Умное делание

Практика и теория умного делания => Диалог => Тема начата: Дионисий от 07 Сентябрь 2005, 18:40:47

Название: Божественный Свет и ад.
Отправлено: Дионисий от 07 Сентябрь 2005, 18:40:47
Старец Софроний Сахаров пишет:
   Мы нисходим в акте само-осуждения в темные пропасти, потому, что с того момента, как во Христе и через Него открывается нам образ предвечного, в творческом уме Бога,  Человека, мы постигаем бездну нашего помрачения. Подобно тому, как сверкнувшая в ночи молния., угаснув, делает тьму непроглядною так явившийся нам Свет Божества по контрасту дает нам видеть наш внутренний мрак, подобный сгущенной массе отвратительной нечистоты. От этого видения рождается внутри великая скорбь, поражающая наше существо во всех планах. Страдание нашего духа бывает при этом вневременным, большим, чем от всякой иной физической боли. Мы всецело погружаемся в потоки слез. Рабы страстей – мы вдруг узнаем себя оторванными от Бога, стрела любви Которого ранила нас. « Из глубины взываем» мы к Нему (Пс.129)(Видеть Бога как он есть. Стр. 157.)
   И второй отрывок из первого гимна пр.Семиона н.б.
   Благодаря сиянию, говорю света…видит себя во аде. Никто ведь из садящих там не может познать себя прежде озарения Божественным Светом ; но все они находятся в неведении о том мраке тлении и смерти, коемы одержимы. Однако душа та ,говорю я , видит просвет и понимает, что вся она находилась в страшной тьме, под крепчайшею стражею глубочайшего неведения…
   
   Получается, что «держание ума во аде моем» возможно только благодаря Свету Нетварному и без Него я нахожусь «под крепчайшею стражею глубочайшего неведения» в не реальности, где «Свет великий воссиял во тьме и сени смертн«Мы нисходим вактесамо ой» и я еще непросвещенный Светом благовестия,.как написано « встань спящий да освятит тебя Христос.» Ст. Софроний пишет, что в начале этот Свет светит как бы с зади скрытно для человека, а потом является лицом к лицу и преображает человека (см. 1 гимн пр. Симеона н. б. стр. 19) и, что скрытное освящение Света сопровождается «благословенным отчаянием» и ,что у него оно открылось после падения. Реально ли сегодня войти человеку в эту сферу ? Есть мнение, что в последние времена будут спасаться от падения к падению. Кто может поделитесь своим мнением по этому поводу. Зарание благодарен.
Название: Божественный Свет и ад.
Отправлено: viktor от 07 Сентябрь 2005, 22:35:20
"Есть мнение, что в последние времена будут спасаться от падения к падению."
 Я наблюдал как реально спасаются таким образом больные алкоголизмом, например, от срыва к срыву, спасаются и выздоравливают благодаря духовным программам выздоровления "12 Шагов"
 "Реально ли сегодня войти человеку в эту сферу ?"  - Гораздо реальнее свалиться в ад (мой друг поэтически сказал как-то - "ландшафт ада - геометрия кубического отчаяния"), в отчаяние БЕЗ ощущения Благодати. Это нередко, кстати, о психическом заболевании свидетельствует. «Под крепчайшею стражею глубочайшего неведения» мы вообще бОльшую часть времени находимся, наверное...
Название: Божественный Свет и ад.
Отправлено: Alexander от 07 Сентябрь 2005, 22:50:20
Св.отцы говорят о периодах - иногда длительных - отступления благодати. Вкусивший благодать находит безблагодатное состояние ( которое норма для "обычного" человека) мучительным. Так что войти в сферу эту "легко" - вкусить Духа и потерять Его. Благословенное отчаяние - путь о.Софрония, и этот путь над бездной падения все же не следует распространять на всех.

Цитировать
Есть мнение, что в последние времена будут спасаться от падения к падению.


Полагаю, такое спасение может осуществляться с одним важным условием: человека от падения к падению будет вести Святой Дух - Он будет "ронять" в самые грязные места, чтобы оттуда взывал Его избранник, и Дух по Милости Своей будет сходить и очищать грязь, и поднимать из падения, и снова, укрепив, ввергать в преисподнюю. Иначе не будет спасения в падении.
Название: Божественный Свет и ад.
Отправлено: Дионисий от 08 Сентябрь 2005, 15:05:15
viktor, Виктор, я согласен с вами но у вас какой то скептицизм и мало пасхи Христовой. Вы пишите о тьме скорей всего бесовской, а я спрашивал о тьме благословенного отчаяния  в которой присутствует луч надежды несущий в себе радость воскресения , пр. Сименон н.б пишет что кто не войдет в Адама (в его ад и плачь) тот не соединится со Христом (как на иконе «сошествие во ад» не почуствует его руки воскресения. Спаси Господи за ваше мнение.
Название: Божественный Свет и ад.
Отправлено: Дионисий от 08 Сентябрь 2005, 20:20:06
Alexander, Спаси Господь вас за ответ и поддержку. Действительно не все вмещают этот благословенный опыт древних и современных отцов церкви. Рассуждая над этим я рассматривал и другие пути о которых говорят отцы и для себя нашел следующие; что существует во первых «естественный путь» и заключается он в исполнении заповедей, спрашивает  ученик у старца древнего -что сделали вы он говорит исполнили все заповеди спрашивает дальше ,а что сделают отцы после вас старец отвечал исполнят половину ,что сделают отцы последнего времени опять спрашивает ученик, говорит старец, что они нечего не сделают но кто из них сохранит доброе расположение спасется и достигнет меры древних и выше (древний патерик), и в этом смысле этот путь для большества закрыт . Другой путь называют «путь скорбей и болезней» и многие стали святыми после гонений лагерей и других страданий но и об этом пути говорят ,что в нынешней немощи мало кто способен понести такого подвига терпения и смирения .Спасение от падения к падению человеку любящему Бога и которому все содействует во благое (правильно вы заметили) дает я думаю тот же результат смирения нужного для спасительной благодати. разница в том что здесь речь идет о духовности под знаком минус в отношении двух первых путей положительных.
Название: Божественный Свет и ад.
Отправлено: Evgeny от 08 Сентябрь 2005, 21:21:26
Дионисий, есть был и будет во все времена главный путь - внутренний. Чтобы не повторяться, я поместил в тему http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=3624#3624 несколько цитат об этом, посмотрите два последних поста. Обратите внимание - свт. Феофан писал для христиан нашего времени.
Название: Божественный Свет и ад.
Отправлено: Дионисий от 09 Сентябрь 2005, 00:44:57
Бла          Спаси вас Господь.      
годарю за высказанное мнение. Мне нравится свт. Феофан з. и его дух внутренней жизни. Но я за демаркационную линию между путями ведущими к соединению с Богом  и с другой стороны внутреннему  опыту присущему всем этим путям , свт. Игнатий Б. пишет ;есть заповеди общие, а есть всеобщие, в этом смысле внутренняя жизнь это всеобщее явление, как сказал Спаситель «ищите… царствие Божие оно в внутрь вас есть», а  пути принадлежат тем или иным категориям подвижников в зависимости… и являются явлением общим и даже частным или сказать вообще «пути» это формы и атрибутика «жизни».Конечная цель внутренней жизни это обожение человека, в начале ему нужно вернуться в «образ», а потом в «подобие» Божие. В. Н. Лоский пишет ,что образ Божий в человеке есть «ипостасный принцип » из которого мы выполи в «индивидуальный эгоцентризм» через первородный грех, а подобие в ипостасном соработничестве человека с Богом, как Бог Сын воиспостезировал  в Адаме все человечество так и человек достигший ипостасного образа воиспостезирует других людей  их немощи и болезни (в смысле духовника).Таким образом хочу сказать ,что кольцо наследственного индивидуализма по утверждению св. отец разрывается только через «болезнование сердечное» ; через подвиг, через гонения,искушение,болезни, падения расширяется серде и происходит переход эгоизма к личности (ап. Павел говорит к галатам ,что ему в их сердце тесно ,а им в его сердце пространно ) видите разницу. Так вот этот самый апостол как и ап. Петр прошли через «падение» один отрекся Христа, а другой гнал Его и в этом смысле считал себя хуже всех «неким извергом»
          Спаси вас Господь.