку эта близость - скорее не единение с Богом, а именно отсутствие его (единения).

А по поводу радости - вы правы. Когда монах один, он скорбит, а когда с другими, то радуется. Это же заповедь :wink:, кто ж с ней спорит. Я просто о другом говорил - что человек не сказал ученикам ничего из того, что возводило бы их сердце к Богу! Вот и всё. Есть разница между восточными религиями и иудео-христианской, и такое, что скорее чувствуется различие нежели единство. Их свобода - пуста от Бога, их общение - между собой. Даже в вашем отрывке это видно - этот учитель всерьёз думает, что сердцем своим руководит он сам. О каком тогда откровении может идти речь?
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 21 Ноябрь 2005, 02:44:43
Вот например для сравнения:ПРЕП. ИСААК НИНЕВИЙСКИЙ

ГЛАВА 46
Не ожидай, что человек, привязанный к вещам плотским, приблизится к свободе слова в молитве пред Богом.
Душа алчная лишена мудрости; но душа сострадательная умудряема бывает от Духа.
Как елей питает пламя светильника, так и состраданием вскармливается в душе знание.
Ключ к дарам божественным вручается сердцу через любовь к ближнему.
Насколько освободилась душа от уз плоти, в ту же меру раскрываются пред нею врата знания.
Ведай, что переход души из века сего к веку иному совершается через приятие прозрения.
Похвальна и превосходна любовь к ближнему, но лишь если помысл о ней не отвращает нас от любви к Богу.
Усладительна беседа с братьями нашими духовными, но лишь если бы возможно было не прекращать на время ее собеседования с Господом нашим. Потому прекрасно печься о ней, но лишь в пределах упорядоченности, сиречь, без урона для сокровенного служения и непрестанной беседы с Богом. Мы разрушаем общение божественное, возбуждая общение человеческое. Ум не может вместить оба рода общения.
Вид людей мирских приводит в смущение душу, отрекшуюся от своего ради служения Богу. Удел оных — беседовать непрестанно, удел ее — убегать от самого вида.
Труды телесные не имеют препятствия от впечатлений чувственных. Но тот, кто умирил ум свой и желает стяжать радость в служении
сокровенном, смущен будет в тишине сердца своего даже и голосами без всякого вида.
Умерщвление внутреннее не может быть без упразднения чувств. Делание телесное требует остроты чувств, но делание душевное требует прозорливости сердца. Поелику душа естеством своим превосходнее, нежели тело, то и служение душевное превосходнее, нежели делание телесное. Поелику же тело в бытии предшествует душе, то и обязанности телесные предшествуют служению души.
Велика сила малого делания, если сочетается оно с постоянством. Мягкая капля по причине постоянства своего точит даже и твердый камень.
Когда приходит время человеку духовному оживиться в тебе, все умрет для тебя, и душа твоя согрета будет радованием, для которого нет подобия среди вещей сотворенных, и помыслы твои соберутся внутри тебя, по причине сладости в сердце твоем. Но когда мир оживает в тебе, будут возрастать в тебе развлечение ума и малодушие без постоянства. Миром называю я страсти, зачинаемые от развлечения. Когда родятся они и возрастут в меру свою, они становятся грехами и человекоубийцами. Как человек не рождается без матери, так страсти не рождаются без развлечения ума; и грех не возрастает в меру свою без общения со страстями.
Когда приращается терпение в душе нашей, из сего понимаем, что она приняла тайно дар утешения. Крепче сила терпения, нежели чувства радования, возбуждаемые в сердце.
Жизнь в Боге есть конец чувственности. Когда сердце живет, чувственность кончается. Оживание чувственности есть смерть сердца. Когда чувственность оживает, из сего понимаем, что мертво сердце пред Богом.
Не получает сердце водительства от добродетелей, являемых между людьми. Добродетель, которую человек выказывает перед человеком, не властна очистить душу. Все же и она приемлется Богом, дабы получить плату свою и награду. Но совершенство, соделываемое человеком в себе самом, годно для того и другого: оно приемлется для награды его, и оно же устрояет очищение. Потому отложи первое и прилепись ко второму. Если же не прилепишься ко второму, оставить первое — значит явно отречься от Бога. Но второе восполняет место первого.
Будь при жизни мертв, дабы возмог ты быть свободен через мертвость твою. Будь мертв для мира, и возможешь свободен быть от законов. Ибо никто из ходящих в законах не может непогрешительно исполнить их в жизни своей. Кто мертв в жизни своей, тот свободен при жизни и свободен в смерти.
Душа, восчувствовавшая жизнь превыше жизни телесной, не будет украшать себя для мира. Если же кто не обрел первого, едва ли возможет он презреть второе; презреть же его до конца для него и вовсе непосильно. А тот, кто потщится сделать это насильственно, возбудит внутри себя борение великое. Но если он нашел высший род жизни, он возможет отречься от низшего без всякого борения.
Прохлаждение и леность суть погибель для души. Они способны вредить даже более, нежели бесы. Когда душа, пребывающая в свете, подвизается в достохвальных трудах добродетели, бесы не могут сделать ничего. Но душа омрачившаяся становится через то проводником для самих бесов, так что те могут совершить всякое злое дело.
Если тело немощное понуждаемо нести труды непомерные, оно будет умножать в душе тьму и вовлекать ее более и более в смущение и омрачение. Но если тело крепкое и состава здравого приходит в праздность и вкушает прохлаждение, оно соделывает все виды зла в сопряженной с ним душе. И даже если душа великое имеет радование о добре, через малое время отнимет у нее тело помыслы, радующиеся добру.
Когда же упоена душа радованием о надежде своей и веселием о Боге, не восчувствует тело скорбей своих, даже и быв угнетено тяжко. Двойную ношу понесет оно, не становясь утомленным, как тело одебелевшее; и примет оно часть свою в услаждении души, даже и быв угнетено, когда войдет душа в радование духовное.
Если, брате, хранишь ты язык твой, будет тебе дар от Бога — такое расположение сердца, чтобы видеть тебе в нем себя самого; и через сие войдешь ты в радость духовную. Если же, напротив, язык твой победит тебя, попомни слово мое: никогда не избавишь ты себя от тьмы.
Если не имеешь сердца чистого, имей хоть уста чистые. Как говорит блаженный Иоанн: «Если желаешь наставить кого в добром, прежде всего привлеки его к себе для отдохновения телесного и почти его словом, любви исполненным». Ничто не может сделать его столь скромным и
понудить его сменить худое на доброе, как телесное утешение и честь, которые он от тебя увидит.                                            
Второе средство убеждения - в том, чтобы ты потщился сам явить пример достохвальный. Кто владеет собою через молитву и блюдение сердца, легко приведет ближнего своего к жизни даже и без докучных слов и заметных назиданий. Напротив, низость и леность вредят не только тому, кто предался им, но и тому, кто видит их. Что до человека, строгостью к себе понуждающего собратий своих творить добро и одним видом своим устыжающего обленившихся, слова недостаточны, чтобы изъяснить, сколь блажен муж сей. Дело безмолвное с большею силою наставляет других, нежели попечительные слова, оспариваемые беспечностью поведения. Итак, если управишь ты себя самого, ближний твой получит от того помощь немалую.
Чем более входит кто в брань за дело Божие, тем более приблизится к тому, чтобы стяжало сердце его свободу слова в молитве своей. И, напротив, когда он развлекаем множеством людей, он лишается помощи.
Душа, упокоившаяся от уязвлений со стороны тела, будет иметь мир в чувствованиях своих.
Будь по отношению к телу твоему свободным, дабы удостоиться свободы духовной. Ходи с игом свободы твоей, или будешь привязан к игу рабствования врагам твоим.
Если однажды явил ты в лице твоем образ отрешения от жизни бренной, через оставление дел житейских предстоит тебе стать всецело мертвым, по образу будущего отрешения, когда всякая забота будет отнята у тебя смертию. Не досадуй на удары тела, от коих смерть
всесовершенно избавит тебя. Не страшись смерти, ибо Бог поставит тебя выше смерти.

ГЛАВА 76
Блаженный Павел учит нас так: «Совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (ср. Еф. 4:22,24).
Он не говорит: «Облекитесь в нового человека поверх ветхого человека»,- ибо знает, что сие невозможно. Помысли, сколь мудро дает он
повеление свое. Не говорит он: «Облекитесь в нового человека, обновленного ведением Бога»,— но говорит: «Сначала совлекитесь сего и после облекитесь в нового». Также говорит он ясно в ином месте: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (I Кор. 15:50). Под «нетлением» разумеет он знание мира иного; «тлением» же и «плотию и кровью» именует тленные страсти души и тела, имеющие место движения своего в уме плотском. Чистоту зовет он «новым человеком», а под «Царствием Божиим» разумеет отрешенное и умное созерцание блаженных движений сущностных лучей, в каковые дозволено внити одной лишь святой душе, нетленные чувствования которой вознесены превыше тления, и плоти, и крови.
Если зеница ока твоего не очищена, не дерзай воззреть на солнце; иначе лишишься и обычной твоей силы зрения, и ввергнут будешь в одно из тех мест мысленных, каковые суть Тартар и образ Ада, сиречь тьма без Бога, где те, кои порывами ума своего покидают естество, блуждают естеством своим познающим. Сего ради извергнуть во тьму внешнюю велено будет того, кто дерзнул идти на пир брачный в нечистой одежде (Мф. 22:1—14). Под пиром брачным разумеется свет ведения духовного, а устрояемое на нем суть многовидные тайны божественные, исполненные для души радования, и ликования, и услаждения. Одеянием же брачным именует он ризу чистоты; а нечистые одеяния суть чувствования страстей в душе осквернившейся; а тьма внешняя — место, лишенное всякого услаждения ведением Бога и беседою с Ним. Кто в нечистые облечен одежды, если дерзнет мыслить мечтательно умом своим о высотах Божиих, и вводить, и водворять душу свою в духовные созерцания святого оного пира, устроенного, дабы просиявать
лишь в чистом сердце; если, причастен будучи одному лишь услаждению от страстей, пожелает он проникнуть в услаждения мира иного,— будет внезапно осилен как бы мороком неким и ввергнут в место несветлое, каковое зовется Ад и Аваддон, сиречь неведение и забвение Бога.
Ибо сказано: от Бога приходит само собою, если уготовано для него место чистое и неоскверненное.
«Приходит само собою», сиречь, естеству чистоты принадлежит, что свет небесный просиявает в ней без умствований наших и усилий.
Ибо в сердце чистом отпечатлевается небо новое (ср. Откр. 21:1), видение коего есть свет и место коего духовно.
И еще сказано: как магнит по естеству своему имеет силу притягивать атомы железа, таковы же ведение духовное и сердце чистое.
Если и верно было изречено мужами правдивыми, что никакой ум в жизни сей не может утвердиться вполне безопасно противу лести страстей, все же говорю со дерзновением и не страшась истины опыта: облекшийся ризою болезнования в уме своем не только неодолим для лести страстей, но мужествует противу них, как исполин и победитель; ибо не дерзают предстать на брань и даже издали не смеют показать себя, где есть душа болезнующая, сотворившая себя местом скорби для оплакивания грехов своих. Как сказано о блаженном Иакове: во гробе пребывал, доколе не встретил Иосифа возлюбленного. Где есть горечь болезнования, не поверю, что войти возможет сие услаждение от страстей, о коем шла речь выше. Но говорю, что в неусыпности служение сие и упование превыше всякого страха.
Тот, кто непрестанно пребывает в болезновании сердца, побуждаемый к тому страхом своим, ибо не ведает, каков будет конец поприща его, превосходнее, нежели тот, кто непрестанно идет путем веселия, ибо предвкушает награду служения своего.
О ты, чей град осаждается страстями, сущими внутри тебя, возложи на себя доспех болезнования сердечного, и гони их, и вызволяй душу свою из руки их! Ибо всегда непобедимо оружие сие, как и оружие доверенности к Богу; и правдивые прибегают к нему.

ГЛАВА 77
О злополучный человече, желаешь ли обрести жизнь? Избери веру и смирение, дабы через них найти милость, и помощь, и утешение от Бога, и помощь тайную и явную. Хочешь ли стяжать сии вещи, которые суть родник жизни? Облекись искренностью, и притом с самого начала. В искренности твоей ходи пред Богом, а не в знании твоем. Искренность соединяется с верою, но тонкость и умствования — с мыслями надмевающими; помыслы надмевающие — с удаленностью от Бога.
Когда лежишь ты пред Богом в молитве, будь в помышлении твоем как муравей, и как твари земли, и как пчела; и заикайся, как селянин, и не говори пред Ним в знании твоем. С умом младенческим приближайся к Богу и ходи пред Ним, чтобы принять отеческую заботу о тебе, которую родители имеют к малым своим чадам.
Сказано: Господь хранит младенцев. Дитя может приблизиться к змее, может возложить ее на выю свою; и гад не укусит. Дитя может ходить нагое всю зиму; и когда другие одеты и покровенны, и все же хлад проницает члены их, оно сидит нагое в день мраза и льда, не терпя урона, ибо тело младенчества его покрыто иною, незримою одеждою, по действию таинственного попечения, хранящего хрупкие члены младенчества его, дабы зло ниоткуда не приступило к ним. Веришь теперь, что есть таинственное попечение о нежном теле, особливо уязвимом для всякого вреда по причине нежности его и слабости суставов его — так, что оно хранимо от всякого злого действия и не страждет от него? Ибо Господь хранит младенцев.
Ты должен мыслить сие и верить сему не только применительно к младенцам, но и применительно к тем, кто, будучи мудр в мире сем, оставляют знание свое и, положившись на мудрость вседостаточную, соделываются детьми по собственной своей воле. Тогда постигают они мудрость, которой не постигнуть, труждаясь много.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 21 Ноябрь 2005, 06:23:46
Цитата: stranik
Етим вопросом долго занимался Серафим /Евгений/Роус,много дневников его поисков обшего с христианством осталось.о.Домаскин собрал и получилась книга издателства братства святого Германа Аляскинского.Название Дао или еше как точно не помню.Он знал хорошо китайский долго работал с китайским профессором философом в Беркли Калифорния,так же и о. Дамаскин..


Это книга о. Дамаскина "Христос- вечное Дао" ("Christ the eternal Tao"). Stranik, а Вы часто бываете в Платине? Благословенное место.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 21 Ноябрь 2005, 08:43:14
Evgeny, немного вводит в сравнение духа востока и христианства статья С.Аверинцева в его сборнике (недавно вышедшем в России) "Многоценная жемчужина" (действительно многоценна она - целая антология коптской христианской письменности, поэзии...). Предыдущий пост пр.Исаака  Сирина - оттуда (он не из известных в России текстов коптского подвижника).

Я совсем не противник Лао Цзы, не почитаю его учение сатанинским, и, возможно, его прямолинейное, чеканное в обычае Востока слово может быть полезным тем, кто безнадёжно испорчен эллинским теоретическим навыком мыслить и говорить более, нежели делать. Только на одно хочу обратить я внимание - что он не познал Христа, он смог как-то обойтись без Него. Его созерцание - плод собственных размышлений о жизни, оно защищало его от того мрака, который неминуем без Христа, но оно же и имеет основание в гордом одиночестве человека. Он даже боялся чувствовать жалость к людям! Его сердце не было расширено верой в Бога до любви. Поэтому, читать его можно с пониманием того, какова судьба жизни человека, не знавшего Христа. И кто знает - отказался ли бы Лао Цзы от своей законченной философии одинокого, возвышенного над жизнью, временем и страданием мудреца  - ради Христа или нет. Вот только о чём я хочу сказать.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: stranik от 21 Ноябрь 2005, 09:35:19
От туда отправлюсь в странствия,последний раз о.Домастин ехал к китайскому профессору и меня до Беркли довез.А ети книги там лежат можно заказат,я пробовал читать,но увлекся Оптинскими старцами.Простите меня грешнаго.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 21 Ноябрь 2005, 16:39:25
Сергей С., конечно он не знал Христа, как он мог Его знать? Но на счёт одиночества не могу согласиться. Он предчувствовал дух любви и смирения Христова. Вообще книга Лао-Тзы - это поэзия, не стоит пытаться ловить его на богословских ошибках, надо почувствовать его дух. Смотри сам:

"Благодаря единству, небо стало чистым, земля - незыблемой, дух - чутким, долина - цветущей, и начали рождаться все существа."

"Дао с любовью воспитывая все существа, оно не считает себя их властелином. "

Конечно, всякая поэзия - дело вкуса, кому-то задевает какие-то струны в душе, кому-то нет, это нормально. Так что, как говорится, "не нравится - не ешь"  :D
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 21 Ноябрь 2005, 17:01:20
Evgeny, спасибо, я же понимаю, что поэзия! Однако "лучшее - враг хорошего" и в этом - более поэзии, если поэзия - ближе к истине, а не к удовольствию.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Time от 21 Ноябрь 2005, 17:58:32
Evgeny, мудрость в изложеннном есть. Но есть ли Святой Дух? К спасению это  приближает? Вот закончил по Вашей ссылке де ла Круса читать: да это же прямое излияние Святого Духа из текста. Знающий - говорит! :candle Ну как-то после знакомства с Христианской мистикой все остальное уходит и блекнет...По понятным причинам. :yes
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 21 Ноябрь 2005, 18:21:52
Цитата: Time
Evgeny, мудрость в изложеннном есть. Но есть ли Святой Дух? К спасению это  приближает?


Святой Дух - дело тонкое.

"Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову2. Ибо Он, будучи Богом и Духом Божиим, содержит в Себе ведение о каждом3, промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы всякого, кто способен [это] чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов. И в самом деле, даже среди крайне грубых варваров и кочевников мы находим многих, усвоивших себе высокое нравственное благородство4 и отвергших издревле господствовавшие у них зверские законы.
Стало быть, во всех [людях] вообще присутствует подобным образом Святой Дух. А в частности же и соответственно иному рассуждению, [Он] есть и во всех, [живущих] по закону, как Законодатель и Предвозвеститель будущих таинств5, возбуждая в них осознание преступления заповедей и знание предвозвещенного относительно Христа совершенства. Отсюда и среди них мы находим многих, которые, оставив ветхое и заключающееся в тенях служение, ревностно обратились к новому и таинственному.
Помимо указанных способов действия, [Святой Дух] есть и во всех, унаследовавших через веру подлинно божественное и обожествляющее имя Христово6, не только как сохраняющий и промыслительно возбуждающий естественный разум, не только как обнаруживающий нарушение и соблюдение заповедей, но и как творящий дарованное по благодати через веру усыновление. Ибо как Производитель премудрости Он существует только в тех, кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполнению заповедей, - с ними [Святой Дух] общается как со своими посредством простого и нематериального ведения и чистыми умозрениями о неизреченном формирует ум их для обожения.
Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, [о всех] промышляет и [во всех] возбуждает естественные семена [добра]. А в частности, [Он пребывает] во всех, кто под законом, поскольку обличает нарушение заповедей и просвещает пророческим обетованием относительно Христа; во всех же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного, еще и как Усыновитель. А как Производитель премудрости [Он не пребывает] вообще ни в одном из названных, кроме только обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания. Ибо всякий, не творящий божественных волений, даже если он и является верующим, имеет несмысленное сердце, как притон лукавых помыслов, а тело [его] обременено грехами, как постоянно одержимое сквернами страстей." (прп. Максим Исповедник, Вопросоответы, ВОПРОС XV )
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 21 Ноябрь 2005, 21:38:17
А я продолжу о своём :D.  "Прекрасен был на вид и хорош на вкус умертвивший меня плод"(Стихира на стиховне на утрени в пт. первой недели Великого поста). И на вид и на вкус - хорош. Полностью хорош, если доверяться естественному чувству. Так и по поводу даосских текстов - хороши. Однако, кажется, что есть разница между духовной жизнью (в которой ничего лишнего, избыточного в т.ч. похожего на любопытство) и жизнью естественной, доверяющей себе во многом. Только в такой жизни, кажется, место страха Божия, всё более должен тщиться заполнить ум человеческий. Впрочем, я эту грань между нужным и желаемым с трудом различаю, но только помню, что она есть и смелости на страсти там нет.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 21 Ноябрь 2005, 23:04:43
Конечно, Сергей, во Христе открывается совсем другой уровень реальности и духовной жизни, невиданный язычникам жившим до Христа, и это не их вина, им просто не было это открыто. И соответственно требования к тем кто дерзает быть причастником Христу совсем другие. Но мне лично кажется что среди всей мировой не-христианской литературы Лао-Тзы глубже других почувствовал Дух Божий разлитый в творении и деликатнее других его выразил, не привнося свои человеческие фантазии и догмы которыми так пестрят восточные учения.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 22 Ноябрь 2005, 00:19:46
Evgeny, а меня не совсем вдохновляет эта деликатность. viktor снова назовёт это проекцией, но всё же позволю себе высказаться.
Цитировать
...во Христе открывается совсем другой уровень реальности и духовной жизни, невиданный язычникам жившим до Христа...
Именно так! И вот ныне пришло то, чего не было у них и то, что было позволено делать им, пребывавшим в свободном поиске истины, уже не позволено нам, Её встретившим. Мне кажется, что целостность духовной жизни, если такая есть, должна сама воспротивиться и задуматься над тем - на что нашей душе Лао Цзы и не является ли радость от такого чтения признаком того, что жизнь соскальзывает в сферу умственную, собственную (эмоциональную), в естественную человеку мистику без живого, взирающего Бога, не являющегося ни частью меня самого, ни бытием мира, ни чем иным... и жгучего вопроса - " именно ли то я делаю, что Он сейчас хочет от меня?".  Вот здравый разум - если нашёл лучшее - оставь хорошее. "вот, мы оставили всё ипоследовали за Тобою" - говорил апостол Пётр Христу. Что скажем мы перед лицом этих слов? Естественная мистика потому и естественна, что там многое можно - ведь естество человеческого разума и чувства там ось, вокруг которой вертится духовная жизнь. А в христианстве, как мне кажется, всё наоборот - есть нечто совершенно недоступное всякому постижению, чот-то внешнее ему, какое-то невероятное насилие над разумом (что называется верой в живого Бога), невероятное стеснение, в котором лишь и открывается свобода быть сБогом, а не с мистикой самой по себе. Не знаю как сказать, извиняюсь.

Вот выкопировка из С.Аверинцева: Блестящие, образованные, утонченные господа из Константинополя отрекались от приманок цивилизации, чтобы пойти на выучку к грубоватым и хмурым египетским мужикам, являвшим на деле ту цельную, бескомпромиссную простоту сосредоточения воли, что так трудно давалась всем этим «последним эллинам» и «последним римлянам». Читатель найдет в этой книге характерный рассказ об одном из таких столичных вельмож, по имени Арсений, который стал монахом в Египте и покорно слушал наставления своего «старца» из коптов. На вопрос: «Как это ты, изучив толикую науку римскую и эллинскую, просишь совета у невежды сего о помыслах твоих?» — Арсений возразил: «Так, науке римской и эллинской выучен я; но из науки невежды сего не вытвердил еще и азбуки».
Там, где человек греко-римской культуры рассуждает и разглагольствует, копт делает. Знаменитый церковный писатель IV в. Афанасий Александрийский средствами греческой риторической прозы представил коптскую решимость уже упомянутого Антония как реализацию идеала совершенной выдержки, который в философских кругах всегда вызывал энтузиазм, но никогда не осуществлялся.
К 386 г. вести о примере, поданном Антонием Великим, дошли (не без участия написанного Афанасием «жития») до кружка интеллигентных молодых богоискателей на севере Италии. Одним из них был Блаженный Августин, который передает испытанное им тогда чувство во взволнованных восклицаниях: «До чего дошли мы? Что приходится нам слышать? Невежды возстают и похищают небо — а мы со всей ученостью нашей не в силах победить плоть и кровь!»


Вот, что было непостижимо бл.Августину: "невежды! похищают Небо - невежды! боящиеся непостижимого и столь далёкого, несмотря на всю близость Бога". И вот мы, наслаждающиеся утончённым учением дзена, например, даосизма и т.д. Мы, кажется похожи на жирных котов - гурманов духовных размышлений, забывшими тот первый страх Божий, подобающий твари в присутствии Творца.

Естественная мистика, как все знают, похожа у многих. Но мы христиане. Горячая вера и трезвенный, деятельный разум, умеющий не верить себе и ставить себе диагноз абстрагируясь от самоощущения, принимая его по вере.  "Душа познаёт помыслы свои из своих деяний" - говорит авва Исайя. Из деяний. Видано ли это - не из помыслов самих, а из деяний, целиком из внешнего душе источника!?

Удовольствие, получаемое от дохристианских текстов в первую очередь должно настораживать, поскольку оно может служить признаком иллюзорности жизни по вере. Скажи мне что ты любишь, чему ты предан, и я скажу тебе, кто ты. "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть...", когда тратите драгоценное время на посторонние учения без разумно различённой практической цели, приближающей к цели конечной. Тогда спросим себя ещё, для уточнения ситуации: "день мой дан или задан?" Если задан, то что задано мне на сегодня - могу ли я чётко и ясно перечислить это? И какая конкретно обдуманная спасительная задача стоит перед моим участием в форуме и конкретно перед помещением поста с текстом о Лао Цзы (это я только к примеру, Евгений - ведь это не суд)? Простите уж меня - так нас в училище когда-то учили осторожничать =)))), а я всё позабыл и думаю - может хоть устыдившись слов своих, воспряну =)))

Пусть Лао Цзы был таким прозрачным медиумом движения и гармонии естества человека, его сердца, мысли, воли, медиумом самой жизни, как естественного дара Божия. Но этого очень мало.

Впрочем, я это написал не с тем, чтобы перестать читать или постить  Лао Цзы (это уже наверное понятно). Просто хочется помочь (себе в первую очередь) опреде'литься, чтобы лучше разуметь что делаешь и учитывать это в самом действии, чтобы, не имея страха Божия, выраженного в "безумном" в хорошем смысле воздержании, не уйти постепенно с простого пути веры.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 22 Ноябрь 2005, 00:52:26
Сергей, я кое-что уже писал на по этому вопросу здесь (http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=3726#3726). Это вопрос личного выбора. Если тебя духовно отвлекает не-христианская литература, если не хочешь чтобы что-то уводило от Христа, если хочешь оставть всё и следовать за Христом - низкий тебе поклон, нет выше пути. Просто не все на такую интенсивность духовной жизни способны, обычно люди по немощи читают и светскую литературу, как своего рода отдых или разрядка. Ты ведь наверно читаешь Пушкина (далеко не христианского поэта между прочим, при всём уважении к его гению) и др. поэтов. Поэтому возникает и вопрос - если есть потребность читать светское, что что из светского читать. И здесь лично я предпочитаю Лао-Тзы, но это опять же дело вкуса. Конечно нельзя ставить Лао-Тзы рядом с Писанием или св. отцами, с этим никто не спорит, тут совсем другие уровни реальности.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Igor от 22 Ноябрь 2005, 01:07:37
А вот взгляд на Лао-Тзы (и не только) Николая Сербского. Его 48-я молитва из сб. "Молитвы у озера":

http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=2301#2301
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Alexander от 22 Ноябрь 2005, 02:10:09
Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.


Вот и ответ: есть путь Иоанна Предтечи и его учеников, и есть путь Господа и Его учеников. И нет противоречия, и оправдана  премудрость чадами ее.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: stranik от 22 Ноябрь 2005, 06:01:02
Пробовал и знал таковых,ето вроде антрактов,выходы из православия и входы.У одном монастыре монахи по антрактам мясоед устраивают с мясом и доволно часто,как тут писали что на боине можно спастись,у нас моряк подробатывал,овцы,свинии идут подвешеные вниз головои едва успев резат,но когда козы идут конвеер остаснавливал,козы плакали и он вес в слезах,уходил зареваныи,а здоровыи парен.Просто нужда заставила..Да и что мы в то время могли знат.Митрополит один перечислял умерли-Достоевский,Тургенев,Менделеев,Суворов,за ними пошли отделные кучки людей,а для народа,ето ничего,а умер Иоан Кронштадский, дак пошли все слои народа,вся глубина народа духовного,а то не духовные а любители . .
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Kosach от 22 Ноябрь 2005, 07:59:01
На первом курсе семинарии многие мальчики повыкидывали или раздарили  без сожаления Честертона, Мильтона, Платона, О,Генри, Зощенко и т.д. А к четвертому курсу опомнились и бегали по букинистам - искали вновь. Светская, дохристианская, художественная литература относит нас к области душевного и умственного, помогая гармоничному развитию всех  частей нашего существа.  

***

Колокол смолк вдалеке,
Но ароматом вечерних цветов
Отзвук его плывет.

(Басе)
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 22 Ноябрь 2005, 08:41:52
Igor, ничего вопреки не скажу :-) Вот я перекладывал молитвы свт.Николая  на стихотворный размер, например:

Я чувствую себя беспомощно немым …
-------------------------------------------
свободное переложение 28 молитвы святителя
Николая Сербского (Велимировича) из
сборника гимном «Молитвы на озере»
-------------------------------------------
Я чувствую себя беспомощно немым,
О, Господи, благий Помощниче святым,
Когда склоняюсь пред Твоею красотою!
Слова забудет ум, я стану пред Тобою
Бессилен говорить о полноте блаженной,
Тогда я обращаюсь к красоте Вселенной –
Стань на колени и глаголь со мною!

Тебе я возвожу за алтарём алтарь
Из камня твёрдого, о Камень упованья!
Как предки наши припадали встарь,
Я ноги приклоню в смиренном целованьи.

Но мира гордецы – сих блудных сынов рой,
Что мнятся впредь святых быть близкими с Тобой,
Вознесши гордый ум до самого престола
Безумья своего, смеются надо мной –
Не Богу спину гнёт, а камню лишь и полу!

Ты камень сотворил, живой и благий Бог,
И камень отлучён, и требует спасенья,
Мя душа черней, чем камень и песок,
Они собратья мне – мы молим о прощеньи!

Елей на алтарях горит и воск мой сух,
Его несу Тебе, мой Свет Неугасимый!
А гордецы кричат с насмешливою миной –
Невежда, суевер, не знает – Бог есть Дух!

Твой знает раб, что Дух, и знает Твою милость,
От всякой живости отъемлешь ты унылость,
Когда елея блеск, свечи благоуханье
Исполнят разума несчастное созданье,
Я говорю себе – чем дольше я свечи?
Чем дольше я прозрачного елея?
Мерцаньем бледным в сумраке ночи
В их краткий час года мои истлеют…

Полуночны огни от воска и лампады
Исполнили мой дух сияющей отрады –
Они расскажут солнышка ясней
О солнечной Стране, где нет уже ночей,
Где свет Господень льётся без преграды!

Украшу Твой алтарь я золотым крестом,
Чредой икон и кожей книг священных,
И преклонившись им, забуду обо всём –
О подлецах с несытым языком,
О гордецах, что носят лик смиренный,
Мы с камнем вместе песню воспоём!

Молюсь со всеми тварями Твоими
За тварей всех, смиряясь гласом их,
Мы молимся – да будут все святыми!
И плачу я пред лицами святых.

Стал для меня алтарь весь мир подлунный,
И всякий плод земли мне Плоть Твоя и Кровь,
Твоей Любовью светит месяц юный,
К Ней робкая моя потянется любовь…

07.09.2003г

Другие переложения гимнов святителя здесь: http://poetica.ru/text.php?t=30

Однако, суть то моих постов не в Лао Цзы лишь. Это скорее продолжение раздумий на тему о мотивах виртуальной жизни. Спасибо!
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 22 Ноябрь 2005, 09:57:18
Evgeny, ты в указанном посте изложил точку зрения, свойственную многим просвещённым людям в Церкви. При уважении к ней и помня, что я в целом ею же и обладаем, как дитя своего века, - я пытаюсь с ней не согласиться хотя бы в намерении. Она, как мне кажется, делает мировоззрение человека несколько пассивно-созерцательным. Более того - это способно превратить его в гурмана мудрости теоретической, питаемой поэзией, совершенными афористическими речениями и антиномиями (будто бы приводящими в бездействие рассудок и возводящими к Богу), и т.д. Это ближе не к христианству, кажется, а к той-же приснопамятной естественной мистике. И мне (и не только одному мне), как то подспудно чувствуется, что это современный светский взгляд на христианскую веру, лишённый её чистой сути. Подумаем как светские люди: да, и эта вера хороша и красива и та вера не лишена мудрости и пользы - умиряет нравы и т.д...

А вот проза: На самом же деле здесь может действовать (или не действовать, как учит Лао Цзы) расширенное донельзя (в буквальном смысле) мировоззрение и развитое духовное сластолюбие. Вот преобладание умственной жизни над жизнью истинной, требуемой Богом. Преобладание виртуальных переживаний может принимать любые формы.

Это обо мне. Поскольку я заметил это о себе, то так и говорю. Вот Достоевский, Толстой и т.д. - пример полусветского взгляда на вещи. Вот Пушкин - дитя своего века, первый истинный в России гуманист, веривший в человека, с просветлениями к ортодоксальному, почти архаическому православному созерцанию истин. Вот эстетизм, вот мистицизм, вот теоретический исихазм (заключение из форумского многословия:-)), вот ещё что-то любимое, приятное, духовное - то, что истинно  и нравится и т.п. способами отнимающему время. Впрочем если кто не чувствует искусственности нашей "духовной" ситуации ... EoM, то есть - наслаждайтесь! (в хорошем смысле)
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Владiмiр от 22 Ноябрь 2005, 12:22:43
Сергей С, полностью поддерживаю Вашу точку зрения. Кроме того, считаю, что увлечения "восточными мудростями" не только бесполезно, но и крайне вредно. Дух гордыни утонченной пронизывает все так называемые восточные религии, той гордыни, когда и сама Смерть презирается, и Бог, той гордыни, которую трудно отличить от смирения. В этом главная опасность. Твердо убежден в этом в отношении буддизма и его крайнего выоажения - дзена. Характерен в этом смысле мудрец из притчи Натальи. Как хитро здесь подменяется истина. Мы не можем выбирать страдать нам или не страдать. Мы уже больны, больны грехом, больны самостью. Все, забудьте о наслаждении. И если кто думает, что он блаженствует, тот обманывается, как обманулась Ева в Эдемском саду, приняв отравленный плод за полезный. Мы упорно продолжаем повторять ошибки наших прародителей, разучившись различать Добро от Зла.
К сожалению нигде не видел критики ДАО с православной т.з. Братия, если кто что-то читал, подскажите где поискать. Спасибо.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Alexander от 22 Ноябрь 2005, 13:51:03
Владiмiр, в церкви есть два пути: учеников Иоанна Предтечи и учеников Господа. И эти пути не отрицают друг друга! Хочешь идти стезей сурового поста и молитвы, отвергая все искушения мира, - иди, ибо путь твой благословлен самим Предтечей. Посему, если последователен, уйди от соблазнов языческого мира в леса, горы, пустыню - внутрь себя - и перестань общаться с неверными, чтобы не заразиться их образом мысли, выйди из развращающего интернета - и молись, и постись: пусть Бог услышит тебя.

Хочешь идти путем учеников Господа - открой свое сердце братьям и сестрам своим, распахни свои руки убогим и сирым, будь другом по Бозе грешникам мира сего, ибо их призывает Господь к покаянию, умей говорить с ними на их языке, знай их нужды, владей их достижениями. Твоя молитва будет вершиться втайне, твой пост будет с веселым лицом...

Отвергаясь мира, каждый волен избрать свой путь, но избирая путь учеников Иоанна Предтечи, не хули пути учеников Господа.

И оправдана премудрость чадами ее.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 22 Ноябрь 2005, 14:34:51
Владiмiр, у меня не такой простой и лёгкий взгляд на вещи (хотябы потому, что я читаю или читал, когда не было скучно, и классиков, и философов, и поэтов в поиске лучшего языка для истины) и все мысли умных людей мира я не признаю злыми ересями. Очень часто и классики бывают нужной ступенькой к убеждению в достоинстве истины, к ободрению упавших духом тем, что их (классиков) человеколюбный взгляд считается и обществом высокой истиной. Очень часто и через Лао Цзы, наверное, приходят ко Христу. Но я призываю не считать ступеньку пути верхом горы и не переводить разговор в координаты: нравится - не нравится. Так мы придём скоро к тому, что у каждого - своя истина, какая нравится его страстям :-) (шучу). Ступенька наёмника не должна стать идеалом христиан, пусть и наших просвещённых дней. Евгений это понимает, но ещё нужну быть "искупующим времена и сроки" :-)

Я стараюсь не о сопоставлении учений. Не учения принёс Бог на землю, а Церковь. Сил у человека мало и, не рассеивать бы их (тем более - оправдывая это чем-то), но собирать всю душу свою в чистую христианскую веру, в стремление к живому Богу в Церкви. Не за учёность обращались люди к вере, но за простую и чистую веру, горящую ко Христу.

Ладно - пусть мы ищем красоту за пределами Новозаветной Церкви, но хотя бы не оправдывать это в светской манере. Тут сторона, не всегда различаемая современным человеком: на вещи сравнительно менее важные для спасения тратится чуть более времени, иногда и сил - там чуть-чуть, там чуть-чуть ... Простоты сердца и не ищется... Казалось бы очень естественное и простое понятие, что раньше без труда разумели люди: люби свою веру и занимайся ей, не рыскай по другим, не прелюбы твори Богу - мы не понимаем!
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: старый знакомый от 22 Ноябрь 2005, 14:48:32
Цитата: Владiмiр
Evgeny, вообще то я отождествляю Лао Тзы  не с ДАОсизмом, а с
сатаной.


Ну, вот, хотя бы одно "чисто православное" высказывание! :)
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Владiмiр от 22 Ноябрь 2005, 15:11:27
Alexander, простите, я не понял Вас.
А причем здесь разбираемая тема ДАО?

Цитировать
в церкви есть два пути: учеников Иоанна Предтечи и учеников Господа.

Странное разделение. Путь один - стяжание смирения. Средства различны, но цель одна.

Сергей С
Цитировать
Так мы придём скоро к тому, что у каждого - своя истина, какая нравится его страстям  (шучу).


А это из чего вытекает?

Мне конкретно не нравится  Ваш, господа, плюрализм, по отношению к другим конфесиям, особенно таким махровым как восточные.
Еще раз повторясь. Восточные религии - царство Сатаны. И здесь нет осуждения, это констатация факта. Факта очевидного. Нет религий человеческих. Есть религия от Бога и им содержится. Есть религии от Сатаны и им содержатся. Боги языков - суть демоны. Заметьте, я говорю о религии и отношении к ней, а не о представителе религии. Говорю резко, но ведь я же говорю своим братьям во Христе. Или я ошибаюсь?
Должен, однако, признаться, что все вышеизложенное не относится к ДАО, т.к. с этим восточным учением я знаком очень мало. Но интуитивно и его в одну кучу с другим восточным хламом свалил. Это неправильно.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Сергей С. от 22 Ноябрь 2005, 15:53:11
Владiмiр,
Цитировать
Сергей С
Цитата:
Так мы придём скоро к тому, что у каждого - своя истина, какая нравится его страстям (шучу).
А это из чего вытекает?
Это я не Вам, Владимир, а Евгению.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: stranik от 22 Ноябрь 2005, 18:25:47
Откуда вы всыли что у апостолов путь был по словам "ели и пили" и субботу не постились постные колосия срывали.Ето все к ученикам,учитель Иисус Христос и Богородица Дева Мария соблюдали всю жизнь строгий пост не нарушая.Постился 40 днея без постных продуктов Иисус Христос,а сейчас гады/осминоги калмары,устритцы/ в монастырых постные.А после как сказал Иисус Христос они возмутся за дело,ето обязанность пост,а не пожелание.Апостол Яков сильно постился и от поклонов были мозали на коленых. апостол Тимофей пока епископом не стал пил только воду да хлеб,а как окреп то начал немного пить вина с водои.Апостол Павел чтобы очистить от бесов не ел 3 дня и после етого его еше били и в тюрму поташили,и не умер от слабости.Поститесь ето есть плод,а труды по продаже парфюма ето даже не листия,а пока не открыто медицынои,возможно вред.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Alexander от 22 Ноябрь 2005, 18:45:43
stranik, никто и не говорит, что поститься не надо. Надо!
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: viktor от 22 Ноябрь 2005, 23:17:09
А с суфизмом, Владимир, Вы явно не знакомы, чему я в какой-то степени даже рад. :D
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Владiмiр от 23 Ноябрь 2005, 11:10:11
viktor, написал

Цитировать
А с суфизмом, Владимир, Вы явно не знакомы, чему я в какой-то степени даже рад.


Да, Виктор, вы угадали. Был период в моей жизни, когда я жадно проглатывал информацию, рассуждая примерно так: Да можно ли в наше время не прочитать Ницше! (например),  прямо комплекс! Теперь я понимаю, что обилие знаний - вред. Да,да, именно вред. Я не знаком не только с суфизмом. Вот еще Коран не читал, и об исламе имею весьма смутные представления. И ничего страшного! Из восточных мудростей хорошо знаю буддизм и современный индуизм. Имею четкое мнение о них. Это религии сатанинские. Знакомится с суфизмом не буду. Истина мне уже известна. Путь к ней труден и опасен. Не стоит отвлекаться на мелочи.
Простите меня.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: stranik от 03 Декабрь 2005, 13:35:05
В Японии веруюший глубоко человек делал меч более 10 лет,.Чтото там молился чтобы удался.Покупаюший тоже очень набожныи,ночию выходил и етим мечем бил бесдомного нишего,проверял изделие и заколял кровию человека созданого Богом и которыи следит Бог следит за нишим.Кто нишего оскорбит ето уже грех к смерти,просто обозвал,посмеялся,а тут еше убийство от имени бога,хула на Бога.В Китае была такая шутка выгнат старовера из автобуса и на него помочится,на одежду смешную,человека с бородои.Лаодзы конечно етому не учит и не запрешает,у них нет Заповедей что можно делать а что нелзя,царский путь посередины широкои дороги в ад.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Владимир Тс от 03 Декабрь 2005, 22:59:46
Alexander
Site Admin
Спасибо!
Так действительно лучше.

 :D
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: ААнтон от 03 Декабрь 2005, 23:06:56
Какие-то сообщения были удалены. Можно узнать, чем это лучше.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 03 Декабрь 2005, 23:25:31
Цитата: ААнтон
Какие-то сообщения были удалены. Можно узнать, чем это лучше.


Сообщения былы перенесены в тему Практика Випассаны (http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=7668)
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: ААнтон от 03 Декабрь 2005, 23:50:34
Прощание с форумом. Обсуждать на православном сайте нехристианское подвижничество - это преступление, попрание всех правил христианской жмзни. Это не христианский сайт. А теософское общество. Блаватской здесь не хватает. Она бы вам промодерировала.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Evgeny от 04 Декабрь 2005, 00:42:33
А что прикажете делать? Люди приходят и задают вопросы. Закрыть доступ на форум неправославным? Или уйти всем православным и позволить чтобы под вывеской православного исихазма организовалась стихийная тусовка эзотериков и прельщёных христиан (к коим и себя отношу)?

Сам по себе диалог в другими традициями возможен если ведётся в ключе христианского миссионерства. Но конечно возникает вопрос насколько правильно вообще организован этот форум.
Название: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
Отправлено: Alexander от 04 Декабрь 2005, 01:49:00
Тему о Лао Цзы закрываю. Она себя исчерпала. Если есть желание, обсуждение, какие темы допустимы и недопустимы на этом форуме, может быть открыто в другой теме.