Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Кетч от 27 Октябрь 2015, 00:56:22

Название: Пояс.
Отправлено: Кетч от 27 Октябрь 2015, 00:56:22
Всем бодрый привет!

В наше время практически все поголовно пользуются такой заурядной частью одежды, как пояс (ремень): и чтоб штаны не свалились. И чтобы уму разуму учить непослушное дитятко.

Однако у святых отцов нередко встречаются наставления наподобие «не снимай пояс с чресл твоих ни днём, ни ночью, ни во время труда. Ни во время сна». Я пробовал носить пояс (даже на голое тело), но  что то ничего такого особого не изменилось.

В чём тогда фишка? С какой целью носились ояса в монашестве? Есть ли каки е то критерии ношения? Расскажите пожалуйста.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Краевед от 27 Октябрь 2015, 01:03:47
Это же для монашества. Вам-то - зачем?

Во-первых - символизм, надо полагать. Вроде как всегда готов к тому, что Господь будет судить в том, что застанет.
Во-вторых - туда молитва зашивается обычно, насколько я знаю.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: veresk от 27 Октябрь 2015, 13:32:35
вопрос действительно серьезный и конечно требует отдельной темы для обсуждения. Удивительно что почти никто до сих пор не среагировал, ведь для нашего времени это очень актуально. Тем более что пояс это первостепенная задача без которой не возможности продвижение в молитве. И без пояса все разговоры о практике молитвы бессмысленны. Одним из решением данного вопроса предполагаю может быть, это найти старые бабушкины панталоны и носить их. Но искать следует именно с широкой резинкой она весьма напоминает пояс. Если нет то перешить, и вшить обязательно широкую резинку. Широкая резинка подчеркивает крепость и устремленность нашей молитвы, поэтому без таких панталон лучше вообще не приступать к молитве, тем более без толстой резинки. Может кто-то нашел иное решения этого важного вопроса, было б интересно узнать.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 28 Октябрь 2015, 02:40:35
Краевед, не очень убедительно про символизм (лично для меня). Уж коли про символику, то лучше привели бы Иоанна Крестителя, который имел 2одежды  из верблюжьей шерсти и пояс кожаный на чреслах"...

Я  ыб еёщ понял скептихм по этому  поводу, если бы о поясе писал какой то неуч, но о поясе писал, например, Антоний Великий, которого вряд ли вы запишете в символисты... Поймите верно: если бы было написано просто носить пояс  -дадно; но почему   сказали не снимать его даже ночью (по контексту  - во время сна)?

Мне не очень понятно, что значит "зашивать молитву в пояс". Вы хотите сказать. что если пояс тугой, то внимание само концентрируется  в чреве?
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 28 Октябрь 2015, 02:43:15
Вереск, хороший вариант :-) А еёщ можно поучиться у  йогов делать всяческие "замки"...  Или просто взять широкий ремень (в наше время такие продаются для женшин) и  сделать дырку на соответствующем уровне.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Краевед от 28 Октябрь 2015, 12:29:57
Цитировать
Пояс – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея. Представляет собой полосу материи с нашитым в центре знамением креста и отделкой в виде полос по краям. На концах пояса имеются ленты, которыми он связывался сзади, на пояснице.

Надевая пояс, священник молится: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою…»
 Пояс — это готовность к послушанию и служению: священник готов идти, куда ему укажет Бог, внимать всем Его приказам, слышать Его зов: священнослужителю надлежит быть воином Христовым!

Нечто подобное в символизме - и монашеский пояс.


Полоска тонкой ткани, на которой нанесены краской или вышиты молитва и/или псалом (90-й, например), оборачивается более плотной тканью - основой пояса - и зашивается.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Aндpeй от 28 Октябрь 2015, 21:31:34

Я  ыб еёщ понял скептихм по этому  поводу, если бы о поясе писал какой то неуч, но о поясе писал, например, Антоний Великий, которого вряд ли вы запишете в символисты... Поймите верно: если бы было написано просто носить пояс  -дадно; но почему   сказали не снимать его даже ночью (по контексту  - во время сна)?

Мне не очень понятно, что значит "зашивать молитву в пояс". Вы хотите сказать. что если пояс тугой, то внимание само концентрируется  в чреве?

Антоний Великий в уставе о одежде запрещает снимать одежду вообще включая и пояс, но в уставе о сне запрещает снимать пояс ночью если человек здоров, соответственно если болен то можно снимать пояс во время сна, тоесть это как бы послабление в практике утеснения телесного.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 30 Октябрь 2015, 00:31:30
СКраевед, спасибо, понял вашу мысль про символизм.

Андрей, а зачем утесянть чрево? Чтоб кишка к кишке прилипла и из здорового человека сделать больного?
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Aндpeй от 30 Октябрь 2015, 18:35:55
СКраевед, спасибо, понял вашу мысль про символизм.

Андрей, а зачем утесянть чрево? Чтоб кишка к кишке прилипла и из здорового человека сделать больного?

Это особенность духовной практики св.Антония Великого, в то время это было открытие и новое слово в духовной жизни, сейчас конечно воспринимается как древность дремучая, зацикливаться на этом не стоит надо вперед идти.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 31 Октябрь 2015, 06:06:16
Как там говорится, девиз  подвижника: "Всё мне можно, но не всё полезно".
Просто если ношение пояса в своё время стало эволюцией развития в монаществе, тоя  просто хочу понять в чём суть.
К примеру, если спать в одежде, то поначалу это создаёт некий дискомфорт, непривычно,  -и замыпаешь с трудом, и спишь крайне чутко.
А пояс?..  Посто если его затягивали на максимально возможную дырку  -смысл?.. А если для красоты... Но коммент :-)

ПС. А так, из цитаты, приведённой Краеведом, складывается образ этакого супермэна... :-) 
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Aндpeй от 01 Ноябрь 2015, 00:41:33
Как там говорится, девиз  подвижника: "Всё мне можно, но не всё полезно".
Просто если ношение пояса в своё время стало эволюцией развития в монаществе, тоя  просто хочу понять в чём суть.
К примеру, если спать в одежде, то поначалу это создаёт некий дискомфорт, непривычно,  -и замыпаешь с трудом, и спишь крайне чутко.
А пояс?..  Посто если его затягивали на максимально возможную дырку  -смысл?.. А если для красоты... Но коммент :-)

ПС. А так, из цитаты, приведённой Краеведом, складывается образ этакого супермэна... :-)

Эволюция не в ношении пояса, а в утеснении плоти.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: iunija от 02 Ноябрь 2015, 19:45:17
СКраевед, спасибо, понял вашу мысль про символизм.

Андрей, а зачем утесянть чрево? Чтоб кишка к кишке прилипла и из здорового человека сделать больного?

Это особенность духовной практики св.Антония Великого, в то время это было открытие и новое слово в духовной жизни, сейчас конечно воспринимается как древность дремучая, зацикливаться на этом не стоит надо вперед идти.

Вот и хорошо было бы вернуться изначально к этой практике. Вижу большую пользу от  малого недоедания.  Энергию которая расходуется на переваривания  пищи, можно направить на молитвенное делание. Симметрично с урезанием себя в пище идет  непроизвольное урезание себя во сне. Только все надо делать с умом и не бросаться в крайности. Кто постился как положено хоть один пост, наверняка может вспомнить некие изменения не только на физическом уровне. но и на духовном.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Alexander от 03 Ноябрь 2015, 08:07:26
Скорее, не на духовном, а на душевном (и умственном) уровне, причем как положительные изменения, так и отрицательные.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Родион от 03 Ноябрь 2015, 09:52:09
Всем бодрый привет!

В наше время практически все поголовно пользуются такой заурядной частью одежды, как пояс (ремень): и чтоб штаны не свалились. И чтобы уму разуму учить непослушное дитятко.

Однако у святых отцов нередко встречаются наставления наподобие «не снимай пояс с чресл твоих ни днём, ни ночью, ни во время труда. Ни во время сна». Я пробовал носить пояс (даже на голое тело), но  что то ничего такого особого не изменилось.

В чём тогда фишка? С какой целью носились ояса в монашестве? Есть ли каки е то критерии ношения? Расскажите пожалуйста.


Всегда быть припоясаным - всегда быть готовым. На самом деле во внешнем подражании толк не большой. Оно хорошо лишь тем, что потенциально может раскрыть суть. Но может и не раскрыть. Особенно если эту суть не искать, или искать вовне. Нет духовной  пользы ни в посте, ни в аскезе, ни в молитве, ни в монастырях, ни в ношении поясов - если за этим всем не стоит любовь к Богу и к  ближнему. Если не присутствует служение. Служение сына, а не раба. И к понятию любви не подойти не начав мыслить категориями сыновства. А это самое трудное (я не знаю - возможное ли в современном христианстве. Христа за это распяли, например). Но без этого пост - диета, ношение пояса - пижонство, аскеза и молитва пусты, монастыри просто становятся колхозом. Правда единицы из этого таки выныривают.
То, о чем говорили святые, учитывая современный уровень менталитета читающих, я даже не знаю - если не бесполезно, то как бы вредно не было. Потому как и молитва может быть в осуждение, и любовь к врагам иметь такие извращенные формы, что становится грехом. И любовь к ближнему пониматься коряво. И все это только потому, что понятия эти не лежат в сфере логического рассуждения и рационального мышления, но при этом именно такими методами и разбираются современниками.
Однако с их помощью никогда не разобрать что есть это адское пламя, шумящее вокруг со слов Силуана. Что есть держать ум во аде и не отчаиваться тоже никогда не прочувствовать вне ощущения любви и служения, а логически вообще не объяснить. У многих и остается только один выход - придумать смысл. И его придумывают. Давно придумывают. И много. И тиражируют. Только вот какой в этом толк?

Кетч, зачем Вы носили пояс? И что должно было измениться?  :-)
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 04 Ноябрь 2015, 07:41:15
Родион, я просто пытался понять,  почему было сказано не снимать пояс  даже ночью :)  Почему не было сказано просто  -не снимай одежд своих вообще?  Ну и мои мысли приняли такую форму что, возможно, пояс как то способствует молитве :) Именно потому, что современный человек что то придумывает, додумывает, не понимает смысла (духа?) написанного св. отцами - я и не стал затягивать пояс потуже, а решил спросить  более сущих в этом деле.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: вован от 05 Ноябрь 2015, 06:36:45
Ответ наверно лежит в новых открытиях.Чрево очень важное место. Вот сдезь:
http://econet.ru/articles/80221-mozg-v-zhivote-istochnik-intuitivnogo-znaniya-i-mudrosti?utm_content=eco+news+ecolife&utm_source=econet&utm_medium=econet.ru&utm_campaign=ecolife
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Raisa от 05 Ноябрь 2015, 14:59:48
Спасибо, Вован.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 05 Ноябрь 2015, 23:17:33
   Поделюсь своим многолетним исследованием этой темы. Образ пояса - один из ключевых в Писании. Впервые образ  препоясания появляется в Библии по внушению от Самого Бога при вкушении первого пасхального агнца : " Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны" (Исход, 12,11) и  последний раз упоминается в Откровении.  Интересный факт : Зунна́р — (от греч. зоннарион, от араб.زنار) пояс определённого цвета, который были обязаны носить зимми — христиане и иудеи в Леванте, подданные Османской империи; зуннарами назывались также волосяные пояса, которые носили христианские духовные лица для умерщвления плоти.
По средневековым мусульманским канонам ношение зуннара свидетельствовало о принадлежности к христианской вере. В Каране ни пояс ни препоясание не упоминается НИ РАЗУ!!!! тем интереснее  следующий  крик души :

 "Увы! Мое незнанье таково,
Что я — беспомощный — страшусь всего,
Пойду зуннар надену, — так мне стыдно
Грехов и мусульманства моего!
Препоясавшись вервием служенья,
Срываю маску самоуниженья!
Я до сих пор рыдал один, под смех разлуки;
Но ей самой рыдать настало время.

 Омар Хайям, «Рубаи» (перевод Владимира Державина)



 Интересна этимология слова " Пояс"  и поговорки  с ним не только в русском,  но и в других языках.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 06 Ноябрь 2015, 00:54:51
 на латыни пояс тоже - зона. В гереческом ζώνη,  имеет удивительные значения:
1)   (женский) пояс (носимый вокруг талии)
2)   брак, бракосочетание, свадьба
3) (мужской) пояс (схватить за пояс, т. е. арестовать кого-л. (у персов);
5)   стан, осанка, поступь
 В разных областях России для обозначения поясов использовались кроме внешних терминов, как гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок,  подживотник, есть и такие удивительные как словесный,   и  столбовой,. Т.е тоже некое указания на связь пояса со стоянием и даже СЛОВОМ.Тельник – крестильный пояс 1-3 см шириною, носимый на голом теле, под одеждами и внешними поясами, одевали при крещении вместе  с нательным крестом. У латышей нательный поясок надевали младенцу сразу после рождения, а повторно — при крещении уже вместе с крестиком.С ним не расставались до самой смерти(без пояса не хоронили) и не снимали его даже в бане. Ходить, обедать, спать без крестильного пояса, а особенно молиться, считалось большим грехом. Традиция крестильного пояса, некогда всеобщая, сохранялась в глухих деревнях Заволжья и Пермской области вплоть до 80-х годов ХХ века.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 06 Ноябрь 2015, 01:32:58
Проще всего  такое значение пояса соотнести с языческим понимание пояса, как оберега,  или его бытовой необходимостью во времена отсутствия карманов ( пояс давал возможность положить много за пазуху и навестить на него кошель или оружие.), Но это не  объяснит глубинное значение многих мест в Писании ( например, эпизод с поясом пророка  Иеремии) и  обязательное ношение пояса для практики служения , как мы видим не только у монахов , но  в любой армии
  Все очень просто - пояс единственный элемент одежды, который способен сильнее всего влиять на осанку -  в  буквальном смысле про- яснять ее , помогая лучшее коррдинации верха и низа.   ПОЯС несет в себе корень - ясать, в значении схватить, объять....в том числе и разумом , отсюда апостольское - "препояшьте чресла ума вашего"  Отсюда и "пояснять" и "поясница" , к которой крепятся "лядвия  наши наполненные поруганием"( сегодня медицина их называет поясничными мышцами- они отвечают за наше прямохождение, за правильный брак "животного низа с духовным верхом". «Все мы по пояс люди» (т. е. наполовину, а там - скоты).

 Туго препоясавшись по чреслам ли или по талии  вы почувствуете , что у вас есть талия( грация:), что подтягивается не только живот , нои поясница, если вы чутки , то уловите и изменения в дыхании. И если при этом оно - не реберное, а диафрагмальное,  то  все тело  вытягивается,  собирается  ( вот она тут - церковь , которая - в ребрах, а не в бревнах!!! ) и значит -  меняется осанка, потому что препоясанные чресла или талия дают опору позвоночнику и тем самым освобождают  ... что? Правильно  и тут тоже - пояс,  только плечевой, который в свою очередь  поспособствует правильной постановке шеи ( тоже своего рода столбунец- пояс  из семи слоев мышц), тогда и голова на место станет и может не только в физической  смысле :). А иначе  зачем бы   о такой архитектуре телесного храма  так заботились монахи и военноначальники (не зря ЛЮБАЯ  армия начинается с  переодевания, препоясывания и строевой подготовки -т. е. собирания, выстраивания внимания, тела и выработки чувства локтя в команде. Хотя глубокий смысл т. н. пренебрежительно  "муштры" не всегда понимают даже офицеры ее проводящие)  Тут тоже, имеющий  опыт  и уши  -да слышит. Потому что  если не поставить правильно дыхание, то от пояса может быть и вред.  Вряд ли  в армии учат ... Хотя китайцы может и учат.. У них же в тайцы есть понятие "пояс силы" - т.е. тот самый внутренний, Богом данный  мышечный пояс, который  наше европейское сознание пытается пробудить внешним образом, через вот такой костылек- напоминалку - поясок или ремешок.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Родион от 06 Ноябрь 2015, 20:33:44
Повитуха, в военном деле и в работе пояс прежде всего предохраняет от срыва как спины так и живота. Способность выдержать нагрузки на спину и живот возрастает. Возростает и сила.  Помимо этого он удобен как универсальный элемент одежды и для различных рабочих нужд и даже как оружие. Только это все немного о другом. Хотя наверно поможет понять метафору.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 06 Ноябрь 2015, 20:51:00
Родион,
 Ну так мы  и призваны быть воинами Христовыми   и соработниками Его.  Для предохранения срыва или в медицинских целях используют широкий  жесткий пояс.  И все время его не будешь носить  - мышцы внутреннего пояса ослабеют. И  не зря  же в народе и языке устоялся  образ распоясаности не только    в отношении к  физическим нагрузкам. А вот нательный пояс- порой просто льняная веревочка- именно способствует напоминанию  к собранности   постоянной, даже во сне.
    С поясом практикую давно  и по разному. Сплю без него,  снимаю  после вечерней  молитвы, но перед тем как уснуть - препоясываюсь изнутри- подтягиваю тот самый "пояс силы", освобождая поясницу  дыханием. Утром,  на словах молитвы "на дела Твоя подвизаюся, милосердием Твоим"  - в буквальном смысле  - препоясываюсь нательным поясом и всегда чувствую  помощь тела в молитве. Об этом  свойстве собранного к сердцу тела, писал Феофан Затворник, как об условии "внутрь -пребывания."
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Aндpeй от 07 Ноябрь 2015, 20:47:57
Мне кажется ношение пояса без ношения бороды не сработает, борода упоминается в писании не меньше пояса, и сакральный смысл заложен в ношении бороды особый.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 07 Ноябрь 2015, 21:45:34
Мне кажется ношение пояса без ношения бороды не сработает, борода упоминается в писании не меньше пояса, и сакральный смысл заложен в ношении бороды особый.
Все таки, Андрей,  надо Вам было прежде проверить свою  скороспелую гипотезу по симфонии. Тем более , что в Новом Завете про бороду ни разу нет ни упоминаний.  Да и  как быть  тем у кого она не растет:). А вот  пояс " работает" не зависимо ни от пола , ни от возраста, ни от генов, ни от комплекции....Его даже на голое тело можно надеть хоть живому,  хоть усопшему.  И не зря же в Православной Церкви есть праздник посвященный Поясу Богородицы, а вот память бороды чьей-либо нигде празднуется. И не случайно этот праздник Пояса  - последний праздник церковного года.  Как вы думаете почему? Хотя  мало кто знает о нем и тем более о его  духовном практическом смысле.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Aндpeй от 08 Ноябрь 2015, 17:14:51
Все таки, Андрей,  надо Вам было прежде проверить свою  скороспелую гипотезу по симфонии. Тем более , что в Новом Завете про бороду ни разу нет ни упоминаний.  Да и  как быть  тем у кого она не растет:). А вот  пояс " работает" не зависимо ни от пола , ни от возраста, ни от генов, ни от комплекции....Его даже на голое тело можно надеть хоть живому,  хоть усопшему.  И не зря же в Православной Церкви есть праздник посвященный Поясу Богородицы, а вот память бороды чьей-либо нигде празднуется. И не случайно этот праздник Пояса  - последний праздник церковного года.  Как вы думаете почему? Хотя  мало кто знает о нем и тем более о его  духовном практическом смысле.

Вместо препирательств, предлогаю разобрать как собственно пояс "работает" на какие сферы человеческого бытия влияет.

На мой взгляд у мужчин эффект от пояса несколько иной чем у женщин, и здесь значение бороды может и не является определяющим но его сложно недооценивать.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 08 Ноябрь 2015, 18:22:07
  Андрей, я и предложила для начала немало для разбирательства на разных уровнях. В купе с вашими   мыслями и др. участников обсуждения - есть  что разобрать ( без перевода на другие темы вроде бороды, платка или еще каких -то внешних атрибутов, не имеющих сюда никакого отношения). С радостью уточню, если есть вопросы к тому,   чем поделилась выше. Жаль, что создателя темы не видно.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 09 Ноябрь 2015, 18:14:03
   Светлое и темное символически соединяет и гармонизирует в Человеке пояс. Смысловое поле слова «пояс» означает «состояние опоры». Как пуповина соединяет зарождающуюся во чреве жизнь с матерью, так и пояс соединяет в человеке «верх» и «низ». Пояс можно назвать веревкой или лестницей между мирами. В крестьянской среде было принято сразу после рождения или по истечении какого-либо срока (6 недель) опоясывать мальчика шерстяным нательным поясом, круглым по форме (уподобление пуповине). Девочке предназначено природой рожать и самообновляться, поэтому «пуповина-пояс» ей не нужна.

   Более поздние культурные пласты свидетельствуют, что нательный поясок после рождения повязывался и девочкам и мальчикам. Нательный поясок завязывали узелком на пупе. Узел в народной культуре имеет важное, сакральное, значение. Смысловое поле слова «узел» - были витыми, плетеными или ткаными. Широкие полосатые пояса назывались «кушаками» и служили для подпоясывания верхней одежды. По количеству полос на поясе, цветовой гамме и ширине этих полос можно было узнать место проживания хозяина пояса.

Источник: Каршинова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход / Л.В.Каршинова. – Белые альвы, 2005. – С.51-54. – («Народная культура как целостное мировоззрение»)
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Aндpeй от 09 Ноябрь 2015, 19:27:15
  Андрей, я и предложила для начала немало для разбирательства на разных уровнях. В купе с вашими   мыслями и др. участников обсуждения - есть  что разобрать ( без перевода на другие темы вроде бороды, платка или еще каких -то внешних атрибутов, не имеющих сюда никакого отношения). С радостью уточню, если есть вопросы к тому,   чем поделилась выше. Жаль, что создателя темы не видно.

Кетч на мой взгляд хотел обсудить значение пояса для внутреннего делания, тоесть некий символ или не символ а материальный объект помогающий удерживать внутреннюю концентрацию на области талии-живота, хотя Ваши мысли о поясе как атрибуте особого социального или мистического состояния могут конечно дополнить значение пояса и дополнительно акцентировать внимание.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 09 Ноябрь 2015, 21:41:48
Пояс -   от  «ясать – поясать»  - т.е обхватить , объять. Пояснить , поясница- односмыленные слова. Буквально и символически реально про- ясняет  где в теле верх и  низ и как их связать,  со-единить   в  целое, единое. Про постановку пупа наверное слышали?  И про то, что пояс предохраняет от опущения внутренних органов, от переедания и  дает  тонус, бодрствование… Я когда первый раз  встала, правильно препоясав чресла, у меня сон как рукой смыло,  и  трудный текст от которого уже слипались глаза,   вдруг  ПОЯС- нился  и стал читаться и усваиваться, словно я его сама написала. Это важно в практическом и символическом плане. Вспомните «препояшьте чресла ума вашего»?
   В народе были   поговорки: «Что ты без пояса ходишь, как татарин?!»  и «Без пояса ходить грех». Т.е распоясанный  уже не только не христианином, но и даже не русский, т.к . и до принятия христианства на Руси пояс всегда был не просто неким элементом одежды. Люди, ходящие без пояса, считались колдунами, связанными с нечистыми силами, например, русалки традиционно описываются как одетые в белые рубахи без пояса. Распутной девке не позволяли носить пояс.

В языческие времена пояс был - оберегом и участвовал во многих обрядах и до наших дней дошедших  у разных народов.  Возможно  что ислам,  обвиняя христианство в язычестве, видимо  и их практику ношения поясов для духовных целей,  счел наследием языческого оберегового прошлого и  поэтому вместе с "грязной водой,  выплеснул и ребенка", не заметив практического смысла собирания поясом  в целое не только тело, но и душу. Джавад Нурбахш в "ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА " видит в поясе .... потакание своим желаниям – оковы самости ( нафса). В то время как в христианстве пояс как раз служит символом и способом самоограничения в своих желаниях- круглосуточное утеснение плоти ( и именно места средоточия животных похотей). В исламе вообще очень слабое место - антропология,   в том числе и прикладная. Нет своей телесной культуры, есть только культура быта. Тело прячется вернее его усиленно прячут...  Может  такое отношение к телу, потому что там нет монашества? Потому что  нет  Боговоплощения в этом земном теле?  Суфизм в своей антропологии ближе к йоге,  к медитации, к  разотождествлению с телом. Поэтому зачем его собирать  и видеть в нем некую храмовую  структуру ?  Там и там медитации больше сидячие, а это совсем другая внутренняя  геометрия . У нас важнее стояние- а здесь приходится по другому собирать тело. А если и сидим , то тоже совсем в иной позе.


Пояс - даже трудно назвать одеждой, особенно нательный. Он находится как  бы на границе  не только низа и верха, но и символа и материи, душевного и телесного.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 11 Ноябрь 2015, 02:11:18
Прошу меня простить: после того, как я увидел, что фктическ все ответы сводятся к символизму  - интерес к собственной теме как то поувял (хотя понимаю, что и в миволизме  -свой язык и вовсе н всегда  -теоретический).

Елена, спаисбо большущее за ваш рассказ, который  больше напоминает путешествие  в прошлое и по разным странам!)

Вообще же я думаю. Что вы меня поняли распрекрасно. В минувшие века не было автомобилей, не было  обшественного транспорта, не было умной автоматики и коппьютеров. Весь трд монахи делали своими руками: сеяли, пахали, жали, рубили дрова, их же носили, стоили, стирали свои портянки в речах,  ловили рыбку… Жизнь проходида в движении, в активном движении, а движение тела – влияло на душу и дух. НЕ зря же и святые наши отцы, хоть и узнали потом, что трезвение  -круче телесного труда, последний не убрали из своей жизни. Не зря говорили они, что молитва без телесного труда  -малоэффективна. Я думаю, всем известно, что в Египте монахи весь день занимались тяжёлой работой  -это и дух укрепляло, и ум удерживало от болтовни (как то не до рассуждений, когда тащишь какую либо тяжесть), и «выдувало блоки». И тут пояс ыбл очень даже кстати, как писал Родион, говря про армейских. Да и если подумать, то и выстирать рубаху в  речке  -не так то просто, как кажется на первый взгляд. И меч, к примеру с  щитом просто так не взять в руки (хоть это уже и не про монашество)  -нужна была и сила, и пожтянутость, и сноровка  -и пояс тут опять же играл весьма хорошую роль.

Да и при поясных  поклонах: при наклоне пояс поддерживает брюхо, не давай ему обвтснуть и одноврепенно как бы укрепляет поясницу.

Поделюсь я с вами своим горе – экспериментом)  Искренне  веруя, что пояс поможет мне в молитве хоть чем то, я надел его и побегал в нём недельку, порой пытаясь даже поспать в нём (но это мне не удалось  -видимо, с непривычки). В итоге через недельку  -и смех и грех  - у меня появилась… Чудо отрыжка) Она зарождалась  -весьма ощутимо  -в чреве, двигалась вверх, в области груди  немного пропадала, и снова появлялась в горле. Звук, скорее всего, ыбл такой, что соседи думали промеж собой: «Что это за зверюга такая?» ))

Однако же, эта отрыжка сработала как бымоход, и вскоре в теле образовалась «труба» (хочу так же заметиь, что  это весьма неприятное явление воспринималось мною именно как очистка.. ну, внутренностей что ли).  И в итоге получалось так, что как только «труба» зарождалась  -туда почти мгновенно  «прыгал» ум. (как сравнивал , кажется Фкофан Затворник, как падку в воду опускаешь).  НЕ желая  дальше особо рисковать и так не слишком крутым здоровьем, я перестал носить пояс, но  эффект остался на многие месяцы.

Сейчас этот эффект весбма режок у меня, но всё же бывает. Но вот что ещё: я не умею (или думаю, что не умею) класть земные поклоны. Однако, когда я занимаюсь банальным статическим упал  -отжался, то у меня ум буквально летает туда  -обратно без остановки.  НЕ знаю, насколько это важно, но что есть, то есть)

Но всё таки мне думается, что как бы нибыл хорош пояс, всё же целесообразнее самому подтягивать живот. Может, я неправильно препоясывался, но заметил, что когда сам поджимаешь живот, сам выпрямляешь спину, а не надеешься на «автоматику» пояса,  -то и эффект несколько иной … Более свежо себя чувствую что ли, когда всё держу сам.  А когда пояс  -то  всё же мышцы вскорости как бы повисают на нём… И толку выходит мало.

Ещё одно наблюдение, сделанное мною:во время молитвы (и не только) у меня вверх по ногам струится некая тёплая\горячая энергия. Когда же я надеваю пояс, то её как бы обрезает, она перестаёт течь по огам  -но вместо этого начинает разогреваться позвоночник  (не скажу, что по нему начинает течь та энергия, но он становится приятно –тёпдым\горячим, как после гимнастических упражнений).

Кстати, мне не очень понятна роль пояса в  борьбе с чревоугодием (если я правильно понял). Ну, желудок утеснится, но эта ненасытная утроба просить есть не перестанет. Гораздо удобнее приучаь сеяб постепенно есть всё меньше и ментше. А, впрочем, наверное каждому  своё.

Но если пояс помогает собрать и тело, и дух, и душу, можете рассказать, Елена, как правильно препоясываться? Буду вам премного благодарен!

А ещё было бы интерсно услышать про праздник пояса Богородицы)
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 11 Ноябрь 2015, 02:52:38
Андрей, не то, чтоб я символизма искал... Да вот мн кажется, что и в народе (не говоря уж о воинах) не ради символики пояса носили, о чём и пишет Елена...   И даже, пожалуй, не ради того, чтбы типа повесить "табличку" на чресла "Я Русич" :) Раз носили, значит, была какая то в том нужда. Это сейчас, в наше расхлябное время, у всех штаны  с чресл валятся наземь , и потому теряется смысл пояса как такового... Прав Вереск, пора бабушкины панталоны на резинки для штанов пускать :)
тим
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 11 Ноябрь 2015, 11:20:02
 Спасибо что поделились своими  наблюдениями.  Отрыжка- возможно результат невроза желудка или диафрагмальной грыжи. http://антигрыжа.рф/other/prichiny-i-osnovnye-simptomy-gpod.html . Грыжа, в свою очередь, может провоцировать аритмию, которую здесь на форуме тоже обсуждали. У меня впервые сильный приступ такой громкой отрыжки  случился в предродовой  палате ( вторые роды) - вроде с поясом явно никак не связано, хотя  спазмы схваток, на фоне не вполне грамотного врач. вмешательства, могли что-то "сдвинуть". С тех пор и бывают   довольно частые моменты ее прихода. Но... в основном она случается дома. Мне кажется это потому, что дома мы все склоны быть более распоясанными -  и в теле, и в деле,  и в  отношениях с близкими..... Но заметила, что осознание  позыва  в самом начале позволяет ее перевести в спокойный выдох через нос. Если у Вас  ношение пояса  отрыжку спровоцировало - возможно вы слишком туго препоясались, может при этом у вас  дыхание  зажатое, может общий фон был стрессовый в том период. По моему опыту- нательный пояс , который и не провисает и не впивается в тело , способствует именно напоминанию для препоясания внутреннего - т.е приведения в тонус  поперечной мышцы, которую китайцы назвали " пояс силы" или то,  что в методике Пилатеса называется центрированием
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 11 Ноябрь 2015, 11:23:30
была сильно удивлена, что о наличии у нас этой самой глубокой стабилизирующей осанку мышцы не знают даже врачи ( в том числе - остеопаты). Более того не во всяком анатомическом атласе она указана.  А она-то и есть этот самый - внутренний пояс, можно ли ее включить, если даже не знаешь о ее существовании? Тем кто много физ. трудится - можно,   Вон балерины  с малолетства воспитываются с ощущением этого препоясывания , даже если анатомию не знают. Но  большинству сегодня нужно знать понимать эту мышцу, подружиться с этой прекрасной внутренней  незнакомкой и внешний пояс как бы соединяет душу с ней.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 11 Ноябрь 2015, 11:57:59
Очень точно подмечено, что в доме мы, как правило,   распоясываемся на всех планах, а значит, позволяем себе такие вольности, которых не позволили бы  на людях.  С другой стороны, собственно сама отрыхка началась у меня очень давно и ... от курения!  В те времена я  еёщ курил, и нередко после затяжки меня  рыгало дымом  -иначе не скажешь. При этом, не смотря на все усилия сделать её потише,  звучало так, что рядом стоящие люди всё же слышали.

Потом я курить  бросил и вроде всё успокоилось  -вплоть до опыта с препоясыванием.  Впрочем, с  недавних пор я стал заниматься гимнастикой, в коплекс моих упражнений вошли упражнения на  напряжение пресса. Поначалу  после каждого напряжния газы с шумом вырывались наружу, но вскорости всё  улеглось  - хожу и радуюсь :)

Насчёт поперечной мыщцы  - это верно.  Но мне кажется (сужу больше по себе), что всё дело в лени: лень эту мышцу напрягать, чтобы поддержать осанку.  Наверное, это не станет открытием 21 века, но эта мышца взаимосвязана с плечевым поясом: напряжение  мышцы распрямялет спину, а распрямление плеч несколько подтягивает мышцу.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 11 Ноябрь 2015, 12:12:35
Я думаю, мы с вам и не будем тут обсуждать "змеиный пояс",  тема которого обсуждается в параллельной теме :) А так не что то вспомнился так называемый пояс верности (иногда он именуется поясом целомудрия)  -надо полагать,  это уже противопоставление русалкам с озера и распутным девкам.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 11 Ноябрь 2015, 12:20:20
с плечевым поясом,  как видно из анатом. схем она напрямую не связана,  как и с распрямлением плеч. Но если , расправляя плечи расправляете  и грудной отдел позвоночника, то последний потянет за собой освобождение поясницы и  от него включаются мышцы пояса. Это легко проверить обхватив себя руками за плечи и поднимая только грудину вверх. такое положение  рук перед причастие и должно давать не только смирение , но и препоясывание, которое перед вкушение Агнца никто не отменял -  "да будут чресла  ваши препоясаны ". Увы  у нас народ и без внешних и без внутренних поясов и без песнопений ( поет только хор, как правило- а ведь пение тоже включает собирание тела-души) идет к причастию с обвисшим чревом, с   тем что называется " прильпе земле утроба моя".

 здесь про праздник http://sobor-spb.org/pravoslavnye-stati/12-poyas-presvyatoy-bogorodicy.html. Но не все схвачено и не все глубоко развернуто
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 12 Ноябрь 2015, 02:50:09
В первую очередь я хочу сказать, что вовсе не  хотел в пресловутом выше посте поднять в данной теме вопрос (обсуждение) о «змеином поясе» или что то же  -порядком  поднадоевшей  кундалини, а посему прошу воспринимать слова об этом «поясе» как неудавшуюся шутку. Впрочем, мы могли бы устроить  экскурсию в дикие джунгли Амазонии, Индии, севернои и южной Америки, Китая и Японии, а так же посетить пески Египта (в основном  -Древнего, полагаю) и  попросить у местных аборигенов рассказать нам, как они из  шкурок бедных гадюк, анаконд, кобр и прочей живности делали весьа неплохие змеиные пояса. Или, быть может, на форуме  есть спецы?)

Признаться, я не рассчитывал обсуждать в этой теме символику пояса, но раз уж зашла речь… Почему бы и нет? Символика  -тоже язык, который нужно понимать. Я, правда, не занимался этим воросом, но, быть может, в разговоре выяснится что либо интересное.

А между строк замечу, что в Москве есть мудей истории пояса, но, возможно, это была временная выставка.

То, что я скажу, скорее, наверно, будет гипотезой, но всё же. Мы с вами верим, что душа находится в области чрева (о, горе нам, пуподушникам!) и мне кажется, что само препоясывание чресл  исмволизирует и препоясывание души (причём, как я вижу по постам Елены, это препоясывание действует на душу вполне ощутимо). Если посмотреть на старые  русские картины, то можно заметить, что порою вместо пояса использовалась простая бечёвка  -и впрямь, откуда у бедного крестьянина могли водиться барыши на дорогой пояс из сыромятной кожи!

На многих картинах с изображением царственных особ можно  -с лёгким удивлением  -найти вовсе не шикарный пояс, укращенный каменьями и жемчугами, а всё тот же, простенький, кожаный пояс. Случайно ли это?

Но теперь я подхожу к основной мысли: пытались ли историки и искусствоведы отследить историю хотя бы одного царского пояса? Именно такого  -чтобы с  «жемчугами и каменьями самоцветными, ни  в сказке сказать, ни пером описать»? И пробовали ли такой пояс рассматривать в плане символики?

Нужно вспомнить, что в те времена  не было массового производства многих товаров, и одежды, и поясов  -тоже. Вот она, мудрость наших  предков:  каждая рубаха, сшитая деревенской  бабой и выложенная на продажу на базаре – быда индивидуальна! Каждая вещь – даже простая деревянная ложка без резьбы, - были сделаны в духе.  И если такая пустяковя веешь, как деревянная ложка,  была столь уникальна, неповторима, индивидуальна  -то что тогда говорить о дорогих предметах (порою даже  - в некотором смысле – не-искусства, обихода)?..

В современном мире всё (или почти всё) длается на потребитедя. Не то, чтобы я хотел сказать, что вокруг сплошное фуфло, и копирайт\клонирование предыдущих моделей (говорю с одной стороны об одежде, с друшой  -обо всём), но частенько на рилавках видны такие безвкусицы… Невольно задаёшься вопросом? Нафига это сделали и какой журак такое купит? И всё же находятся дураки…  Как сгодня смотрит потребитель на товары? «О, красненькое! Я люблю красный цвет! Беру!»  -а на всё остальное  - юех разницы: почему это в  клеточку или горошек, почему тут завитки, а там рюшечкой , а тут запоночки, а тут кружева… Ему главное что  -красное. И  у производителей порой наблюдается то же самое: если спросить их «Зачем тут вот эта запонка?»  зачастую можно услышать банальное «Так красиво».

Всё этоя  говорю к тому, что предметы начинают терять не только индивидуальность (и не столько), сколько сам сысл… Всё делается на потребительство.ю на продажу, на доход… А ведь с умом сшитая одежда могда бы стать и впрями индивидуальной, много рассказать о своём владельце. (Да, кто то возразит, что и сейчас  ш.ётся ожежда на заказ, но мне кажется, что там доминирует принцип не индивидуальности, а «переплюнуть другоо (человека)» - скорее в стоимости данного костюа…).

Но вернёмся к поясу, пока меня совсем не унесло бурей в сине море- окиян)  Есди, как сказано выше, препоясывая чресла – мы препоясываем душу, не могло ли убранство пояса рассказать смыслящему человеку и о характере (душевных свойствах) его носителя? Я, пожалуй, не стану углубляться в символику цвета и камней, но мне думается, что пояса  (для царских персон) шились не абы как, а именно  -индивидуально и, конечно же , в духе )а не тяп ляп).  А теперь представим на минутку , что некоей царевне (допустим, Ольге) подарили серебряный поясок, шитый розовым емчугом, а на пряжке ошнём горит алмаз (или рубин).  Это же не просто красиво, а можно прочитать примерно так: «У неё душа чистая и звенящая, как серебро, нежная, как жеичуг и сердце огненное, как алмаз (рубин)» (Но прошу учесть, что характеристики я взял скорее из головы).

А теперь представим, что в некий золотой пояс царя – государя вшиты самые разные самоцветы, да ещё он украшен затейливй вырезкой, и пряжка не простая медная\железная и не просто с камнем на уровне пупа  -а с резьбой… Да это же целая картина, целая история!

А что же тогда остаётся простым деревенским дуракам вроде меня? Нам остаются пеньковые верёвочки –их можно рассатривать как символ нищеты и дурости, а можно  -как символ душевной простоты… )

ПС. Елена, пожалуй, я слишком громко выразился в  личном сообщении, пообщав вам «текст»,  - простите, если огорчил!
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 12 Ноябрь 2015, 10:10:19
обо все можно говорить  в разных аспектах, в том числе и о поясе: пояс как знак различия  в социальном статусе, возрасте,   в боевых искусствах,   в способах изготовления и пр... Пояс как аллегория , пояс как искусство, способы плетения, толкование узоров пр... вот об этом много разговоров на сайтах неоязычников.  И  вот думаю как против этого и восстали мусульмане:). Но я смею утверждать, что  на этом форуме в этой теме важен глубокий символический смысл,  опирающийся на  функциональное значение,  а не способы плетения и украшения  его, как не полезны для умного делания искусство  плетения волос (хотя при этом у волос тоже есть свой символизм в Библии- но не у их цвета или украшения).
    Да,  пояса священников тоже украшены узорами , но главное там - изображение креста и молитва, что читается при надевании пояса священником: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя" (Пс.17, 33-34).
    И здесь можно поинтересоваться, а почему при навязывании пояса упоминаются ноги и сравниваются с высокими  ногами оленей, позволяющие двигаться по высотам? Можно еще вспомнить  пасхальное: " как прекрасны ноги благовестника"

   Для меня ответ очевиден: освобождая поясницу, освобождаем  на рост и легкость и ноги, а проваливаясь  весом тела на уровне талии, мы обвисаем и на ногах, тяжеля их, постепенно уплощая свод стопы, разрушая суставы... все это можно реально почувствать и передать другим    эту технология собирания тела . Но увы...увы...
  Но это еще не все!  Случайно ли что вслед за препоясанием чресел и освобождением  ног,  Давид упоминает и  руки:" научаяй руце мои на брань" ( там же ),т.е. искусно пользоваться своим руками  в бою хоть с внешним , хоть с внутренним врагом  мы можем,  если у нас для них есть прочная опора в нижней части тела . Это вам легко продемонстрирует любой, кто хоть слегка прикасался к  любому виду спорта,  единоборству или проф. танцу. Тем самым священник готовится к  богослужению, как воин или атлет. Но если он  просто одевается  или "просто" верит в магию облачаемых одежд, что они сами его облекут силою  , то ничего  в духовном плане  доброго не произойдет - нужна не только вера, но и соработничество, синергия, которая стоит на понимании , почему в Писании  использованы именно такие телесные образы и в такой последовательности и почему св. отцами именно они выделены   и  для подготовки богослужения  и для его последующего проведения.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 12 Ноябрь 2015, 14:37:47
Всё правильно.

Я не знаю, как бы попроще выразить мою мысль  -и попонятнее... Но мне думается, что Давид, говоря о руке, имеет в виду прежде всего невидимую брань, но сам образ препоясывания основан на телесном: как я уже писал, без пояса было бы трудно правильно взмахнуть мечом, рнатянуть лук, швырнуть копьё...  Но лично за собой я заметил, что даже если просто подтянуть пузо (пресловутую поперчную мышцу), чуток распрямить спину  -то и внутренний человек словно приобадривается. Случайно ли это?

Священники, если по-хорошему, и должны быть воинами, воинами духа, но...  Даже есди закрыть глаза на узоры, украшения, даже на цвет - мне кажется, что с веками смысл, истинный смысл теряется всё больше и больше и традиция (в её глубоком смысле) становится простой ритуальщиной "Так надо" или пресловутым магизмом ("одеяние само всё сделает за меня").

Мне же в каком то смысле больше нравится Пушкинское "лукоморье":

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...

Налицо препоясывание (опоясывание?) дуба... :) Да и во многих сказках и былинах герои шли на ратный подвиг не иначе. как предварительно препоясавшись... и внешне и, надо полагать, внутренне.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Грация от 12 Ноябрь 2015, 14:50:18
Да и во многих сказках и былинах герои шли на ратный подвиг не иначе. как предварительно препоясавшись... и внешне и, надо полагать, внутренне.

Препоясавшись, человек как бы говорит мысленному зверю: знай свое место и не высовывайся! Пояс – это и есть сам зверь, поверженный, кусающий свой хвост, который теперь незатейливо завязан в узелок.  Препоясывание – это символ уже состоявшейся победы. Кстати, к поясу полагается не только борода, но и жезл - еще один символ власти и победы над змеем.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 12 Ноябрь 2015, 15:22:08
Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники! :)
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 12 Ноябрь 2015, 15:24:35
Наташа, и ты тоже бороду бреешь? Жиллет макс пауэр* Дожили... )

Герои препоясывались на ратные дела, то бишь на бой, на брань, на войну, на подвиги  - а не после них. После  них (не в знак победы над мысленным зверем). После то как раз вешали пояс на крючок, щит на стенку, меч на чердак...

У посоха мого значений.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 12 Ноябрь 2015, 15:26:42
Сказка - ложь, да в ней намёк, красным девицам урок))
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Грация от 12 Ноябрь 2015, 15:36:59
Герои препоясывались на ратные дела, то бишь на бой, на брань, на войну, на подвиги  - а не после них.

Тому, кто победил, символы не нужны.))
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 12 Ноябрь 2015, 15:42:01
Не вижу логики. Можно подумать, что вся победа зависит от того, нацепила ты на себя какую то там бляшку или нет, отрастила бороду или нет. Так и становятся традиции обрядовщиной.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Грация от 12 Ноябрь 2015, 15:44:44
Не вижу логики.

Смысл прихода Христа – в победе, уже свершившейся.  И все в христианстве символизирует эту победу.  Здесь есть два варианта восприятия символов – либо они служат тебе, либо ты служишь им.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 12 Ноябрь 2015, 16:18:48
В том и дело, что  заявления типа "надо носить бороду или воооо тот значок на поясе"  -и есть служение символам...

Препоясывание не отменялось, но в практическом (а не символическом) смысле оно может подойти не всякому. Может, у тебя  талия  -в два пальчика в обхват  -ну и толку тебе от препоясывания? А вон тому толстячку  -очень даж нехилое вспоможеньице...
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 12 Ноябрь 2015, 16:23:20
Другое дело, если ребёнок надевает на себя отцовский или дедовский армейский ремень и  в простоте душевной  искренне считает себя Суперменом , воином света и идёт совершать добрые дела,  защищать маленьких девочек, обиженных детей, кошечек и собачек. Вот  вам настоящий пример препоясания.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Aндpeй от 13 Ноябрь 2015, 07:47:04
Препоясавшись, человек как бы говорит мысленному зверю: знай свое место и не высовывайся! Пояс – это и есть сам зверь, поверженный, кусающий свой хвост, который теперь незатейливо завязан в узелок.  Препоясывание – это символ уже состоявшейся победы. Кстати, к поясу полагается не только борода, но и жезл - еще один символ власти и победы над змеем.

Жезл носят те кто облечен властью карать, а у кого власти нет носят четки как оружие против мысленного зверя.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 13 Ноябрь 2015, 10:13:31
Ну что, сводим тему на обсуждение посоха и бород и прочих  "аксессуаров православного  воинства"? :)

Андрей, про посох верно, но есть маленькая деталь, которая значительно мняет взгляд на ситуацию... Многие, памятуя, что Христос  -пастырь втада овец, воображают себе такой посошок с завитков (или изгибом) в верхней части. На самом же деле посохи бывают очень даже разные  -и длинные, и короткие.  Например, у фараонов он был короткий, а посох Ивана Грозного, которым тот убил своего сына  -длинным. Я не уверен насчёт Запада (Еворпы), категорически не уверен насчёт Руси, но на Востоке посох так же представлял собой вид оружия. Повод задуматься.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 13 Ноябрь 2015, 14:39:44
 мдяяяяя.... тема-то очень символично  и ожидаемо распоясывается на каждом шагу, норовя свалиться  то "в лес, то по дрова".  Ассоциации  в третьей поизводной   так  и скачут  по типу  не раз здесь  же мною поминаемому анекдоту  " рыбонька подвинься" . Вот и получаем  наглядный пример, зачем надо понять суть  препоясывания телесного... Т.е. если вы не  имеете ясности в теле вокруг того самого   внутреннего посоха, то  и чресла ума препоясать не получится, т.к.вообще не понятным останется - что же это такое?  А  как известно низшее - есть образ высшего. Но как печаловался преп. Феофан - без телесного собирания всякая попытка заниматься духовным деланием - будет лишь "духовничанием "( т. е. -  играшками)
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Грация от 09 Декабрь 2015, 13:39:06
Стан у меня веревкой был обвит;
Я думал ею рысь поймать когда-то,
Которой мех так весело блестит.

Я снял ее и, повинуясь свято,
Вручил ее поэту моему,
Смотав плотней для лучшего обхвата.

Он, боком став и так, чтобы ему
Не зацепить за выступы обрыва,
Швырнул ее в зияющую тьму.

"На странный знак не странное ли диво,
Сказал я втайне, - явит глубина,
Раз и учитель смотрит так пытливо?"

Увы, какая сдержанность нужна
Близ тех, кто судит не одни деянья,
Но видит самый разум наш до дна!

"Сейчас всплывет, - сказал наставник знанья, -
То, что я жду и сам ты смутно ждешь;
Сейчас твой взор достигнет созерцанья".

Мы истину, похожую на ложь,
Должны хранить сомкнутыми устами,
Иначе срам безвинно наживешь;

Но здесь молчать я не могу...

Данте Алигьери
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 09 Декабрь 2015, 14:12:53
 спасибо, Грация! не зря Кетч тему  про пояс открыл! Я тоже взявшись перечитать тему Гериона у Данте, уперлась мыслью в этот веревочный пояс....Рысь ( в оригинале - пантера)- символ сладострастия с его блестящей шкурой (  в ином переводе - пестрой ).   И пояс для укрощения этой страсти - приманка для Гериона. тут есть о чем потолковать :)
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 09 Декабрь 2015, 17:37:37
"Стан у меня верёвкой был обвит,
Которой рысь хотел поймать когда то..."

Поймал ли?.. Или всё так и осталось на уровне намерений и мечтаний...
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 09 Декабрь 2015, 17:53:10
спасибо, Грация! не зря Кетч тему  про пояс открыл! Я тоже взявшись перечитать тему Гериона у Данте, уперлась мыслью в этот веревочный пояс....Рысь ( в оригинале - пантера)- символ сладострастия с его блестящей шкурой (  в ином переводе - пестрой ).   И пояс для укрощения этой страсти - приманка для Гериона. тут есть о чем потолковать :)

Сладострастие - лишь одна  характеристика рыси\пантеры... Но, пожалуй, самая  индивидуальная (по сравнению с другими животными)... Можно к этому, к примеру, добавить свирепость, ярость, силу (мощность), гибкость и... ГРАЦиозность ;-)
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 09 Декабрь 2015, 18:12:30
спасибо, Грация! не зря Кетч тему  про пояс открыл! Я тоже взявшись перечитать тему Гериона у Данте, уперлась мыслью в этот веревочный пояс....Рысь ( в оригинале - пантера)- символ сладострастия с его блестящей шкурой (  в ином переводе - пестрой ).   И пояс для укрощения этой страсти - приманка для Гериона. тут есть о чем потолковать :)

Сладострастие - лишь одна  характеристика рыси\пантеры... Но, пожалуй, самая  индивидуальная (по сравнению с другими животными)... Можно к этому, к примеру, добавить свирепость, ярость, силу (мощность), гибкость и... ГРАЦиозность ;-)
сладострастие( а шире можно сказать - сластолюбие) пожалуй включает в себя все это вполне...  Хотя, как по мне, то  у людей утоление любой страсти не описывается  образом грациозности, разве что только  на этапе "брачных игр", да и то у людей к этому всегда примешана некая   степень показушности, актерства  или жеманство. Животное грациозно потому что  целостно в любом своем движении , не озабочено тем, как оно выглядит со стороны. У людей это -только в младенчестве. Потом начинается бессознательное подражание  пластике окружающих и позднее - оглядка и желание произвести впечатление.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Повитуха от 09 Декабрь 2015, 18:15:53
но суть не в этом. Тут главное , что все толкователи видят в пантере- сладострастие , которое Данте  укрощает поясом. В соседней ветке вопрос почему этим поясом вызывается Герион и как понимать слова Данте:
"Мы истину, похожую на ложь,
Должны хранить сомкнутыми устами,
Иначе срам безвинно наживешь"
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 09 Декабрь 2015, 18:43:20
А мне кажется, что сластолюбие и сластострастие  -несколько разные штуки... Сластолюбие  -любовь к различного рода  сладостям... в том числе и духовным... Сладостратие  -"сладкие страсти"... Пантера не просто убивает жертву... Она  -охотится. Это  -игра, это  -страсть (не в "греховном " понимании)... И когда  убивает  -ей это приносит удовольствие... А какое удовольствие вонзить зубки в ещё тёплое и свежее мясцо! :-)

То же самое может происходить и в сексе... Флирт, заигрывание, пантнёры заводятся, разжигают друг друга, а потом сливаются в единое целое... Это тоже своего рода охота. Хотя  -увы!  -зачастую, видя прекрасное, у человека в голове одна мысль: покрыть и оплодотворить....

Про движения не совсем согласен :-) Что приятного в том, если человек двигается угловато? Поэтому всё же имеет смысл научиться двигатья плавно, мощно, нграмонично... Но этому надо учиться в первую очередь для себя, наслаждаться самому собственным движением,  собственной стройностью... И не думать, нравится это окружающим или не очень.

Чтобы понять слова Данте, я думаю, сначала надо понять  -что скрывается за символом верёвки...  :-) Ваши предположения?
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 09 Декабрь 2015, 18:51:53
"Истина, похожая на ложь2 пеервернёт весь мир с ног на голову :-) Её не воспримут, а "проповедника" такой истины   -отправят на крест, как Христа... Как сожгли Коперника...  И многих других.
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Aндpeй от 10 Декабрь 2015, 14:52:31
"Истина, похожая на ложь2 пеервернёт весь мир с ног на голову :-) Её не воспримут, а "проповедника" такой истины   -отправят на крест, как Христа... Как сожгли Коперника...  И многих других.

Как то Вы слишком писсимистично настроены, может расскажете в чем дело?
Название: Re: Пояс.
Отправлено: Кетч от 10 Декабрь 2015, 21:02:39
Смотря для кого пессимистично... К примеру, слова Христа звучали для фарисеев как смертный приговор, а для простого грешного народа они были благой вестью...

Андрей, я не знаю, как тебе ответить :-) В том посте я не хотел сказать, что понимаю, о чём говорит Данте - прошу понимать те слова скорее  как нечто 2общее", а не объективное. Истин, как таковыъ,  -много.