Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Peter от 21 Июнь 2016, 14:04:02

Название: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Peter от 21 Июнь 2016, 14:04:02
Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо 
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Игорь Спасский от 21 Июнь 2016, 14:22:26
Чтобы немножко не быть голословным....

Цитировать
человеку надлежит иметь тонкое сведение обо всем этом и знать приметы, чтобы при каждом сделанном шаге сознавать, куда достигла и какую страну начала попирать стопами своими душа его ...:

- Достаточно ли, по душевному свету, ведение к различению сего, или различает это во тьме, или совершенно лишено такой способности?
- Точно ли находишь, что помысл начал очищаться?
- Парение мыслей в уме проходит ли в час молитвы?
- Какая страсть смущает ум во время приближения к молитве?
- Ощущаешь ли в себе, что сила безмолвия приосенила душу кротостию, тишиною и миром, какой сверх обычая рождается обыкновенно в уме?
- Восхищается ли непрестанно ум без участия воли к понятиям о бесплотном, в объяснение чего не дозволено входить чувствам?
- Возгорается ли в тебе внезапно радость, ни с чем не сравнимым наслаждением своим заставляющая умолкнуть язык?
- Источается ли непрестанно из сердца некое удовольствие и влечет ли всецело ум? ...

Если же не начал ты усматривать в душе своей, брат, что все это некоторым образом избыточествует или оскудевает, то труды твои, и скорби, и все безмолвие твое - бесполезное утомление себя

Исаак Сирин

Конечно, внутренняя жизнь может иметь и другие признаки (тонкое сведение) о правильности или успешности пути... т.е. - о её большем или меньшем совершенстве.

Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Peter от 22 Июнь 2016, 09:48:59
Спасибо ! Но эти состояния очень легко можно спутать с "прелестью" ...если можно добавлю вопрос ....есть ли четкие указания как отличить прелесть от духовного подъема?   
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Alexander от 22 Июнь 2016, 09:58:27
Само желание получить "четкие указания как отличить прелесть от духовного подъема" связано с прельщенностью, страхами, недоверием... Это сигнал о неочищенности ума и неспокойствии чувств. Гарантий и четких указаний на духовном пути лучше не ожидать, иначе так и останешься в плену ветхой жизни.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Andrei от 22 Июнь 2016, 12:55:48
Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо

  Дорогой Peter, если говорить об успешности практики как о стяжании Духа Святого (желательно не понимать стяжание как - получение и теперь фсё и навсегда, а понимать как присутствие (присутствия) Святого Духа, ведь  Дух Святой действует, где и как хочет, и после касания Святого Духа считать что теперь любой поток сознания  :-) что в словах, что в уме - есть от Святого Духа – бооольшое самомнение. Ведь Дух Святой не только утешает и наставляет на всякую истину, но и испытует), То (если не считать Евангелие «набором устаревших штампов» :wink: - это не к вам  :-), но тут проскочило и никто не обратил внимание  :-() -

  Признак присутствия Духа Святого в человеке - праведность и мир и радость во Святом Духе. Рим. 14: 17.

  У Апостола Павла в послании к галатам, 5:22-23 - Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

  Почитайте о Дарах Святого Духа. Дары это особые действия Божественной благодати Святого Духа в душе христианина.  Опять же высшим даром Святого Духа является дар Любви, и этот дар в тоже время является и плодом Святого Духа.

  Любовь считается основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.  И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:2-3).

  Опять же - основные признаки христианской Любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7).

  Можете поинтересоваться терминологией различных типов любви в древнегреческом языке.

  Почитайте что есть добродетель в христианском понимании.

Читайте с угла зрения (обращая внимание) - признаки, плоды, дары и сформируется ваше понимание о критериях. Ну и используя ту или иную практику (делание) наблюдайте, в какую сторону вас ведет, тянет.

Где читать? Читать - Евангелие, и ....

PS
  Конечно, можно и совсем своими словами понаписать всякого/разного, но зачем устраивать «испорченный телефон»? Ведь важно не что я думаю, как считаю, а как вы это поймете, примете, сформулируете для себя, и потом, познавая далее и оттенки тоже,  будете изменять понимание.

  :-)
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Сергий от 22 Июнь 2016, 16:43:55
если можно добавлю вопрос ....есть ли четкие указания как отличить прелесть от духовного подъема?   
Прелесть - это лесть себе, просто высокое о себе помышление.
Если дело в помышлениях, дающих подъем, то опасность есть.
Если подъем никак не связан с помышлениями, то опасности принять его за прелесть практически нет.
На практике Вы легко разберете и отделите воздействие и пребывание в Вас Бога, от собственных прелестных помыслов, вызывающих подъем.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Андрей..... от 22 Июнь 2016, 23:52:15
Спасибо ! Но эти состояния очень легко можно спутать с "прелестью" ...если можно добавлю вопрос ....есть ли четкие указания как отличить прелесть от духовного подъема?   

Оригинальный ответ, но зато показательный. Тут два варианта:
1. Человек явно разбирается в прелести и благодати не на словах, но на деле. Вопросы задает чисто чтобы прощупать имеющуюся публику.
2. Человек далек и от благодати и от прелести. Он никогда их не вкушал. Однако, от нечего делать, поначитался св.Отцов и решил прояснить для себя теоретическую часть аскетического пути и умного делания.

Почему-то мне очевидно, что тут второй вариант. И знаете почему? Да потому, что для различения вкуса прелести необходим долгий опыт вкушения того и другого. И только со временем ум начинает замечать и различать последствия того и другого и отделять прелесть от благодати. Прелесть - неправильно употребленная благодать. Дело в тебе. Извращение идет от человека.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Игорь Спасский от 23 Июнь 2016, 00:02:10
Спасибо ! Но эти состояния очень легко можно спутать с "прелестью" ...если можно добавлю вопрос ....есть ли четкие указания как отличить прелесть от духовного подъема?   

Оригинальный ответ, но зато показательный. Тут два варианта:
1. Человек явно разбирается в прелести и благодати не на словах, но на деле. Вопросы задает чисто чтобы прощупать имеющуюся публику.
2. Человек далек и от благодати и от прелести. Он никогда их не вкушал. Однако, от нечего делать, поначитался св.Отцов и решил прояснить для себя теоретическую часть аскетического пути и умного делания.

Почему-то мне очевидно, что тут второй вариант. И знаете почему? Да потому, что для различения вкуса прелести необходим долгий опыт вкушения того и другого. И только со временем ум начинает замечать и различать последствия того и другого и отделять прелесть от благодати. Прелесть - неправильно употребленная благодать. Дело в тебе. Извращение идет от человека.

Диагноз однако ...  Вам очевидно ... А мне например нет.

Ощущается самомнение и еще ряд моментов. С такого вопроса у меня тоже все начиналось
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Андрей..... от 23 Июнь 2016, 00:18:30
Диагноз однако ...  Вам очевидно ... А мне например нет.

Ощущается самомнение и еще ряд моментов. С такого вопроса у меня тоже все начиналось

Верю вам, милорд. Сам задавался этими вопросами поначалу. Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь какой то был детский сад. Потому и написал, что мне очевидно.
Добавлю, однако, что я был в свое время потрясен одному моменту. Благодать учит тебя всему. То, как ты представлял себе всё по прочтении св.Отцов - оказалось совсем другим по вкушении благодати. Очень многое оказалось надуманным.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Игорь Спасский от 23 Июнь 2016, 08:17:33
Диагноз однако ...  Вам очевидно ... А мне например нет.

Ощущается самомнение и еще ряд моментов. С такого вопроса у меня тоже все начиналось

Верю вам, милорд. Сам задавался этими вопросами поначалу. Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь какой то был детский сад. Потому и написал, что мне очевидно.
Добавлю, однако, что я был в свое время потрясен одному моменту. Благодать учит тебя всему. То, как ты представлял себе всё по прочтении св.Отцов - оказалось совсем другим по вкушении благодати. Очень многое оказалось надуманным.

Равно как многое и продолжает оставаться надуманным
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Peter от 23 Июнь 2016, 10:05:17
Спасибо за ответы !  ....Вопрос был новоначального и военного инженера по профессии , привык к четким указаниям с ссылкой на авторитеты :)   
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Alexander от 23 Июнь 2016, 10:14:45
Peter, У Вас хорошая возможность соединить ясность и четкость мышления, диктуемые профессией, со свободой внутреннего поиска.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Peter от 23 Июнь 2016, 10:27:12
Цитировать

    Признак присутствия Духа Святого в человеке - праведность и мир и радость во Святом Духе. Рим. 14: 17.

 
  :-)
правильно Вас понял ? критерий правильности практики : мир-спокойствие , радость - это можно ощутить , праведность - как это понять касаемо себя..Без учителя не обойтись?
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: svod от 23 Июнь 2016, 10:58:50
Спасибо за ответы !  ....Вопрос был новоначального и военного инженера по профессии , привык к четким указаниям с ссылкой на авторитеты :)

Военные люди в большей степени, относительно общего числа людей,  в  глубине своей души призваны служить Отчизне, и когда человек, имеющий такие природные дарования, начинает служить Богу, выбирая Отчизной Царствие Небесное, и при этом, по словам Александра: "соединяет ясность и четкость мышления, диктуемые профессией, со свободой внутреннего поиска"., такой человек, близ при дверях. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". (ЛК 11.9).
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Peter от 23 Июнь 2016, 13:21:01
Спасибо за ответы !  ....Вопрос был новоначального и военного инженера по профессии , привык к четким указаниям с ссылкой на авторитеты :)

Военные люди в большей степени, относительно общего числа людей,  в  глубине своей души призваны служить Отчизне, и когда человек, имеющий такие природные дарования, начинает служить Богу, выбирая Отчизной Царствие Небесное, и при этом, по словам Александра: "соединяет ясность и четкость мышления, диктуемые профессией, со свободой внутреннего поиска"., такой человек, близ при дверях. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". (ЛК 11.9).
Простите . Этот пост написан с сарказмом или с позитивом ?
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Краевед от 23 Июнь 2016, 13:21:17
С позитивом.


Раз для новоначального...
Можно принять практику как то, что мы желаем, делаем, каковы мы, и то, что с нами происходит.

Правильно желать - Царствия Небесного, воли и закона Божиих (http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2719.msg160952#msg160952).
Правильно молиться - в начале не говорим о высотах, просто не использовать первый способ молитвы (http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm).
Каковы мы - мы грешные, а если видим святость и праведность - то просто не видим своих грехов - надо просить, и Бог покажет. И смириться.
А то, что с нами происходит - использовать как знаки пути к Богу, а непонятности откладывать на потом - не принимать и не отвергать.
(Например - согрешил - значит, нужно покаяться, увидел грех в других - поискал его в себе.... сошёл небесный свет - отложил своё мнение об этом "на потом".)
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: svod от 23 Июнь 2016, 14:12:33
Спасибо за ответы !  ....Вопрос был новоначального и военного инженера по профессии , привык к четким указаниям с ссылкой на авторитеты :)

Военные люди в большей степени, относительно общего числа людей,  в  глубине своей души призваны служить Отчизне, и когда человек, имеющий такие природные дарования, начинает служить Богу, выбирая Отчизной Царствие Небесное, и при этом, по словам Александра: "соединяет ясность и четкость мышления, диктуемые профессией, со свободой внутреннего поиска"., такой человек, близ при дверях. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". (ЛК 11.9).
Простите . Этот пост написан с сарказмом или с позитивом ?

Исключительно с позитивом, нет и тени сарказма.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Антиквар от 23 Июнь 2016, 16:09:06
Чем дальше, тем больше осознаешь условность и обманчивость любых "критериев". То, что долгое время кажется верным и "успешным", в один момент способно превратиться в труху и остается только дивиться своей глупости и самонадеянности. Впрочем, и такой взгляд тоже  оказывается обманчивым. "Критерии" - это королевство кривых зеркал, в которые лучше и не заглядывать - просто смысла особого нет.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Родион от 23 Июнь 2016, 16:38:37
Потеря смысла эгоцентричного существования вещь совершенно нормальная и предсказуемая. Обретение смысла - вещь энерго (физ и психо) затратная. И связана с промыслом. Пока человек царь природы, владыка мира, венец творения и т.п. - еще и не реальная. Поэтому остаются кривые зеркала, в которых человек ищет свое отражение. Но он, рано или поздно, или никогда, выйдет на то, что он сам отражение. И вот тогда наверно раскроется образом и подобием Кого он является. И потеряет интерес к своим отражениям, которые он считает собой. И, возможно, поймет промысел. Так обретается смысл. ИМХО.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Андрей..... от 23 Июнь 2016, 20:56:11
Спасибо за ответы !  ....Вопрос был новоначального и военного инженера по профессии , привык к четким указаниям с ссылкой на авторитеты :)
[Лк.17:20]  Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
[Лк.17:21] и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Четкие указания даются не на такие вопросы. Четкие указания присутствуют только для внешней стороны дела: тогда-то сделай то-то вот так-то вот там-то. Внутренняя часть дела присутствует лишь в намеках на суть, т.к. суть - несказанна. "Молчание есть тайна будущего века" - Исаак Сирин.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Никодим от 24 Июнь 2016, 08:31:06
Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо 
Вера без дел мертва... если нет искреннего преживания за ближних и нет желания им помочь, вся практика пустое...
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Игорь Спасский от 24 Июнь 2016, 09:13:42
Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо 
Вера без дел мертва... если нет искреннего преживания за ближних и нет желания им помочь, вся практика пустое...

Равно пустыми могут быть и переживания, также как и желание помочь
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Никодим от 24 Июнь 2016, 10:04:53
Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо 
Вера без дел мертва... если нет искреннего преживания за ближних и нет желания им помочь, вся практика пустое...

Равно пустыми могут быть и переживания, также как и желание помочь
Переживание с естественным желанием помочь ближнему - есть уже проявления любви к нему,что он вам не безразличен...так что пустыми они уже быть не могут. Реализуя свое желание помочь вы вступаете в Божественное делание,промысел, где Бог вашими руками творит свое дело...приумножая тем самым в вас, Божественную благодать. Наполняясь, она потом переходит в естество человека, что-то вроде рефлекса на боль,где необходимо проявлять сочувствие и заботу.Уже ваше естество само творит дело, а вы лишь наблюдаете не вмешиваясь в Божий промысел.Так же потом,по естеству происходит и озарение-прозрение мыслей.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Игорь Спасский от 24 Июнь 2016, 10:29:42
Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо 
Вера без дел мертва... если нет искреннего преживания за ближних и нет желания им помочь, вся практика пустое...

Равно пустыми могут быть и переживания, также как и желание помочь
Переживание с естественным желанием помочь ближнему - есть уже проявления любви к нему,что он вам не безразличен...так что пустыми они уже быть не могут. Реализуя свое желание помочь вы вступаете в Божественное делание,промысел, где Бог вашими руками творит свое дело...приумножая тем самым в вас, Божественную благодать. Наполняясь, она потом переходит в естество человека, что-то вроде рефлекса на боль,где необходимо проявлять сочувствие и заботу.Уже ваше естество само творит дело, а вы лишь наблюдаете не вмешиваясь в Божий промысел.Так же потом,по естеству происходит и озарение-прозрение мыслей.

Мне кажется здесь не все так однозначно. Стоит разграничивать духовные движения и чувства от душевных. Не всякое желание помочь и сопереживание духовно, а значит Божье. По крайней мере у меня так
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Oxygen от 24 Июнь 2016, 11:41:49
Со-причастность в Духе - это не переживание, она не имеет окрашенности, боль или радость, например, может уходить в эмоции, а может совершенно ими не резонировать. Это больше похоже на силу, которая непременно реализуется ее направлением.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Игорь Спасский от 24 Июнь 2016, 12:01:35
Со-причастность в Духе - это не переживание, она не имеет окрашенности, боль или радость, например, может уходить в эмоции, а может совершенно ими не резонировать. Это больше похоже на силу, которая непременно реализуется ее направлением.

Чтобы это увидеть уму важно научиться разотождествлению с чувствами и наблюдать эти грани. Ум, соотнесенный с эмоциональной сферой, желательными движениями пленяется душевным составом и ему сложно взайти к Большему. Тем более, что Большее видится через королевство кривых зеркал эмоциональной сферы и как-бы кажется, что уже нашел. Вот Он. Но это не Он, в лучшем случае отражение, модулированное страстной кривизной. 

Редко встретишь такое сочетание как у Никодима. Внешне-православные мемы дружно живут со сталкерством по душевным пространствам и фантомными практиками. Мне, имхо, кажется, что ум как раз фантомными практиками скорее пленяется, чем освобождается от контроля. А душевные пространства в прямую пленяют и подменяют Большее. Господи, помоги Никодиму обрести ясное состояние ума и разотождествить ум с эмоциональной сферой!  Братья и сестры, давайте помолимся об этом! И Вы сами, Никодим, обязательно попросите!
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: svod от 24 Июнь 2016, 12:43:14
Мне кажется здесь не все так однозначно. Стоит разграничивать духовные движения и чувства от душевных. Не всякое желание помочь и сопереживание духовно, а значит Божье. По крайней мере у меня так

Как во Христе были разделены слезы по умершему Лазарю и духовное действие - воскрешение Лазаря. Не являлись ли они одним целым.  Личность Христа имеет две природы, но Личность (Ипостась) то одна, и Она  через человеческую природу скорбит о смерти Лазаря, а через божественную природу воскрешает его и это действие одной Личности, одной Ипостаси.

Не стоит разграничивать душевное и духовное, следует стремиться к слиянию их, через предварительное очищение душевного духовным..
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Oxygen от 24 Июнь 2016, 12:50:07
Свод, а что такое в вашем понимании духовный плач?
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: svod от 24 Июнь 2016, 12:59:45
Свод, а что такое в вашем понимании духовный плач?

Это плач, приносящий утешение сердцу.  «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Это плач, который возникает не иначе как через прикосновение Духа Божьего. Он очищает ум от суеты и метаний, приводит в спокойствие сердце, утишает эмоции, оставляя в душе тихую радость о Боге, как послевкусие Его любви на нас излившейся. Духовный плач для человека, это всегда его изменение относительно: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Можно сказать, духовный плач- это и свидетельство  свершения таинства исповеди, в сокровенном сердце человека, которое очищается этими слезами до возможности видеть, что Царство Небесное приблизилось.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Игорь Спасский от 24 Июнь 2016, 13:40:25
Свод, имхо, ум выплясывает  по  поверхности слов и суждений. А внутрь и за пределы никак. Ум я понимаю здесь не как способность мыслить вообще, а как созерцающий орган. Который ощущается почти как глаз, только внутренний. Он отличается от эмоций и потока мыслей.

Здесь дело не в победе в научном диспуте о соотношении природ, сущности, ипостаси, энергиях, эманациях. И даже не в соборной полноте понимания истины через диалог. Здесь все проще. Важно ощутить свой ум и наблюдать за его движениями. А потом увидете как это применить и в рассуждениях и в молитве
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: svod от 24 Июнь 2016, 14:14:41
Свод, а что такое в вашем понимании духовный плач?

Да, и еще важно. Духовный плач - это молитва одного сердца, когда он приходит, то ум (предварительно погруженный в сердце) как бы останавливается, замирает, смиряется,  становиться созерцателем молитвы сердца, которое в плаче своем орошает и сам ум, тем самым очищая и его.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Oxygen от 24 Июнь 2016, 15:03:03
Да, Свод, спасибо! Как вы соотносите духовный плач и сокрушение? Я правильно понимаю, что для вас это безэмоциональное, недушевное?
Что же касается "молитвы одного сердца" и ума как созерцателя этой молитвы, скажу, что если ум пребывает в сердце, сердцевине, то довольно трудно их разделить на уровне того, кто испытывает такое соединение опытно. По-моему, это и есть целостность человека. Это я к тому, что когда душа оплодотворяется Духом, она перестает быть тем, что мы обычно понимаем под душой, как неким "субстратом", проявляющим себя эмоционально, иначе говоря, душевно. Такой человек и для других становится покровом...

Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Колхозник от 24 Июнь 2016, 15:19:20
Это плач, приносящий утешение сердцу.  «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Это плач, который возникает не иначе как через прикосновение Духа Божьего. Он очищает ум от суеты и метаний, приводит в спокойствие сердце, утишает эмоции, оставляя в душе тихую радость о Боге, как послевкусие Его любви на нас излившейся. Духовный плач для человека, это всегда его изменение относительно: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Можно сказать, духовный плач- это и свидетельство  свершения таинства исповеди, в сокровенном сердце человека, которое очищается этими слезами до возможности видеть, что Царство Небесное приблизилось.

Действительно тут можно говорить о приближении Царствия, а не о вхождении в Него. И прикосновение Духа Божьего, это не единство в Духе. В сердце есть более глубокий уровень, вот туда попробуйте войти, туда где дух уже не может плакать...... ммм...я не знаю как это объяснить. Понимаете Svod, душевность так же имеет свою тонкость что ли (душевную тонкость сердца). Ее можно спутать с духовным. А так, Вы все верно пишите, душевное пространство сердца требует много слез и очищения. И если Вы думаете что тут мало кто плакал в этой части сердца, то Вы ошибаетесь. Об этом просто сейчас мало говорят, потому как считают естественным явлением в практике.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Никодим от 24 Июнь 2016, 16:15:02
Мне кажется здесь не все так однозначно. Стоит разграничивать духовные движения и чувства от душевных. Не всякое желание помочь и сопереживание духовно, а значит Божье. По крайней мере у меня так
вера без дел мертва...Бог общается с нами через наши поступки. Если человеку нужна помощь, а мы проходим мимо, о какой любви к Богу можно тогда вообще говорить? А если мы переживаем за человека, прикладываем свои усилия на оказания помощи или утешения его, то в нас уже Божья благодать действует,именно она подталкивает к деланию доброго.Делаешь - приумножается.Отдаешь свое - возвращается в двойне...И при такой работе в плюсе как духовное, так и душевное.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Колхозник от 24 Июнь 2016, 16:18:21
Личность Христа имеет две природы, но Личность (Ипостась) то одна, и Она  через человеческую природу скорбит о смерти Лазаря, а через божественную природу воскрешает его и это действие одной Личности, одной Ипостаси.

Свод, а мы сколько природ в себе имеем? Христос имел две, а мы сколько? Можем ли мы проявлять себя так же как Он?
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Игорь Спасский от 24 Июнь 2016, 17:02:47
Мне кажется здесь не все так однозначно. Стоит разграничивать духовные движения и чувства от душевных. Не всякое желание помочь и сопереживание духовно, а значит Божье. По крайней мере у меня так
вера без дел мертва...Бог общается с нами через наши поступки. Если человеку нужна помощь, а мы проходим мимо, о какой любви к Богу можно тогда вообще говорить? А если мы переживаем за человека, прикладываем свои усилия на оказания помощи или утешения его, то в нас уже Божья благодать действует,именно она подталкивает к деланию доброго.Делаешь - приумножается.Отдаешь свое - возвращается в двойне...И при такой работе в плюсе как духовное, так и душевное.

Главное чтобы такой подход не стал самоценным, т.е. идолом, чтобы не встал на пути к Господу.  И чтобы в таком подходе не завязнуть в душевном самоупоении. Если конечно ставить задачу искать Его в предельной полноте, в предельном посвящении. А не выхватить один или несколько аспектов за них уцепиться и висеть.  Что противоречит: Блаженны нищие духом ...  алчущие и жаждущие правды ... т.е. постоянно ищущие, прикладывающие предел необходимых усилий. Что уж точно не менее важно, чем блаженны милостивые. Конечно дела милосердия глупо отрицать, но не менее глупо в них залипать
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Сергий от 24 Июнь 2016, 19:02:16
Мне кажется здесь не все так однозначно. Стоит разграничивать духовные движения и чувства от душевных. Не всякое желание помочь и сопереживание духовно, а значит Божье. По крайней мере у меня так

Как во Христе были разделены слезы по умершему Лазарю и духовное действие - воскрешение Лазаря. Не являлись ли они одним целым.  Личность Христа имеет две природы, но Личность (Ипостась) то одна, и Она  через человеческую природу скорбит о смерти Лазаря, а через божественную природу воскрешает его и это действие одной Личности, одной Ипостаси.

Не стоит разграничивать душевное и духовное, следует стремиться к слиянию их, через предварительное очищение душевного духовным..
Свод, это же полный ужас. Если не разбираетесь в богословии, то по меньше к этому обращайтесь. Еще и личность приплели, которой у св. отцов нет и в помине.
Действия (энергии) Иисуса Христа находятся в состоянии перехоресиса Его природ, то есть их энергий (действий), поэтому человеческое (скорбь) он делал божественно, а божественное (воскресение Лазаря) делал человечески, ибо две природы в Нем соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, и это отражается зеркально и в их энергиях (действиях). Это понимание надо выстрадать путем многолетних размышлений и озарений, иначе все воспринимается, как китч.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Альфа от 24 Июнь 2016, 19:08:57
Сергий,
Цитировать
Еще и личность приплели, которой у св. отцов нет и в помине.

Личность с большой буквы еще можно назвать Лицом...именно у святых оно и есть. То есть Павел и Петр едины по природе (во Христе), но различны в Лицах. И Павел не есть Петр.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Сергий от 24 Июнь 2016, 19:19:29
Сергий,
Цитировать
Еще и личность приплели, которой у св. отцов нет и в помине.

Личность с большой буквы еще можно назвать Лицом...именно у святых оно и есть. То есть Павел и Петр едины по природе (во Христе), но различны в Лицах. И Павел не есть Петр.
Личность - отдельное самостоятельное понятие в современной философии и современном "модернистском" богословии. Минимум - неустоявшийся и нечеткий термин и понятие с точки зрения богословия древних отцов, а, фактически, и это очень важно, древним отцам совершенно неизвестный термин и понятие. Максимум - ересь, которую некоторые маскируют ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ совпадением понятия личность с понятием лицо, что в корне не верно, если разобраться в сути современных умствований о понятии личность.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Никодим от 24 Июнь 2016, 21:57:03
Главное чтобы такой подход не стал самоценным, т.е. идолом, чтобы не встал на пути к Господу.  И чтобы в таком подходе не завязнуть в душевном самоупоении. Если конечно ставить задачу искать Его в предельной полноте, в предельном посвящении. А не выхватить один или несколько аспектов за них уцепиться и висеть.  Что противоречит: Блаженны нищие духом ...  алчущие и жаждущие правды ... т.е. постоянно ищущие, прикладывающие предел необходимых усилий. Что уж точно не менее важно, чем блаженны милостивые. Конечно дела милосердия глупо отрицать, но не менее глупо в них залипать
Старец Силуан говорил:"
Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь.


Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.

Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Игорь Спасский от 25 Июнь 2016, 11:05:28
Главное чтобы такой подход не стал самоценным, т.е. идолом, чтобы не встал на пути к Господу.  И чтобы в таком подходе не завязнуть в душевном самоупоении. Если конечно ставить задачу искать Его в предельной полноте, в предельном посвящении. А не выхватить один или несколько аспектов за них уцепиться и висеть.  Что противоречит: Блаженны нищие духом ...  алчущие и жаждущие правды ... т.е. постоянно ищущие, прикладывающие предел необходимых усилий. Что уж точно не менее важно, чем блаженны милостивые. Конечно дела милосердия глупо отрицать, но не менее глупо в них залипать
Старец Силуан говорил:"
Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь.


Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.

Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.

А как ведет себя послушливый Богу ум?  Послушливый Богу отличается ли от послушливого людям?

Почему ум прячется за цитаты, чтобы не меняться?
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Никодим от 25 Июнь 2016, 12:13:53
А как ведет себя послушливый Богу ум?  Послушливый Богу отличается ли от послушливого людям?

Почему ум прячется за цитаты, чтобы не меняться?
Послушливый Богу ум,реагирует на импульс сердечный, без оговорок и встречает его,  радостью...
Послушливый Богу познает сердцем,что должен делать,не ожидая от Бога команд,а предвкушая, предведая как бы,свое послушание или делание.Потому как Бог не требует повиновения и жесткого исполнения Своей воли.Он ка бы спрашивает одним "взглядом" : "Можешь? Исполнишь?" А послушливый Богу отвечает: "Рад стараться!" И если это совпадает с услужением людям,то в двойне радостней.И душа и дух радуется.
И про цитаты - это не ко мне...я не знаю. Да, полагаю вы сами ответ знаете,коль вопрос задаете...Сами все для себя уже решили.
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Andrei от 26 Июнь 2016, 23:05:57
Цитировать

    Признак присутствия Духа Святого в человеке - праведность и мир и радость во Святом Духе. Рим. 14: 17.

  :-)
правильно Вас понял ? критерий правильности практики : мир-спокойствие , радость - это можно ощутить , праведность - как это понять касаемо себя..Без учителя не обойтись?

  Дорогой Peter, из того же поста можно попробовать :-). Критерий – соответствие признакам. Если праведность рассматривать как - правильное поведение, то согласно 

++++  основные признаки христианской Любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7) ++++

  Если реакции, поведение в самых разнообразных мизансценах  жизни соответствует вышеуказанным признакам, то, как бы - правильно  :-). Но это еще не все, это было про внешнее поведение, туда же желательно добавить и реакции на всё те же мизансцены но внутренние, в мыслях и эмоциях, желаниях. Не соответствующие признакам внутренние позывы, пусть даже очень и очень легкие – это не очень правильно  :-). Из вышеупомянутой цитаты вполне можно подобрать – как желательно реагировать на любые внешние (и внутренние) раздражители.

  Если правильно ли ведение (правилен ли путь)? Если в выбранном, в предлагаемом, настойчиво рекомендуемом есть про любовь (какая – признаки выше), или ведение направляет к приобретению или укреплению этих признаков – значит в ту сторону  :-). Если в целеустремлениях  эти признаки учитываются - правое дело, если они на втором, третьем плане  или вообще они тут ни при чём – стоит призадуматься и оттормозиться. Христианство это не отвлеченная наука, это практическая наука про и для себя, по устремлению и попыткам изменения себя в определенном направлении. Отцы все в согласии – испытуйте Евангелие, опытно пробуйте.  Взрослого перевоспитывать  - неблагодарное дело, так что – остается самовоспитание, самообучение :-). В процессе появится опытное понимание помощи Господа, это когда опыт покажет что "само" не очень то и получается. Без делания нет опыта, без опытного подтверждения – умствования одни. В пути опытно познается что -  "Я есмь путь и истина и жизнь"(Ин.14:6)

  Конкретная жизнь конкретного человека – это школа, мизансцены – задачи, собственное поведение внешнее и внутреннее – ответы. Ну хорошо, мы ведь уже взрослые  :-), пусть будет ВУЗ  :-) - мизансцены и события в жизни – простенькие и посложнее задачки, лабораторные, курсовые, зачеты и экзамены. Есть общие предметы, например, вначале крайне необходимо учиться смирению и утишать, утишать страсти, без этого самоуверенность, гордость подстёгнутые эмоциональностью заведут в лес дремучий, где от колючек царапины больнючие остаются.

  Касания Святого Духа можно наверно и так описать – удивительные, тихие, мягкие и глубокие радость, и покой, и любовь, любовь не конкретно, а удивительным образом – вообще. Это состояние, истечение мягкой любви вообще, без всяких условий и разделений.

  Вот Никодим старца Силуана очень вовремя вспомнил, у очень многих глубокий и правильный :-) след книга оставила.
http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/

«… он познал, что Бог есть - беспредельная любовь. Он утверждает, что любовь эта непременно изливается и на врагов, и что познается она только Духом Святым. Дух Святый явил ему Христа. Дух Святый учил его смирению и любви к врагам и ко всякой твари. То, что он постиг в момент богоявления, и то, что было непосредственным его следствием, он воспринял, как условие и как показатель богообщения, как критерий истинности пути, как мерило всякого явления духовной жизни и как цель наших повседневных исканий и действий.»
(Выделение мое)

 :-)
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Andrei от 27 Июнь 2016, 12:41:25
.....Без учителя не обойтись?

  Без Учителя точно не обойтись.

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Больший из вас да будет вам слуга:
ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
(Мф. 23:8-12)

С Учителем понятно однозначно. А во братья всякого накрутить (намутить :-)) могут. Вот возьмет брат (первоклассник) и брата (восьмиклассника) за учителя начнет принимать. А тот и забудет про смирение (давно когда-то в первом проходили, да не закрепилось), и рад поучительствовать). И каждому Господь лекарство определит, не помогут терапевтические методы, "подогреет" нарывчик чтоб созрел и хирургически  :-(. Второе гораздо болезненнее, но и сами братья виноваты, и в старших классах могут быть задачки на закрепление того что раньше проходили, и младшему ведь читать и принимать надо то, что однозначно написано. И из старших классов можно в младшие отправиться, если подзабыл и не закрепилось. Слушать (читать) старших братьев необходимо очень, преочень внимательно, у них есть опыт – сын ошибок трудных, да знаний явно поболее но при этом понимать, что по внутреннему устроению нет двух одинаковых людей.
   :-)
Название: Re: Объективные критерии успешности практики ??
Отправлено: Peter от 28 Июнь 2016, 12:16:25
Цитировать

   

  Касания Святого Духа можно наверно и так описать – удивительные, тихие, мягкие и глубокие радость, и покой, и любовь, любовь не конкретно, а удивительным образом – вообще. Это состояние, истечение мягкой любви вообще, без всяких условий и разделений.

  Вот Никодим старца Силуана очень вовремя вспомнил, у очень многих глубокий и правильный :-) след книга оставила.
http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/

«… он познал, что Бог есть - беспредельная любовь. Он утверждает, что любовь эта непременно изливается и на врагов, и что познается она только Духом Святым. Дух Святый явил ему Христа. Дух Святый учил его смирению и любви к врагам и ко всякой твари. То, что он постиг в момент богоявления, и то, что было непосредственным его следствием, он воспринял, как условие и как показатель богообщения, как критерий истинности пути, как мерило всякого явления духовной жизни и как цель наших повседневных исканий и действий.»
(Выделение мое)

 :-)
Спасибо. Очень ценно для меня