Умное делание

Молитвенное общение => Келейные беседы => Тема начата: Виктор Шипилов от 29 Октябрь 2016, 07:26:13

Название: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Виктор Шипилов от 29 Октябрь 2016, 07:26:13
Хотелось поделиться своим опытом практики Иисусовой молитвы в миру по книге митрополита Иерофея Влахоса «Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души» 
 
                                                                                             УМ

Из учения святых отцов  всем хорошо известно, что все Евангелие представляет собою "заповеди спасения". Каждое слово, содержащееся в Писании, является заповедью Божией, которую должны соблюдать люди, стремящиеся к спасению. Это четко видно в заповедях-блаженствах (Мф.5:1-12).
Таким образом, Христовыми заповедями являются НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА, участие в божественной литургии, трезвение, то есть внимание ума, чистота сердца и так далее. "...Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Рим.7:12).
Преподобный Григорий Синаит, анализируя силы души и описывая, что именно господствует в каждой из них, говорит, что в разумной части (λογική) действуют помыслы, "в раздражительной - зверские страсти, в вожделевательной - скотские похоти, в уме - мечтательные воображения, в рассудке (διανοιαητικόν) - мысли" (Добр. Т.5. С.190).
Поэтому главная цель лечения заключается в том, чтобы вернуть "рассеянный по внешним ощущениям ум" из внешнего мира в ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ, эту "сокровищницу помыслов" и "первый телесный разумный орган" (Свт. Григорий Палама. Триады... С.43).

                                                                                 ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ                                 
             
ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ - это то место, которое можно открыть благодатным подвигом и в котором является Христос, Это известно человеку, очищающему себя от страстей и всех дел греха. У падшего же человека, живущего далеко от Бога, сердце закрывается и становится совершенно неведомым. Человек не знает, существует ли оно. Но человеку, живущему по Богу, сердце известно. ДЛЯ НЕГО ОНО ЯВЛЯЕТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ. Согласно учению святых отцов, ЭТО ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ находится в ПЛОТСКОМ СЕРДЦЕ, как в некоем органе.  Возвращаясь от своего рассеяния, Ум прежде всего находит телесное сердце, а затем входит в сердце духовное, глубокое. Таков общий опыт всех делателей Иисусовой молитвы, подвизавшихся в священном делании обращения ума в сердце. Следовательно, делатель этого безмолвнического подвига может ясно различить духовное сердце от плотского. Он ощущает существование и действие обоих этих сердец.

                                                                                  ЛЕЧЕНИЕ СЕРДЦА

Царь и пророк Давид говорит: "Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс.50:19). В сокрушенном сердце почивает Бог". Чтобы дать некое истолкование сокрушению сердца, необходимо упомянуть о сердечной боли. Здесь прежде всего надо сказать, что под сердечной болью мы понимаем главным образом боль духовного сердца. Духовное сердце страдает и болит. Сердечная боль необходима, поскольку без нее будет "притворным и суетным" даже очень строгое подвижничество (Леств.7:64). Через сердечную боль происходит зачатие всех добродетелей, христианская же жизнь без боли является притворной. Сердечная боль необходима для спасения: "Надобно знать, что верный признак подвига и вместе условие преуспеяния чрез него есть приболезненность. Неболезненно шествующий не получит плода. Болезнь сердечная и телесный труд приводят в явление дар Духа Святого. Всякий подвиг, телесный или душевный, не сопровождаемый болезненностью и не требующий труда, не приносит плода: "Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е" (Мф.11:12). Многие много лет неболезненно трудились и трудятся, но ради безболезненности этой были и суть чужды чистоты и непричастны Духа Святого, как отвергшие лютость болезней. Не чувствующий боли не приносит плода, как говорит Исаак Сирин: "Молитва без боли - как недоношенное дитя перед Богом". Эта боль, в каком-то смысле представляющая собою некую рану, во многих случаях сочетается с рыданием. Тогда человек разрывается от слез, соединенных с рыданиями. Это и называется рыданием. Из творений святых отцов нам хорошо известно, что эта рана, приводящая к спасению, более чувствительна, нежели рана телесная. Человек, переживающий сокрушение сердца, переносит бОльшую боль, нежели получивший телесное увечье.
Характерны слова Феофана Затворника об этой ране, причине вышеестественной боли: "Позаботьтесь только при этом не в голове быть вниманием, а в сердце, и будьте там не только во время стоянья на молитве, но и во всякое время. Потрудитесь образовать в сердце будто болячку какую... Труд постоянный скоро сделает это. Тут ничего нет особенного. Это натуральное дело (то, что болячка - болезнование покажется). Но и от этого собранности более будет. А главное то, что Господь, видя труд, дарует помощь и Свою благодатную молитву. Тогда пойдут в сердце свои порядки" ( Умное делание. С.74). А вот обратный перевод с греческого: "Позаботьтесь поэтому, чтобы ум был собран не в мозгу, но в сердце, и чтобы он, находясь там, вместе с сердцем творил молитву не только в час молитвы, но и во всякое время. Прилагайте усилия, пока в сердце не возникнет нечто вроде раны. Такое настойчивое делание скоро приведет к этому. Неважно, что это называегся раною, хотя, в сущности, это боль, мука. Это не такая язва или телесная боль, которая доводит до отчаяния и угрожает жизни, но рана сердечного рачения и опьяняющей любви, проистекающей от соединения кающейся души в объятиях, куда Бог заключает человека, как блудного сына. Эта рана вначале собирает все силы души в этой любовной боли, Бог же, видя произволение, дает желаемое. Тогда в сердце совершатся определенные изменения и возникнут состояния божественного чина". (Νοερα άθλησις. Σ.87-88. - Прим. пер.). По свидетельству преподобного Иоанна Синайского, основанному, вероятно, на его собственном опыте, у некоторых эта вышеестественная боль была столь велика, так сильно болело сердце, что уста их чувственным образом извергали кровь: "Видел я в некоторых крайний предел плача: от скорби болезненного и уязвленного сердца они чувственным образом извергали кровь из уст. Видев это, я вспомнил сказавшего: уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое (Пс.101:5)" (Леств.7:65). Следствием этой боли является и истечение слез. Господь назвал блаженными плачущих: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4). Таким образом, плач по Боге и происходящие от него слезы заповеданы нам Христом. Слезы - это образ жизни. Если образом жизни можно назвать покаяние и плач, то это относится и к слезам, которые струятся из кающегося и сокрушенного сердца. Говоря о слезах, необходимо заметить, что существуют внутренние слезы сердца и внешние, телесные слезы. Сердце часто плачет, умываясь реками слез. Подвижник духовной жизни, проникнутый духом православного предания, многократно "вынуждает" сердце плакать. В большинстве случаев эти сердечные слезы обнаруживают себя внешне. Иногда они бывают и тайными. Давайте же рассмотрим ценность слез. Святые призывают христианина плакать, поскольку при этом сердце очищается и приобретает духовную чувствительность, избавляясь от ожесточения и окаменения. Преподобный Исаак призывает: "Омочи ланиты твои слезами очей твоих..." (Исаак Сирин. Указ. соч. С.353). Более того, тот же святой призывает просить Марфу и Марию научить нас "плачевным гласам" (там же). Преподобный Нил Подвижник учит молиться прежде всего о приобретении слез: "Прежде всего молись о получении слез" (Добр. Т.2. С.208). Точно так же слезы необходимы для того, чтобы могло исполниться любое наше прошение (Преп. Нил Подиижник. Добр. Т.2. С.208). Ценность слез велика. Характерны слова отцов, не понаслышке знакомых с этой реальностью. Слезы - это крещение. "Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими" (Леств.7:6). Слезы - это признак возрожденного человека. По словам аввы Пимена, "плач - это путь, переданный нам Писанием и отцами, говорящими: "Плачьте. Нет иного пути, кроме этого"" (Γεροντικόν. Σ96, ριθ'). Это, как мы сказали чуть выше, образ жизни. Нам невозможно познать себя без слез, ибо если мы осознаем свою греховность (а это является свидетельством пребывания внутри нас божественной благодати), если приобретем дар самопознания и самоосуждения, то сразу же начинаем плакать. Ведь "никто не должен оставить своего мертвеца и идти плакать о чужом" . Слезы у человека свидетельствуют о том, что Христос коснулся очей его и он прозрел умственно (Преп. Марк Подвижник. Добр. Т.1. С.521).
Преподобный Симеон Новый Богослов, которого, как и некоторых других, можно назвать богословом слез, говорит, что слезы есть знак жизни. Младенцы, появляясь на свет из чрева матери, плачут, и это является признаком жизни. То же самое относится и к духовному рождению. Слезы есть признак возрожденного человека. Если младенец не заплачет, то становится ясным, что он мертв. Следовательно, по словам Симеона Нового Богослова, "плач вместе со слезами суть от рождения спутники человеческой природы" (SC. Vol.113. Р.184).
Отцы учат, что диавол, войдя в человеческую душу, напечатлевает там образы, после чего удаляется, оставив в сердце образ греха. Этот образ уничтожается слезами, которые омывают сердечное место и изгоняют облако, сокрывшее сердце человека. Следовательно, с помощью слез достигается очищение от грехов. Авва Пимен учит, что "желающий избавиться от грехов избавляется от них рыданием (κλαυθμω)" (Γεροντικόν. Σ96, ριθ'). В другом месте тот же святой призывает: "Будем плакать пред лицем благости Божией со всякой болезнью, пока не пошлет Он нам милость Свою" (там же, Σ96, ρκβ'). Действительно, засвидетельствовано всем опытом Церкви, что как вода смывает буквы, так и слеза может смыть грехи (Леств.26:229). Благодаря слезам приходит Всесвятой Дух, который почивает в сердце, очищая нас и омывая от скверны порока (Исаак Сирин. Указ. соч. С.353).

С плачем приходит утешение, согласно Христовой заповеди-блаженству. Это утешение "есть прохлаждение болезнующей души... Заступление есть обновление души, погруженной в печаль, которое чудным образом превращает болезненные слезы в радостные" (Леств.7:57).

Святые отцы особенно выделяют силу молитвы, прежде всего однословной молитвы. Человек очищается молитвою при содействии Всесвятого Духа. Исихий Пресвитер говорит, что "невозможно нам очистить сердце свое от страстных помыслов и изгнать из него мысленных врагов без частого призывания имени Иисус-Христова" (Добр. Т.2. С.163). Призывание имени Иисусова создает радость и тишину в воздухе сердца, однако совершенное его очищение достигается силою Христовой: "Того же, чтобы сердце совершенно очистилось, виновником бывает Иисус Христос, Сын Божий и Бог, всего доброго виновник и творец" (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Добр. Т.2. С.176). Значение молитвы для преображения страстей и очищения сердца подчеркивают многие отцы (cм. напр.: Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Гл.170,62, 184 // Добр. Т.2. С.194-195,171,198. Свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим. Гл.75 // Добр. Т.5. С.392-393). Кроме того, преподобный Григорий Синаит говорит, что существуют два образа умной молитвы и соединения ума и сердца, "или, вернее, два входа с обеих сторон умной молитвы, совершаемой в сердце духом". Один из них - это когда через призывание имени Христова и через неизменную теплоту в сердце является действие Духа, уничтожающее страсти. Второй же - когда "дух увлекает ум к себе, загоняя его в глубину сердца и удерживая от обычного рассеяния" (Φιλοκαλία T.Δ'. Σ.71, α').
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Alexander от 29 Октябрь 2016, 08:05:55
Не удержался от очевидного. Свой опыт практики - по чужой книге - это опыт юзания цитат из чужой книги.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Svetlana от 29 Октябрь 2016, 09:19:40
Так скромненько о себе - название  большими печатными буквами.

Если же искать соответствие личного опыта с приведенными цитатами: испытывала боль в физическом сердце, но несколько иного плана. Ощущала как будто рвется покрывло плоти  вокруг сердца, образуя с каждым разом все большую "дыру"

Вчера ощутила как некий комок энергии скатился из сердца вниз до самых пяток. Ум связал это явление с бесом Ученицы, хотя мои усилия были направлены на исцеление собственной души


Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Alexander от 30 Октябрь 2016, 09:11:30
Отделена тема "Устоявшиеся мыслеформы".
Название: О НЕОБЪЯСНИМОМ СТРАДАНИИ И НАКАЗАНИИ ДЕТЕЙ ЗА ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ
Отправлено: Виктор Шипилов от 11 Февраль 2017, 18:16:20
Уважаемые форумчане! Некоторое время назад прочитал миссионерское письмо № 176 святителя Николая (Сербского). Хотелось поделиться содержанием письма и услышать ваше мнение по нему.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________

"Вы жалуетесь на горькую судьбу своей племянницы. Пишете, что ее страдания необъяснимы для Вас. Ее муж, чиновник, заразился постыдной болезнью и умер в больнице для душевнобольных. Она заразилась от своего мужа и теперь тоже попала в сумасшедший дом. Вы, зная ее как благородную и благочестивую женщину, удивляетесь, как всеведущий Господь мог попустить такой брак и вообще такие жестокие страдания невинному существу?

Если Ваша родственница действительно благочестива и добра, тогда, конечно, она страдает безвинно. Тогда, возможно, следует искать причину в грехе ее родителей, ибо сказал Всевышний, что “прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” (ср.: Исх. 34, 7). Вы на это ответите так, как обычно говорят: “Но почему же дети страдают за грехи родителей?”.

Спрошу и я Вас: а как бы иначе Господь остановил людей от греха, если бы не переносил наказание за грехи родителей на детей? И наш народ по опыту знает, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто звучит предостережение тем, кто собирается лжесвидетельствовать или сделать какое-то зло: “Подумай о детях!”. Этот библейский опыт закреплен и в обычном человеческом законодательстве в том смысле, что дети лишаются имущества за преступления родителей. Страдает репутация в обществе и не только детей, но и внуков, и правнуков. Недавно произошел такой случай: один человек хотел обручиться с девушкой, но, когда узнал, что ее отец сидел в тюрьме, отменил помолвку.

Но не следует отчаиваться из-за этого, ибо ни в чем нет слепой фатальности. Милостивый Господь может пресечь наказание на ребенке, если он истинно покается и возопит к Нему, к Отцу Небесному, о прощении. Мать святого Фанурия была злой женщиной, но наказание не постигло сына за грехи матери. Не только не постигло наказание, но стал он святым, ибо постоянно молился за мать. Молитесь и Вы за родителей Вашей родственницы. Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом и заключается смысл церковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи и чтобы наказание не пало на их детей".
Название: Re: О НЕОБЪЯСНИМОМ СТРАДАНИИ И НАКАЗАНИИ ДЕТЕЙ ЗА ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ
Отправлено: Сергий от 11 Февраль 2017, 19:00:08
Уважаемые форумчане! Некоторое время назад прочитал миссионерское письмо № 176 святителя Николая (Сербского). Хотелось поделиться содержанием письма и услышать ваше мнение по нему.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________

"Вы жалуетесь на горькую судьбу своей племянницы. Пишете, что ее страдания необъяснимы для Вас. Ее муж, чиновник, заразился постыдной болезнью и умер в больнице для душевнобольных. Она заразилась от своего мужа и теперь тоже попала в сумасшедший дом. Вы, зная ее как благородную и благочестивую женщину, удивляетесь, как всеведущий Господь мог попустить такой брак и вообще такие жестокие страдания невинному существу?

Если Ваша родственница действительно благочестива и добра, тогда, конечно, она страдает безвинно. Тогда, возможно, следует искать причину в грехе ее родителей, ибо сказал Всевышний, что “прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” (ср.: Исх. 34, 7). Вы на это ответите так, как обычно говорят: “Но почему же дети страдают за грехи родителей?”.
Увы, теперь сразу чувствую фальшь лукавого и отвратительного перевода из-за которого и невинный святой предстает как бы хулителем Бога ...

Вот текст этого места из книги Исхода в оригинале:

"LXX: και и δικαιοσύνην праведность διατηρων сохраняющий και и ποιων творящий έλεος милость εις в χιλιάδας, тысячах, αφαιρων снимающий ανομίας беззакония και и αδικίας неправедности και и αμαρτίας, грехи, και и ου не καθαριει очистит τον  ένοχον повинного επάγων принося ανομίας беззакония πατέρων отцов επι на τέκνα детей και и επι на τέκνα детей τέκνων детей επι на τρίτην третье και и τετάρτην четвёртое γενεάν. поколение.

MT:  נֹצֵר  keeps  חֶסֶד  lovingkindness  לָאֲלָפִים  thousands  נֹשֵׂא  forgives  עָוֹן  iniquity  וָפֶשַׁע  transgression  וְחַטָּאָה  and sin  וְנַקֵּה  means  לֹא  no  יְנַקֶּה  leave  פֹּקֵד  visiting  עֲוֹן  the iniquity  אָבֹות  of fathers  עַל־  on  בָּנִים  the children  וְעַל־  and on  בְּנֵי  the grandchildren  בָנִים  the children  עַל־  unto  שִׁלֵּשִׁים  the third  וְעַל־  and  רִבֵּעִֽים׃  and fourth " (Исх. 34:7)


И в Септуагинте и в массоретском тексте вовсе не сказано, что Бог наказывает детей за отцов. Это ложь. Тут смысл иной: и состоит лишь в том, что дети просто повторяют грехи отцов, так как Бог просто не вмешивается.
Отсюда и искаженное толкование святого.

Болезни же и смерть детей - милость Божия к ним, путь для них в Царствие Небесное, ибо иначе, как ведает Бог, в своей долгой взрослой жизни они бы столько нагрешили, что для них дорога в ад была бы без альтернативной.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Alexander от 11 Февраль 2017, 19:10:28
Виктор, Вы с удивительной скоростью плодите новые темы. Слил две темы в одну. Прошу больше не начинать новых тем (Вы их не поддерживаете). Постите сюда.
Название: Re: О НЕОБЪЯСНИМОМ СТРАДАНИИ И НАКАЗАНИИ ДЕТЕЙ ЗА ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ
Отправлено: Виктор Шипилов от 11 Февраль 2017, 20:04:44
Тут смысл иной: и состоит лишь в том, что дети просто повторяют грехи отцов, так как Бог просто не вмешивается.Отсюда и искаженное толкование святого.
Сергий! Вся проблема в том, что помимо переводов есть еще и жизненный опыт нескольких поколений, который наводит на определенные мысли.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Виктор Шипилов от 11 Февраль 2017, 20:15:37
Виктор, Вы с удивительной скоростью плодите новые темы. Слил две темы в одну. Прошу больше не начинать новых тем (Вы их не поддерживаете). Постите сюда.
Александр! Одну тему ты закрыл, вторая неплохо работает и без моего участия, а третьей хотелось посмотреть на мнение пользователей, но ты ее "подстрелил", сделав инвалидом. В действительности сама тема интересная, но не каждый воспринимает ее серьезно. Если приживется, то пусть "хромает".
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Сергий от 11 Февраль 2017, 20:21:31
Тут смысл иной: и состоит лишь в том, что дети просто повторяют грехи отцов, так как Бог просто не вмешивается.Отсюда и искаженное толкование святого.
Сергий! Вся проблема в том, что помимо переводов есть еще и жизненный опыт нескольких поколений, который наводит на определенные мысли.
Да раскройте глаза! Речь о поколениях (ДЕТЕЙ (!) )! Они и своих детей нарожать успели, и внуков, и правнуков, и праправнуков! Какое тут наказание детей?!
Речь именно о том, что они грешат, идя по стопам родителей, а вовсе не об их наказании!
И тогда нечего к своей хуле на Бога приплетать слова Писания! Бог без ЛИЧНОЙ вины не наказывает никого!
Зарубите себе это на носу!

Просто ужас...
Махровейшее язычество ... Злобный мстительный Бог ...
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Виктор Шипилов от 12 Февраль 2017, 11:41:34
Да раскройте глаза! Речь о поколениях (ДЕТЕЙ (!) )! Они и своих детей нарожать успели, и внуков, и правнуков, и праправнуков! Какое тут наказание детей?!
Речь именно о том, что они грешат, идя по стопам родителей, а вовсе не об их наказании! И тогда нечего к своей хуле на Бога приплетать слова Писания! Бог без ЛИЧНОЙ вины не наказывает никого! Зарубите себе это на носу! Просто ужас... Махровейшее язычество ... Злобный мстительный Бог ...
Узнаю Москвича - его в толпе трудно спутать с иногородними. Оторвались вы батенька от землицы - матушки, связь с ней и прошлым поколением расстеряли, поэтому и пишете ерунду сию. Сергей! Есть еще жизненная практика, опыт поколений свидетельством которых являюсь и есть с чем делать сравнение.
О чем же пишет свт. Николай Сербский? “Прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” (ср.: Исх. 34, 7). и добавляет: “Но почему же дети страдают за грехи родителей?” И отвечает: "Спрошу и я Вас: а как бы иначе Господь остановил людей от греха, если бы не переносил наказание за грехи родителей на детей? И наш народ по опыту знает, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто звучит предостережение тем, кто собирается лжесвидетельствовать или сделать какое-то зло: “Подумай о детях!”.
Плохо что ты Сергей прожил столько лет и не обращал внимание вокруг себя. Не ходишь в храм, не общаешься с прихожанами, поэтому то и незнаком с данным предостережением святителя. которое творится вокруг нас. Если тебе необходимы примеры, то я их из личной практики многих моих знакомых и прихожан выложу здесь. Хотя что далеко ходить? Здесь есть Никодим, выросший в среде мусульман и ставший православным - насколько в поколениях Никодим знает свою родословную. Он уверен в том, что там не было православного святого? Есть и другие среди вас пользователи с интересными родословными, которые они описали в своих постах. Сергей! Мы часто не хотим видеть очевидное, не доверяя даже святым и опровергая их.

Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Сергий от 12 Февраль 2017, 12:28:35
Да раскройте глаза! Речь о поколениях (ДЕТЕЙ (!) )! Они и своих детей нарожать успели, и внуков, и правнуков, и праправнуков! Какое тут наказание детей?!
Речь именно о том, что они грешат, идя по стопам родителей, а вовсе не об их наказании! И тогда нечего к своей хуле на Бога приплетать слова Писания! Бог без ЛИЧНОЙ вины не наказывает никого! Зарубите себе это на носу! Просто ужас... Махровейшее язычество ... Злобный мстительный Бог ...
Узнаю Москвича - его в толпе трудно спутать с иногородними. Оторвались вы батенька от землицы - матушки, связь с ней и прошлым поколением расстеряли, поэтому и пишете ерунду сию. Сергей! Есть еще жизненная практика, опыт поколений свидетельством которых являюсь и есть с чем делать сравнение.
О чем же пишет свт. Николай Сербский? “Прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” (ср.: Исх. 34, 7). и добавляет: “Но почему же дети страдают за грехи родителей?” И отвечает: "Спрошу и я Вас: а как бы иначе Господь остановил людей от греха, если бы не переносил наказание за грехи родителей на детей? И наш народ по опыту знает, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто звучит предостережение тем, кто собирается лжесвидетельствовать или сделать какое-то зло: “Подумай о детях!”.
Плохо что ты Сергей прожил столько лет и не обращал внимание вокруг себя. Не ходишь в храм, не общаешься с прихожанами, поэтому то и незнаком с данным предостережением святителя. которое творится вокруг нас. Если тебе необходимы примеры, то я их из личной практики многих моих знакомых и прихожан выложу здесь. Хотя что далеко ходить? Здесь есть Никодим, выросший в среде мусульман и ставший православным - насколько в поколениях Никодим знает свою родословную. Он уверен в том, что там не было православного святого? Есть и другие среди вас пользователи с интересными родословными, которые они описали в своих постах. Сергей! Мы часто не хотим видеть очевидное, не доверяя даже святым и опровергая их.

***, нет слов. Какие *** святые "прославленные" в наше время?

Для меня нет святых после 14 века.
Так, просто авторитетные и уважаемые люди.
Прославления во святых (кроме мучеников) после 14 века - просто церковная политика.
И Николай Сербский откровенно хулит Бога, хотя это явно хулят переводчики. Он выглядит фактически, как язычник, раз считает, что НЕВИННЫХ потомков Бог может наказывать за дела предков. Это чудовищно.

Вы можете меня легко опровергнуть, приведя в подтверждение своей "идеи" слова святых, живших до 15 века. Например, таких, как Ириней Лионский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Великий, Исаак Сирин, Максим Исповедник, Григорий Палама.

Вообще жуть. Православие за 2000 лет выродилось в откровенное язычество ...
Ну, ничего, скоро конец всему этому балагану ...
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Виктор Шипилов от 13 Февраль 2017, 06:36:52
Вы можете меня легко опровергнуть, приведя в подтверждение своей "идеи" слова святых, живших до 15 века. Например, таких, как Ириней Лионский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Великий, Исаак Сирин, Максим Исповедник, Григорий Палама.

НЕСБЫВШЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО ПРОШЛЫХ ВЕКОВ
Церковная история знает печальные случаи, когда ошибочно возвещали о приходе антихриста не только сектанты, но и православные, причем и люди духовные, и даже святые.
Апостол Варнава полагал, что «в шесть дней, то есть в шесть тысяч лет покончится все» (Послание Варнавы, 15).
Св. Ириней Лионский утверждал, что мир окончится с окончанием шестой тысячи лет: «как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год» (Против ересей 5, 28, 3).
6000-й год от сотворения мира ожидался в 492 г. н. э. Поэтому первые христиане полагали, будто они уже видят предел земной истории… Так считали Лактанций, Ипполит Римский, Юлий Илариан.
Мир третьего столетия казался св. Киприану разрушающимся прямо на глазах: «Мир уже представляет явное доказательство своей преходимости. Нет уже зимой такого обилия дождей, летом такого солнечного жара; не столько уже веселы посевы в весеннюю пору, не столь обильна осень плодами. Меньше извлекается мраморных глыб из недр, изрытых и истощенных; исчерпанные рудники в меньшем уже изобилии доставляют золото и серебро; на полях недостает земледельца, на море матроса, в лагерях солдата; нет невинности на торжище, правде и суде, единодушия между друзьями, знания в искусствах, благочиния в нравах…. Все вырождается по причине старости самого мира, поэтому никто не должен удивляться, что в мире стало недоставать того-другого, когда сам мир находится уже в расслаблении и при конце».
В 389 году св. Иоанну Златоусту представлялось, что с наступлением 400 года мир вступит в последний этап своего разрушения: «Немного уже остается времени до конца; мир уже стремится к концу. Это показывают брани, скорби, землетрясения, охлаждение любви. Как тело при последнем издыхании, близ смерти, подвергается бесчисленным недугам; как в доме, когда он близок к разрушению, обыкновенно многое падает и с кровли и со стен, так близок, при дверях, конец вселенной, и поэтому-то распространяются повсюду бесчисленные злополучия… Концом года мы называем не последний только день его, а и последний месяц, хотя он имеет тридцать дней; так и я не погрешу, если в таком числе годов назову концом и четырехсотый год».
В те же годы святитель Мартин Турский (вторая половина IV века; память 12 октября) говорил: «Несомненно, что антихрист, зачатый злым духом, уже родился, находится в отроческом возрасте и, как только возмужает, захватит власть» (Сульпиций Север. Диалоги.2, 14).
Официальное изложение церковной веры в XVII веке – «Книга о вере» – полагало, что конец миру настанет по окончании 7000 лет: «По седмих тысящах приход его будет яко же речено в синаксаре в неделю мясопустную» (Книга о вере, гл 30).
Св. Димитрий Ростовский, совместив евангельские слова о женихе, грядущем в полунощи и традиционное для более ранней поры верование в то, что конец мира настанет по истечении семи тысяч лет, пришел к выводу, что уместнее всего предполагать приход Жениха в полуночи, то есть в середине восьмого тысячелетия (7500 год от сотворения мира = 1992 от Рождества Христова).
Есть рассказы о том, что оптинский старец Амвросий в 1882 или 1883 году сказал пришедшему к нему иноку: «Ныне настоящий антихрист народился в мир».
Уже на нашей памяти не сбылось пророчество румынского святителя Каллиника Черникского (середина XIX века), ожидавшего, что конец истории совпадет с концом второго христианского тысячелетия (по церковному календарю 2000 год от Рождества Христова равняется 7500 году от сотворения мира, то есть 1992 году светского современного календаря). А ведь тоже сколько в 1990 – 1992 годах было листовок и шепотков…

Не думаю, что с тех пор в Церкви появились люди, которые были бы выше преподобного Серафима Саровского. А он как раз отклонял любые попытки «напророчествовать» что-либо более конкретное, нежели сказанное Писанием. Когда саровский старец был спрошен о времени Второго пришествия, он сказал: «Радость моя! Ты много думаешь об убогом Серафиме: мне ли знать, когда будет конец миру сему. Нет, сего мне знать невозможно».
Вообще жуть. Православие за 2000 лет выродилось в откровенное язычество ...Ну, ничего, скоро конец всему этому балагану ...
Это вы о чем Сергей? О каком вырождении православия пишете?
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Никодим от 13 Февраль 2017, 11:11:15
Тут смысл иной: и состоит лишь в том, что дети просто повторяют грехи отцов, так как Бог просто не вмешивается.Отсюда и искаженное толкование святого.
Сергий! Вся проблема в том, что помимо переводов есть еще и жизненный опыт нескольких поколений, который наводит на определенные мысли.
Да раскройте глаза! Речь о поколениях (ДЕТЕЙ (!) )! Они и своих детей нарожать успели, и внуков, и правнуков, и праправнуков! Какое тут наказание детей?!
Речь именно о том, что они грешат, идя по стопам родителей, а вовсе не об их наказании!
И тогда нечего к своей хуле на Бога приплетать слова Писания! Бог без ЛИЧНОЙ вины не наказывает никого!
Зарубите себе это на носу!

Просто ужас...
Махровейшее язычество ... Злобный мстительный Бог ...
Вы оба правы и не правы - одновременно. Как? Да вот так! Бог никого не наказывает. Воздает - да,но даже смерть человека - это не наказание, а благость от Бога,так как останавливает человека в падении,ставит ему фактический предел,ниже которого он пасть не сможет,граница "комнаты" из которой выйти самому нельзя. Но Бог больше даже сделал, со Христом Он изменил суть страданий и самой смерти,так как до Спасителя, смерть и страдания, можно было считать наказанием...а от ныне - искуплением.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: RedModern от 13 Февраль 2017, 15:11:58
если еще кратко.
1 степень. когда молитва без помех. (мысли, телесные ощущения.)какие ощущения-это радость и удовольствие.
2 степень. молитва самопроизвольна. радость и счастье.
3 степень. ум приучен. (счастье. свет.) на этом я остановился :(
4 степень. сильный ум. (кто может творить чудеса.) так-же можно впасть в перелесть и после смерти очутиться в аду. в непростом аду. а в "вечном". бесстрастие. нет не радости не счастье. а невозмутимость.
5,6,7. степени не очень понимаю ну чую тут уже не простой человек.
есть 8-9. ну эти постижения нужно искать, кто научит. иначе можно не выйти. не когда.


кундалине это бред, типо какое-то постижение, то что входит в это понимания это телесные ощущения. что явно уводить от молитвы.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Краевед от 13 Февраль 2017, 15:18:34
гы-гы...гы...

Спасибо.
Давно я так не умилялся. Наверно, с месяц.
:)

Реально - спасибо!
Вспомнил себя в 18....

Бесстрастие - это отсутствие мучений, и тяги к тому, что приносит страдания - это вот такая странная невозмутимость.
Радость и счастье не приносят страданий, их отсутствие приносит страдания. :)
Поэтому все чувства остаются, которые нормальные.

Бог есть Любовь.



А кундалини... поймите, знание о радикулите уводит от Бога. Потому что зачем оно - как работают ваши нервы...
Вот когда скрутит - тогда и начинаешь задумываться.
(вроде нормально аналогию изобразил? )
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Краевед от 13 Февраль 2017, 15:26:07
Если уж так интересно, например:

Цитировать
Лестница благодетелей безмолвия:
10 – Совершенство.
9 – Просвещение сердца.
8 – Озарение странное.
7 – Созерцание тайн.
6 – Очищение ума.
5 – Мир помыслов.
4 – Сердечные слезы.
3 – Святая энергия.
2 – Теплота сердечная.
1 – Молитва чистая.



Цитировать
В будущей жизни христианин не будет испытуем, отрёкся ли он от мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу…
Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021).

Хотя, конечно, и эти добрые дела нужны, чтобы нам двигаться от полной окаменелости к хотя бы жизни в Боге.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: RedModern от 13 Февраль 2017, 15:34:27
Цитировать
Лестница благодетелей безмолвия:
10 – Совершенство.
9 – Просвещение сердца.
8 – Озарение странное.
7 – Созерцание тайн.
6 – Очищение ума.
5 – Мир помыслов.
4 – Сердечные слезы.
3 – Святая энергия.
2 – Теплота сердечная.
1 – Молитва чистая.
по трем пунктам совпадет.
4. как-то сомнения у меня. помню. после прекращения практики, задумал я на девок посмотреть, я не чувствовал страсть как обычно, а было жалко до слез их. вот тут я испугался. так как было не-то что раньше. потом решил узнать, что это такое в книгах.
а так моя практика было просто баловство. хотел ум отделить от тела ;D  хотя получилось.


хотя я думаю то что эти идут под 4 ступень, классификация вроде чуть неправильная.
Цитировать
10 – Совершенство.9 – Просвещение сердца.8 – Озарение странное.7 – Созерцание тайн.6 – Очищение ума.5 – Мир помыслов.

[/size]откуда вы это взяли?
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Краевед от 13 Февраль 2017, 15:43:03
RedModern, не обижайтесь, если что.

Большое вам спасибо, что вы решились написать искренне о себе. Это очень ценно.

Спасибо.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Краевед от 13 Февраль 2017, 15:48:42
"Инок Феофан" (http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=224596220ee686e5598bc5b48d4800b7&topic=3733.msg178590#msg178590)

... для смирения себя, очень хорошая схема.
Смотрю и понимаю - засранец я, а не святой.

Вообще, люблю вот по этой себя смотреть, из Исаака:
Цитировать
...человеку надлежит иметь тонкое сведение обо всем этом и знать приметы, чтобы при каждом сделанном шаге сознавать, куда достигла и какую страну начала попирать стопами своими душа его ...:
- Достаточно ли, по душевному свету, ведение к различению сего, или различает это во тьме, или совершенно лишено такой способности?
- Точно ли находишь, что помысл начал очищаться?
- Парение мыслей в уме проходит ли в час молитвы?
- Какая страсть смущает ум во время приближения к молитве?
- Ощущаешь ли в себе, что сила безмолвия приосенила душу кротостию, тишиною и миром, какой сверх обычая рождается обыкновенно в уме?
- Восхищается ли непрестанно ум без участия воли к понятиям о бесплотном, в объяснение чего не дозволено входить чувствам?
- Возгорается ли в тебе внезапно радость, ни с чем не сравнимым наслаждением своим заставляющая умолкнуть язык?
- Источается ли непрестанно из сердца некое удовольствие и влечет ли всецело ум? ...

Если же не начал ты усматривать в душе своей, брат, что все это некоторым образом избыточествует или оскудевает, то труды твои, и скорби, и все безмолвие твое - бесполезное утомление себя...


Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Краевед от 13 Февраль 2017, 16:01:55
RedModern, вы, скорее всего, неправильно понимаете ни про теплоту сердечную, ни про слёзы сердечные.

Дело в том, что это почти невозможно описать. Пока не почувствуешь.

"...Батюшка возразил, что это ум прощает, а душа - нет, а не наоборот, как я думаю. Потому что окаменевшая. Но сказал - это потом, закончил исповедь. Причастил. А после службы подошёл, взял за руку и стал молиться. И всё внутри стало таять, заплакало сердце, и слёзы брызнули из глаз потоком..."

Как-то так. Только это реакция на то, что было у батюшки, о чём мы и говорим.
Впрочем, и получатель испытал.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Фаина от 13 Февраль 2017, 17:29:48
Краевед  "...Батюшка возразил, что это ум прощает, а душа - нет, а не наоборот, как я думаю. Потому что окаменевшая. Но сказал - это потом, закончил исповедь. Причастил. А после службы подошёл, взял за руку и стал молиться. И всё внутри стало таять, заплакало сердце, и слёзы брызнули из глаз потоком..."
Спасибо,отец Сергий,и у меня  брызнули слезы после Ваших слов.В прощенное воскресенье  поминаем маму,27 февраля будет год как она ушла.Просьба о прощении у мамы вырвалась сама, вместе с обильными слезами..Хотя вроде бы и не чувствовала за собой особой вины,казалось,что все взаимные обиды ушли в прошлое.В последние месяцы ее жизни у меня была тихая радость от мирного совместного проживания,не смотря на ее тяжелое состояние.Тяжело идет молитва о ее упокоении.Летом начала молиться в храме перед Казанской иконой Божьей Матери,а какая то сила толкала меня назад,пока не отошла от иконы на несколько шагов.С отцом была почти такая же история.Очень тяжелые были и сами похороны и мое состояние после них.Резко полегчало,когда вдруг разрыдалась на перекрестке дорог и попросила у него прощения, сама не понимая за что.И сразу стало легко.Помирились уже после его смерти.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Никодим от 13 Февраль 2017, 17:40:01
Любовь всегда даёт возможность собой поделиться. Это её из основных критериев.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: RedModern от 14 Февраль 2017, 07:23:40
RedModern, вы, скорее всего, неправильно понимаете ни про теплоту сердечную, ни про слёзы сердечные.

Дело в том, что это почти невозможно описать. Пока не почувствуешь.

"...Батюшка возразил, что это ум прощает, а душа - нет, а не наоборот, как я думаю. Потому что окаменевшая. Но сказал - это потом, закончил исповедь. Причастил. А после службы подошёл, взял за руку и стал молиться. И всё внутри стало таять, заплакало сердце, и слёзы брызнули из глаз потоком..."

Как-то так. Только это реакция на то, что было у батюшки, о чём мы и говорим.
Впрочем, и получатель испытал.
может быть, не оспариваю.
так как моя практика была незаконченной. если бы я знал с чем столкнулся. или хотя бы вера была, а ведь я атеистом был, вернее некогда даже и не думал о религии серьезно. для меня это была чушью.
а так эта была всего лишь игра. главное отделить ум. это как бы идея фикс. типо так должно быть, почему я так подумал. скорей всего из-за увлекаемости всякими астралами итд. тут логика сработала. если этот увидел сердце при помощи молитвы значит, можно отделить одно от другого и началось работа, молился с утра до вечера, по четкам, произносил так и этак. уловить то что увлекает ум. я его нашел и началось погружение. сначало пол дня. потом утверждался в молитве по четкам. и в итоге весь день проводил в молитве. не ел. исхудал сильно. случайно в зеркале увидел себя, начал заставлять себя есть. раз в день. сколько криков. было от того что не выходило. погружение. и постепенно начал наблюдать. молитва стала чище произносится внутренне. у меня от это появилась радость. неужели. потом молитва стала само собой. и свет.
тут меня кто-то похвалил. :) сказал что я молодец. ну это не все :(
вообщем началось очень много чудного (необьяснимого) и страх был, видения, голоса, да такой что подумывал идти в больницу или в церковь. ну я справился, просто когда находил лютый страх, особенно когда в комнате светящиеся огни я всматривался чего я боюсь, оказывается нечего бояться, больше сам накручиваю ;D и страх ушел.
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Виктор Шипилов от 21 Февраль 2017, 20:34:58
Если же искать соответствие личного опыта с приведенными цитатами: испытывала боль в физическом сердце, но несколько иного плана. Ощущала как будто рвется покрывало плоти  вокруг сердца, образуя с каждым разом все большую "дыру".

                                                  ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ ПО СВЯТЫМ ОТЦАМ
Покаяние, плач, сокрушение теснейшим образом связаны с огнем, который рождается в сердце. Покаяние становится ощутимым, когда Святой Дух возжигает огнь в сердце человека. Об этом огне, который загорается в сердце, Господь сказал: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он у же возгорелся!" (Лк.12:49).Это тот жар, который ощутили ученики, направляясь в Эммаус: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:82). Когда этот огонь уничтожит сердечные страсти, то переживается как свет. Апостол Павел, обладавший этим опытом, писал, что Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1Кор.4:5). Тот же опыт апостол Петр выражает в таких словах: "...доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших" (2Пет.1:19). Вначале сердце переживает благодать Божию как огонь, попаляющий грех и страсти, а затем, когда страсти будут сожжены, воспринимает ее как свет, просвещающий всего внутреннего человека. Учение о том, что благодать Божия сперва воспринимается как огонь, а впоследствии как свет, рассматривается у Иоанна Синайского, автора Лествицы. Преподобный говорит, что пренебесный огонь, входя в сердце, одних опаляет по недостатку очищения, а других просвещает "по мере совершенства". Ведь "один и тот же огнь называется и огнем поядающим, и светом просвещающим. Посему одни отходят от молитвы как исходящие из разжженной печи, ощущая облегчение от некоторой скверны и вещества; а другие - как просвещенные светом и облеченные в сугубую одежду смирения и радования" (Леств.28:51). Огонь, ощущаемый сердцем человека, часто чувствует и тело. Тогда человеку кажется, что он находится в аду и горит в адском пламени. Это важное и спасительное ощущение, поскольку такое покаяние исцеляет душу. И чем чувствительнее этот огонь покаяния, тем больше создается условий для созерцания нетварного света.
Бог есть огнь поядающий, согласно апостолу Павлу: "...потому что Бог наш есть огнь поядающий" (Евр.12:29). Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что всякий труд наш есть пред нами, дондеже внидет во святилище наше огнь оный Божий (Пс.78:16).

 Чистая молитва рождается в сердце, в котором есть этот огонь.Именно этот благословенный огонь, который возжигается в сердце с пришествием благодати, в сочетании с покаянием и слезами приносит нам духовное возрождение. С помощью этого огня преображается все наше внутреннее состояние, изменяются даже проявления телесной активности.

Сердце становится орудием Всесвятого Духа и приобретает ведение Бога.

Присутствие в сердце благодати обнаруживается и во взыгрании сердца. Это признак здравия сердца. Святитель Григорий Палама, приводя в пример Василия Великого и Афанасия Великого, говорит, что взыграние сердца, когда оно "играет, как бы прыгая от восторга любви к добру", является признаком благодати (Свт. Григорий Палама. Триады... С.59).
Но что такое чистое сердце и каково оно? Такое сердце описывает преподобный Симеон Новый Богослов. Он говорит, что чисто такое сердце, которое не испытывает беспокойства ни от какой страсти и не помышляет ничего лукавого либо житейского и в котором постоянно содержится памятование о Боге вместе с неудержимой любовью (SC. Vol.51. Р.89. 32). Чисто такое сердце, которое, будучи восхищенным, "видит залоги обетованных святым благ и сами вечные блага, насколько человеческое естество способно вместить их... " (там же, P.90. 35) Другие отцы также говорят о чистом сердце. Чисто такое сердце, где нет никаких естественных движений и где Бог, как на скрижали, пишет закон Свой (Св. Максим Исповедник. Φιλοκαλία T.В'. Σ85, φα'). Чистое сердце вовсе не позволяет помыслам входить в душу (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Добр. Т.2. С.200). Чист сердцем тот, "кого сердце не зазрит в нарушении заповеди Божией, или в нерадении, или в приятии вражеской мысли" (Преп. Феодор. Добр. Т.3. С.340. Гл.86). Чистота сердца существует тогда, когда человек подвизается, чтобы вовсе не осуждать блудницу, грешников или бесчинных, но на всех смотреть чистыми глазами, "никого не уничижать, не судить, никем не гнушаться, не делать различия между людьми".

"Кто стяжал чистое сердце, тот победил страхование" (Св. Симеон Новый Богослов. Добр. Т.5. С.19). Чистое сердце не боится ничего, в том числе и смерти, ведь страх смерти - это последствие сердечной нечистоты. Оно освобождается "от бесовских помыслов, слов и дел" (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Добр. Т.2. С.183), приобретает внутреннее молчание и безмолвие от всякого помысла (Добр. Т.2. С.160). "Чистое сердце, став вместилищем Духа Святого, чисто зрит в себе, как в зеркале, Самого Бога" (Авва Филимон. Добр. Т.3. С.372). Оно оставляет беспокойство, создаваемое телесными заботами, и открывается, и это означает упование на Бога. "Широта сердца есть упование на Бога, а теснота его - забота житейская" (Преп. Марк Подвижник. Добр. Т.1. С.548).
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Виктор Шипилов от 23 Февраль 2017, 08:32:18
Некто спросил святого Антония: "Что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу?" И старец ответил: "Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в божественном Писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро уходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди, и спасешься" (Древний патерик, изложенный по главам. М, 1997. Репринтное воспроизведение издания 1891 г. С.11).

Исихий Пресвитер уделяет огромное внимание молитве Иисусовой, поскольку она очищает ум от вредных помыслов. Когда человек страдает от вредоносной пищи, он принимает рвотное средство и извергает ее. Такое же значение имеет молитва для оскверненного ума. "Так и ум... поглотив принятые им порочные помыслы и почувствовав душевредную горечь их, поспешит молитвою Иисусовою, из глубин сердца возглашаемою, извергнуть их вон и далеко отбросить их от себя" (Добр. Т.2. С.199). Следовательно, задача очищения ума заключается не просто в нахождении проникших в него помыслов, но в их отвержении, которого можно добиться не логическими рассуждениями и анализом, но только молитвою Иисусовой. Когда мы говорим "молитва", то имеем в виду действие Святого Духа, приходящего в сердце при поминании имени Христова. Не случайно святитель Григорий Палама подчеркивает, что деятельность ума, состоящая в помыслах, легко очищается "у упражняющихся в молитве, в особенности однословной". Когда человек предается молитвенному деланию, деятельность ума исцеляется.

В сочинениях святых отцов много говорится об обращении ума на сердце, энергии - к сущности.

Обращение на сердце ума, прежде рассеянного, то есть обращение энергии к сущности, - это исцеление ума, ибо именно там он обретает свое подлинное место. В ходе этого обращения ум сначала находит плотское сердце, а затем - вышеестественное, духовное. "Сходя умом в сердце свое, сначала вот это - плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием" (Старец Силуан. М., 1994 С.47). Это обращение ума на сердце есть не что иное, как его объединение, то есть союз ума и сердца. Свидетельством такого союза служат слезы умиления и сладкое чувство божественной любви. "Плач умиления при молитве есть верный показатель того, что ум соединился с сердцем и что настоящая молитва нашла свое первое место, первую степень восхождения к Богу; вот почему он так ценится всеми подвижниками" (там же, с.124). Погружаясь в сердце, ум "совлекается всякого образа, не только видимого, но мысленного" (там же, с.140). Двери сердца затворяются для всего чуждого, "и тогда душа входит во "мрак" совершенно особого порядка и затем удостаивается неизреченного предстояния Богу чистым умом" (там же, с.134). Говоря об обращении ума на сердце, то есть его энергии к сущности, необходимо упомянуть о трех движениях ума, как их описывает святитель Дионисий Ареопагит. По словам святителя Дионисия, существуют три движения души и ума. Первое из них - круговое, "вхождение в себя извне и единообразное собирание умных сил". В этом движении душа сперва обращается на себя, собирает все свои силы и таким образом восходит к безначальному и бесконечному Богу, стоящему превыше всего сущего. Этот путь безопасен, он не дает уму возможности впасть в прелесть и, таким образом, является целенаправленным восхождением к Богу. Ум, избавившись от всего тварного, отвергает всякую мысль о твари, всякое мечтание и через покаяние соединяется с сердцем, где ему открывается Бог, так что происходит соединение ума с Богом. Это движение свойственно так называемому апофатическому богословию. Второе движение - прямолинейное, при котором душа "исходит к окружающим ее предметам и от внешних предметов восходит как бы от неких разнообразных и многочисленных символов к простым и цельным созерцаниям". Это так называемое естественное созерцание, или катафатическое богословие, которое созерцает Бога в природе. Через созерцание природы душа восходит к Богу. Этот метод подвержен прелести, поскольку многие люди, привыкнув таким образом непосредственно наблюдать творения Божий, прельщаются и начинают поклоняться твари более, нежели Творцу и Создателю. Третье движение, так называемое спиралеобразное, представляющее собою сочетание первых двух. Святые отцы отдают предпочтение первому движению, которое зовется круговым, поскольку образует некий круг. Ум обращается на сердце и через сердце восходит к созерцанию Бога. Таким образом можно избежать прелести (Дионисий Ареопагит. О божественных именах. PG.Т.3. Col.704-705). Это круговое движение достигается через умную молитву, с помощью которой подвижник старается "собрать ум в себе, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неложным движением" (Свт. Григорий Палама. Триады... С.49). Итак, обращение ума достигается с помощью молитвы, и главным образом так называемой умной молитвы, когда ум, чистый от всякого помысла и представления, не отвлекаясь, молится Богу. Поэтому Нил Подвижник ублажает ум, молящийся невещественно и без рассеяния: "Блажен ум, который во время молитвы хранит совершенное безмолвие. Блажен ум, который, молясь без развлечения, восприемлет все большее и большее вожделение Бога. Блажен ум, который во время молитвы бывает невещественен и нестяжателен. Блажен ум, который во время молитвы держит совершенное ко всему нечувствие". (Добр. Т.2. С.221-222)
Название: Re: КРАТКО О СЕБЕ – МОЯ ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ В МИРУ
Отправлено: Виктор Шипилов от 23 Февраль 2017, 10:54:55

Человек, обладающий непрестанной молитвой, испытывает исступление ума. Это исступление называется восхищением и является одним из видов созерцания Бога. Чистый ум озаряется, просвещается. Святой Диадох Фотикийский говорит, что те, которые "сие святое и преславное имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего" (Добр. Т.3. С.38). Учение блаженного Диадоха полностью разделяют Каллист и Игнатий Ксанфопулы (Добр. Т.5. С.418-419). Преподобный же Нил Постник учит, что "ангел Божий, представ, одним словом прекращает в нас вражеское действие и подвигает свет ума действовать непрелестно" (Добр. Т.2. С.216). Ум создан по образу Божию. Поскольку Бог есть свет, то и ум обладает светом. В этом смысле святые и говорят, что человек может увидеть свет своего ума. Однако это относится к естественному человеку, в то время как в падшем ум тускнеет, помрачается и заслоняется страстями. Но, освободившись от страстей и получив просвещение от Бога, человек может увидеть свет своего ума в час молитвы.
Вот что пишет об этом естественном свете ума архимандрит Софроний в своей книге "Старец Силуан": "Достигая этих границ света со тьмою(Иов.26:10), человек созерцает свою умную красоту, которую многие приняли за божество. Созерцаемый ими свет есть свет, но не тот Свет истинный, в Котором нет ни единой тьмы, а естественный свет ума по образу Божию созданного человека. Этот свет ума, превышающий по своему достоинству свет всякого эмпирического знания, с таким же основанием может быть назван мраком, ибо он есть мрак совлечения или отвлечения, и Бога в нем нет; и, быть может, в этом случае больше, чем во всяком другом, должно вспомнить слова Господа: "Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?" (Лк.11:35).

Совершенное же исцеление будет достигнуто тогда, когда мы поверим, что "ни на праведных, ни на неправедных не дозволено нам обращать гнев" (там же, Σ.72-74).

Согласно учению святых отцов, "бесстрастие есть неподвижность души на худое", чего, конечно, невозможно достичь без милости Божией (Добр. Т.3 С.292). По словам преподобного Максима, "бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудобоподвижна на зло" (там же, с.167). Таким образом, бесстрастие есть способность пребывать бесстрастным при помышлениях о вещах (Св. Максим Исповедник Добр. Т.3. С.202). Это значит, что душа свободна от помыслов, вызываемых чувствами, и от самих вещей.

Таким образом, ум бесстрастного человека полностью свободен: его не беспокоит ничто земное, даже и жар тела. Конечно, эта свобода ума от всех движений плоти и помышлений о вещах непостижима для людей, испытывающих не состояние бесстрастия, а действие страстей. Однако для людей Божиих то, что мир называет естественным, является противоестественным, а так называемое вышеестественное переживается ими как естественное. Преподобный Симеон Новый Богослов, отвечая на обвинения тех, кто утверждал, будто человеку невозможно испытать эти вышеестественные состояния и освободиться от влияния плоти, писал, что тот, кто сам не является бесстрастным, не только не знает, что такое бесстрастие, "но и поверить не может, что такое существует на земле" (SC. Vol.51. Р.66, πε'). И это в каком-то смысле естественно, поскольку каждый, "исходя из своего состояния, судит и поступки ближнего, добродетельны ли они или порочны" (там же). Каждый выносит суждение согласно образу и содержанию собственной жизни. В любом случае для опытного человека ясно, что отличительной чертой бесстрастного является способность "все переносить без смущения и страха", поскольку он получил от Бога силу "мочь все" (Св. Петр Дамаскин. Φιλοκαλία T.Г'. Σ.63).
Святые отцы вообще советуют нам быть очень внимательными к страстям, поскольку человек может и не возмущаться страстями при отсутствии их предметов, "но едва появятся предметы, страсти тотчас начинают влещи ум". Таково частичное бесстрастие (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.221)

"Тот еще не имеет бесстрастия, кто в случае искушения не может оставить без внимания погрешность друга". Ведь находящиеся в душе страсти, "возбуждаясь, ослепляют ум и не дают усмотреть лучи истины и различить доброе от худого" (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.226).

Даже если бесстрастный говорит о грехе брата, он делает это по двум причинам: "или чтоб его исправить, или чтоб принесть пользу другому". Если же кто-либо говорит о грехе брата, "осуждая или оклеветывая" его, то такой "не избежит посрамления от Бога, но непременно впадет или в то же, или в другое прегрешение и, быв обличен и укорен другими, посрамится" (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.208).

Отцы видят сущность безмолвия "не в затворе и не в физическом удалении в пустыню, а в том, чтобы непрестанно пребывать в Боге" (Старец Силуан. С.129).

По словам этого святого Петра Дамаскина, существуют восемь духовных созерцаний, то есть восемь степеней созерцания. Первые семь из них принадлежат веку сему, в то время как восьмое является делом века грядущего. Первое созерцание - это ведение скорбей и искушений сего жития. Второе созерцание есть "ведение наших прегрешений и Божиих благодеяний". Третье - ведение предсмертных и посмертных мучений. Четвертое - ведение жития в сем мире Господа Иисуса, Его учеников и прочих святых, то есть деяний и словес мучеников и преподобных отцов. Пятое - ведение естества и изменений вещей. Шестое - созерцание сущего, то есть ведение и постижение чувственных творений Божиих. Седьмое - постижение умопостигаемых творений Божиих, то есть ангелов. Восьмое же - это ведение Бога, то есть богословие.
Следовательно, созерцание имеет много этапов и степеней, и необходимо пройти большой путь для того, чтобы достичь созерцания нетварного света, этой "красоты будущего века", "пищи небожителей". Ступенями созерцания служат память смертная, которая является даром Божиим, непрестанная молитва, вдохновение к совершенному соблюдению заповедей Христовых, ведение нашей духовной нищеты, то есть осознание своих грехов и страстей и следующее за ним покаяние. Все это приходит благодаря действию божественной благодати. И, конечно, совершенное созерцание - это видение нетварного света, которое, как говорит святитель Григорий, также подразделяется на видение и постоянное видение.

Этими несколькими постами  « Ответ #24 : 21 Февраля 2017, 20:34:58 » и « Ответ #25 : Сегодня в 08:32:18 », а также  « Ответ #460 : 22 Февраля 2017, 19:32:52 »(Богослужение - общественный исихазм?) мне хотелось поделиться с вами святоотеческим учением святых отцов Восточной православной церкви.. Часто на форуме идет (в момент обсуждения той, или иной темы) наслоение разнообразных практик всевозможных учений, поэтому у начинающего свой духовный путь через некоторое время знакомства с ними, в голове образуется каша.