Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Игорь Спасский от 29 Июнь 2015, 20:41:41

Название: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 29 Июнь 2015, 20:41:41
Вербальное и невербально восприятие или левополушарное и правополушарное видимо должны образовать целостное видение. Расскажу как у меня. Процесс мышления, вербального общения, восприятия в чистом виде проявляется в некоем потоке слов и образов, он как-бы сухой, безблагодатный. Невербальное восприятие, проявляемое в тишине ума, эмоций чувств - это восприятие благодати, Присутствия, может проявляться в рождении духовных метафор, притч, мифов, содержащих духовный поток. Вопрос в том как эти два типа восприятия объединить? Можно ли? Надо ли? Ощущаю некое расслоение и нецелостность от их разделенности. Коммутация между данными способами восприятия иногда осуществляется спонтанно, иногда посредством целенаправленного направления внимания.
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 29 Июнь 2015, 20:47:30
Среди православной духовной литературы можно выделить ярко-доминирующую левополушарную логическую составляющую. Например свет. Игнатий Бренчанинов, свт. Феофан Затворник. И с левополушарно-невербальной доминантой - Симеон Новый Богослов, апокриф Иоанна Богослова, стихи прп. Силуана Афонского, Евангелие, пророки - полные Духа, духовных метафор и Смысловых невербальных уровней. Еще раз вопрос по движению к целостности. Дао Дэ Дзин, глубокая поэзия типа Гамлета, суфийская поезия и т.д. Утверждение в невербальном канале восприятия приведет ли к соединению с логическим вербальным восприятием?
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 29 Июнь 2015, 21:03:08
И еще. Хочу попросить примеры сильных метафорой и духовной глубиной текстов. Почему-то именно такие более всего помогают настроиться на практику. А еще интереснее соединяющие логическую и невербальную компоненты. На форуме уже неоднократно говорилось про невербальное восприятие богослужения, внешней молитвы. Что происходит с восприятием, когда ум перестает быть жестко привязанным к мозгу? Когда ум в сердце или растекается по телу? или даже выходит за его пределы?
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 29 Июнь 2015, 21:11:46
В последнее время тяжело читать книги где нет поезии. Почему так? Тяжелы сухие левополушарные научные тексты, лишенные смысловых объемов и метафор
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 29 Июнь 2015, 21:15:50
Еще хочется этой темой подчеркнуть важность невербальной компоненты, доносящей до 80% всего смыслового объема, в отличии от 20% вербальной коммуникации. Отсюда думается и притчи Господа и поезия пророков
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 29 Июнь 2015, 22:37:56
Собственно поиск единства вербального и невербального восприятия и осознания видимо должны привести к Христовым сердцу и уму.  В моей жизни идет как бы движение от стенки до стенки: от право-полушарного до лево и обратно. А вот в целостности не выходит. Единое совместное видение не складывается. Почему такое расслоение?
Почему рассуждение вербальное как-бы исключает невербальный канал? Как их соединить?  Например вчитывание в слова молитвы, концентрация на словах перекрывает сердечное проживание и наоборот. Как достичь единства? Возможно метафорно-притчевый способ внешнего мышления позволит их синхронизировать? Возможно приучение ума к метафорическому мышлению поможет организовать поток внешнего ума для создания условий восприятия Духа. Кому знаком такой опыт?
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 30 Июнь 2015, 07:21:48
Заметил, что у меня лично тяготение к логически-вербальному восприятию порождает то, что называется словами маловерие, уныние, пустая ментализация и т.д. Из этого приходится себя буквально выдергивать. В частности в практику тишины (40 мин. в день), которую посоветовал Родион. Само воспоминание о существовании невербального канала, рождает другой поток внимания. И еще заметил, что часто невербальное восприятие подменяется рассуждениями о нем. Так что логическая наша часть его как-бы подменяет собой. Искомая цельность видимо предполагает осознание "места" данных восприятий. Но у меня так не происходит. Вот сейчас пытаюсь описать, но вижу, что словами не могу выразить то, что хочу про это сказать. Не хватает метафоричности и поэтичности, как раз присущим невербальному каналу. Целью создания данной ветки вижу во первых выяснение для себя объемного взгляда на эти вещи более опытных. Во вторых - привлечение внимания к этой теме, вдруг кому-то будет полезно. В третьих поиск практики объединения данных восприятий, именно в практическом смысле. Заметил, что в популярной психологии данная тема буддируется очень часто, но не менее часто искажается втискиванием невербального в вербальное. Можно ли говорить, что ум, привязанный в голове - это вербальное восприятие? А ум в сердце - невербальное? А что такое их соединение? Может быть это знакомый опыт, просто не могу его разглядеть.Есть ли у кого из Вас ощущение тех или иных долей головного мозга, включающиеся в различных видах восприятия?
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 30 Июнь 2015, 07:49:17
Очень интересная практика по расширению невербального канала представлена здесь
 youtube.com/watch?v=tPQ3x0spyH8&itct=CB8QpDAYAiITCJnuq5XKtcYCFWc_DQodhBUA61IX0JzQuNGF0LDQuNC7INCk0L7QvNC40L0%3D&gl=UA&hl=ru&client=mv-google (http://youtube.com/watch?v=tPQ3x0spyH8&itct=CB8QpDAYAiITCJnuq5XKtcYCFWc_DQodhBUA61IX0JzQuNGF0LDQuNC7INCk0L7QvNC40L0%3D&gl=UA&hl=ru&client=mv-google)

На примере контакта с ребенком во время беременности приводится пример практики, позволяющей ощутить сердцевину себя и из нее прожить все прочие Вещи.

Что сказано в православной традиции про вербальное и невербальное восприятие? Это ум в сердце или другое?
Причем важно обратить внимание, что внимание к сердечной области из головы очень отличается от стекания ума в сердечную область. и от распространения ума по всему телу. Все ли что из головы вербальное? а как с разными полушариями и более мелкими отделами мозга? В самой молитвенной практике невербальное восприятие ощущаю как расширение и углубление, как переход от меньшего к большему. Хотя при этом возникает ощущение, что невербальное восприятие заслоняет собой вербальное.Именно заслоняет, а не дополняет. Как сделать так, чтобы дополняло и взаимоусиливало?
Звучит слово метафора или метафоричность в мышлении, как источник его расширения до созерцательного опыта, причем без образов, именно в духовных метафорах, как в Евангельских притчах
Если умное делание - такая тренировка ума-сознания, чтобы сделать возможным Созерцание и Откровение. Т.е. приведение его в ясное прозрачное состояние.То какую роль здесь играют притчи, метафоры, невербальное восприятие, вербальное восприятие? Сознательное волевое усилие? Божье действие? Вербальное Божье действие? Невербальное? Можно ли так его делить? Заметил, что не деля вербальность захватывает все пространство внимания и создает идол, закупоривая прямое восприятие, осуществляемое по невербальному каналу.
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Aндpeй от 30 Июнь 2015, 11:56:09
Да, тема противопоставления буквы закона и силы духа, это важнейший момент в христианстве, вербальная ветхая буква, должна уступить невербальной силе Нового.
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Родион от 30 Июнь 2015, 13:49:48
Aндpeй, человеку не дано ничего лишнего. Важное место это не то, где одно уступает место другому. А когда обьединяется. Когда внешнее становиться внутренним а внутреннее внешним. Причем не меняясь местами, а обьединяясь. Когда впитывая внешнее привносишь в него поэзию.
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Aндpeй от 30 Июнь 2015, 15:23:20
Aндpeй, человеку не дано ничего лишнего. Важное место это не то, где одно уступает место другому. А когда обьединяется. Когда внешнее становиться внутренним а внутреннее внешним. Причем не меняясь местами, а обьединяясь. Когда впитывая внешнее привносишь в него поэзию.

Это следующий этап :-), отвергнув букву и приняв силу, этой силой оживить весь Закон.
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 30 Июнь 2015, 18:44:59
Это объединение как раз представляет реальную сложность. Именно в практическом смысле
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 30 Июнь 2015, 23:54:32
Найти поэзию в самых прозаических вещах. Наполнить поэтическими Смыслами и метафорами жизнь.
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 01 Июль 2015, 19:48:47
Вот еще к примеру практический пример. Когда приходит блудная брань, ее восприятие в вербальном аспекте или расширенное невербальное рассмотрение. Что меняется? Что дает большая широта видения в этом случае? Отличается ли молитва? Сильнее ли брань для пребываюшего в вербальном восприятии? Переход к невербальному что дает?
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Aндpeй от 01 Июль 2015, 23:45:02
Вот еще к примеру практический пример. Когда приходит блудная брань, ее восприятие в вербальном аспекте или расширенное невербальное рассмотрение. Что меняется? Что дает большая широта видения в этом случае? Отличается ли молитва? Сильнее ли брань для пребываюшего в вербальном восприятии? Переход к невербальному что дает?

Блудная брань это телесное, к вербальному отношения не имеет, плоть ищет сродного себе, здесь нужно или ежедневно утомлять плоть что бы ничего не хотелось, или найти законный объект обожания. :-)
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 02 Июль 2015, 07:59:46
А если есть и то и другое, а хочется? ) Причем до такой степени, что весь аж вибрируешь и тишины не получается. И вообще собраться. Накатывает как бушующий океан. Как будто вулкан вскрылся и высвободился. Секс не очень-то помогает как и загрузка тела. А вот более широкое рассмотрение без вовлечения и, самое важное и тяжелое - разотождествление хоть немного. Хотя блуд- моя ахилесова пята из-за этого ни постов не могу держать, ни прогресса в практике. Как же он кроет! И еще заметил, что если меня кто-то морально уничтожит, когда самомнение и самооценка рушатся и блуд прячется. А вот тишине и собранности он дюже мешает. И меня лично вгоняет в вербальное восприятие, ограничивая до предела сознание. до аффекта можно сказать. Так что это единственное, что может заставить делать что угодно в любое время дня и ночи. Это сумасшедшая сила. Хочется ее не удавить, а обратить во благо, сделать прозрачной. А вот технология не очень ясна.Я на этой теме завис уже в течении много лет. Как стяжать Небесный Эрос? Как хотеть ТАК Бога? Прошу Ваших молитв и подсказок. Как стяжать Небесный Эрос и усилить невербальное восприятие?  Салоны эротического массажа до сих пор как магнитом тянут. Вот Бог бы так тянул!!! Реально силища влечения немеренная. Как ее очистить и к Небесному Эросу привести? Иногда отчаиваешься и думаешь, что это невозможно. Хотя это монофелитство. В целом влечение связано с потребностью с одной стороны отдачи чего-то, а с другой стороны с восполнением. Как это перевести в плоскость Небесного Эроса? Прошу молитв, чтоб Господь открыл и Ваших подсказок

 Платон не призывает отменить "земную любовь". Она –необходимая ступенька, ведущая человека к познанию "любви небесной". В молодости человека сначала влечет к прекрасному телу, затем он замечает, что есть и другие прекрасные тела, и все они в этом смысле подобны одно другому. Тогда он начинает ценить душевную красоту выше телесной, его влечет к красоте нравов и наук. Постепенно, движимый любовью, человек поднимается над отдельными разновидностями прекрасного и его взору открывается прекрасное в его чистоте, идеальное, вечное, превосходящее все земное. Любовь к высшим ценностям –это и есть так называемая "платоническая любовь", причем она не отвергает "низшего эроса", а относится к нему как к своей ступеньке

 psylib.org.ua/books/demid01/txt25.htm
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 02 Июль 2015, 13:03:56
Воспринимаю блудная страсть, как дремлющий вулкан, который когда просыпается плавит все. Но он способен созидать миры и ландшафты, а способен все сплавить и сжечь в прах. Куда потечет лава? Как застынет? Кто и как ее направит?
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Aндpeй от 02 Июль 2015, 22:15:49
А если есть и то и другое, а хочется? ) Причем до такой степени, что весь аж вибрируешь и тишины не получается. И вообще собраться. Накатывает как бушующий океан. Как будто вулкан вскрылся и высвободился. Секс не очень-то помогает как и загрузка тела. А вот более широкое рассмотрение без вовлечения и, самое важное и тяжелое - разотождествление хоть немного. Хотя блуд- моя ахилесова пята из-за этого ни постов не могу держать, ни прогресса в практике. Как же он кроет! И еще заметил, что если меня кто-то морально уничтожит, когда самомнение и самооценка рушатся и блуд прячется. А вот тишине и собранности он дюже мешает. И меня лично вгоняет в вербальное восприятие, ограничивая до предела сознание. до аффекта можно сказать. Так что это единственное, что может заставить делать что угодно в любое время дня и ночи. Это сумасшедшая сила. Хочется ее не удавить, а обратить во благо, сделать прозрачной. А вот технология не очень ясна.Я на этой теме завис уже в течении много лет. Как стяжать Небесный Эрос?

Может Вам детей завести, любовь к Богу преобретается через любовь к ближнему, а дети классно умеют заставить себя любить. :-)
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 03 Июль 2015, 08:46:20
У меня четверо ) Спасибо за совет. Но здесь другое. Фонит блудная страсть, причем фундаментально и как-то не физически. Очень мешает внутренней тишине и просто собранности. Если ее игноришь и подавляешь лишаешься энергии, если выпускаешь она ведет за собой. Это как вулкан. Либо неподвижный застывший ландшафт, либо уносит все. Как-то так. Как этот вулкан в его извержении направить Духом? Причем практически. Вербальное восприятие здесь, видимо, отождествление себя с этим. Невербальное  - разделение разоотождествление, очищение, использование энергии творения и в итоге целостности. Это чтобы вернуться к заявленной теме. Андрей, а чем можете поделиться из личного опыта, а не из классических мемов и шаблонов-штампов? Живой опыт ведь много ценнее и актуальнее при любом раскладе и во все времена. Вот, например, как к Вам пришли дети, как научили любить Бога через себя. Что с Вами было и что стало. Это было бы реально полезно. Как высвободились в Вас сексуальные силы, как очистились и преобразились до энергии одухотворенного творения. Как осуществляется единство вербального и не вербального восприятий? Как тонкая гордыня связана с вавилоном вербального восприятия? Ответы на эти вопросы в виде передачи опыта поднимут этот разговор до значительного уровня
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Aндpeй от 05 Июль 2015, 17:04:21
У меня четверо ) Спасибо за совет. Но здесь другое. Фонит блудная страсть, причем фундаментально и как-то не физически. Очень мешает внутренней тишине и просто собранности. Если ее игноришь и подавляешь лишаешься энергии, если выпускаешь она ведет за собой. Это как вулкан. Либо неподвижный застывший ландшафт, либо уносит все. Как-то так. Как этот вулкан в его извержении направить Духом? Причем практически. Вербальное восприятие здесь, видимо, отождествление себя с этим. Невербальное  - разделение разоотождествление, очищение, использование энергии творения и в итоге целостности. Это чтобы вернуться к заявленной теме. Андрей, а чем можете поделиться из личного опыта, а не из классических мемов и шаблонов-штампов? Живой опыт ведь много ценнее и актуальнее при любом раскладе и во все времена. Вот, например, как к Вам пришли дети, как научили любить Бога через себя. Что с Вами было и что стало. Это было бы реально полезно. Как высвободились в Вас сексуальные силы, как очистились и преобразились до энергии одухотворенного творения. Как осуществляется единство вербального и не вербального восприятий? Как тонкая гордыня связана с вавилоном вербального восприятия? Ответы на эти вопросы в виде передачи опыта поднимут этот разговор до значительного уровня

Может Вам попробовать не ставить себя выше других людей?
Это конечно типичная ситуация, стоит немного научиться молитве, получить доступ к особым планам восприятия, так сразу начинаешь видить внутреннее устроение ближних, особенно таких же молитвенников, ну похожего уровня "духовности", самое распространенное это постараться в завуалированной форме наставить заблудшего на истинный путь духовности, как бы прикровенно и духовно, что бы значит не тупо указать истину а подвести ближнего что бы сам понял, но есть и экстремалы кои нельстиво и круто указывают на недостатки и обличают с силой, на мой вкус хрен редьки не слаще, это может даже больше от характера зависит, это главное искушение а блуд или пофигуд это все легкие "колыхания" пространства-времени, сопровождающие эту основную проблему.
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 07 Июль 2015, 09:17:42
Да, насчет ставить себя выше других, есть такой грешок.

На самом деле в этом "ставить себя выше других" и есть большая моя личная беда. А вот как это перестать делать практически, а не внушая на словах свое недостоинство? Наверное также расширяя невербальный канал, воспринимая другой объем людей. Т.к. явно ощущаешь воинствующую глупость окружающих. Хотя и сам то не далеко ушел, раз такое окружение )
Итак, вопрос как практически перестать возноситься?  Ощущаю, что эта муть осуждения лезет из моей самой "духовной" глубины как нарастаюший поток, только тронь-всколыхни ... Как очистить, сделать прозрачной эту грязную муть превозношения?

Как хорошо, что я не таков как этот... или тот ...  даже не принимая промысел, само состояние прет. Сознание своей исключительности и избранности на внутреннем уровне. Как избавиться от превозношения и от учительных ноток в общении?

Мне кажется в контексте заявленной темы проблемой является сильная вербальность в восприятии, а также отождествление себя с потоком осуждения, точнее не способность разотожлествить. А разотожлествив призывать благодать в этот смрад.

Кстати этот поток осуждения мешает внутренней тишине почище блуда. и очень тонко и трудноуловимо.

Ощушаю избыточное давление этой мути, готовое в любое время прорваться и этим смрадным поносом забрызгать все вокруг и внутри себя.
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: kinozritel от 07 Июль 2015, 21:30:32
Воспринимаю блудная страсть, как дремлющий вулкан, который когда просыпается плавит все. Но он способен созидать миры и ландшафты, а способен все сплавить и сжечь в прах. Куда потечет лава? Как застынет? Кто и как ее направит?

Возможно у вас ошибка идентификации, телесное возбуждение от половой энергии вы спешите записать в «блудную страсть», хотя жизненная энергия такой не является. Если попытаться рассмотреть и почувствовать ее саму в себе из другого потока силы - идущего встречно сверху (условно в центре груди «на вершине сердца»), а внимание постараться удержать на этих двух потоках и Имени, то можно со временем наблюдать какую жизненную силу несет нижний поток, и как он компенсирует даже недостаток сна, и какую власть имеет верхний с Именем Христа
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 08 Июль 2015, 12:01:34
Да, скорее наверно так. Просто этот нижний поток так резко раскрывается и как-то заполоняет собой все, - перекрывая верхний. Как здесь удержаться в верхнем, рассматривая нижний?  Уж ооочень нижний фонит и он небывало мощный, неконтролируемый, реально как вулкан. И еще они. очень резко контрастируют между собой. Еще заметил что нижний как-то связан с любовью к жизни, при его выдавливании в подсознание возникает некая неполнота. Пробуя рассмотреть из верхнего потока ощущаю нахождение позиции-точки отсчета, но как бы среди бушующего океана или вулкана, не поддающегося никакому контролю. И еще присутствие как-бы исподволь мутного потока осуждения, бубнящего про все и вся. Причем океан половой силы и мутный фонтан осужления имеют разную природу и фактуру, если так можно сказать. Или я просто не воспринимаю их общую основу. И тот и другой верхнее перекрывают в моем случае  легко. Происходит как-бы скатывание в них с волны благодати, которую воспринимаю в некоей точке внутри. Родион мне как-то говорил, что изнутри оно выглядит совсем иначе, чем читая и думая про это извне. Т.е. вербальное и невербальное восприятие как-бы не сходятся. Вот этот мутный поток и половой океан - о них вообще вербально ничего не понятно. Когда их начинаешь вербализировать, - они просто уходят за порог восприятия-осознания. Как-бы прячутся. И вообще кажутся надуманными и несуществующими. А если вспомнить, что в традиционно-вербальном состоянии я лично пребываю 99,99 % времени жизни, то становится ясна причина плачевного состояния мути и жгущей пятки (и не только:) ) энергии пола. Так понял, что есть смысл стоя как-бы в точке восприятия благодати, как бы в  безмолвном призывании Имени, разотождествленно рассматривать и половой вулкан и мутный фонтан. А дальше станет более понятно что делать дальше? p.s. Кстати вижу, что разотождествление крайне не просто как в случае с энергией пола, так и тщеславной мути. Еще сложнее разотождествление со всем вместе.
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: Игорь Спасский от 11 Июль 2015, 21:55:53
Вербальное восприятие, связанное с образами, с словесным кодом и т.д. является в общем-то носителем того, что открывается невербально. И соотносятся они меж собой как картина и реальный объект, с которого она писана.  Для себя вижу важным научиться разотождествлению себя со сферой вербального через ее утишение и отстранение. Мне лично помогает поиск Живого Потока в стихах например Пастернака, молитве. Отсюда рождается возможность раскрыть большее. Сейчас есть конкретная проблема скатывания в  вербальное состояние. Отсюда приражения, самовнушения и прочая муть. Итак, 1. Раскрытие невербального и разотожлесствление с вербальным; 2. Наполнение вербального пространства Живым Потоком. 3. Объединение исходя из того что вербальное восприятие составляет не более 10%, что определяет его возможности как в выражении, познании и передачи чего либо. Это позволит исключить подмены вербальным невербального. Поток энергий и смыслов раскрываемых в духовной метафоре молитв и духовных текстов к примеру резко контрастирует с линейным логическим представлением и изложением. Хотя это и не означает их взаимное отрицание
Название: Re: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни
Отправлено: kinozritel от 13 Июль 2015, 21:35:14

Растождествившись с вербальным, вы тем самым отличили невербальное от вербального, а это не что иное как именовать невербальное, пребывая в нем. Еще существует граница вербального - невербального, которая является иным вербальному и иным невербальному. Но также граница в свою очередь является становлением, она тождественна и вербальному, и невербальному. В едином невозможно с чем-то растождествиться полностью, возможно сменить точку рассмотрения, и интерпретировать что-то из этой точки. Если визуально - http://s020.radikal.ru/i709/1503/51/b17b93021f52.jpg