Умное делание
Практика и теория умного делания => Диалог => Тема начата: Татьяна от 16 Февраль 2005, 19:41:10
-
Я пытаюсь понять различия православного и католического взглядов на икону. Основу я пока вижу в разной традиции молитвы, исторически это складывалось по-разному. Хотелось бы знать рассуждение образованных людей на эту тему. Сразу скажу, что к католическому миру и людям я отношусь очень хорошо, вижу и знаю многих из них как действительно молитвенных и мудрых людей. Но 7 - 8 веков отсутствия в их жизни иконы
многие из них хотели бы восполнить сейчас. Пожалуйста, делитесь мыслями на этот счет. Заранее благодарна.
-
Татьяна, Вы поднимаете сложную тему. Чтобы понять различия православного и католического взглядов на икону, нужно увидеть существенное отличие православия от католицизма и прозреть на единство их происхождения. Я отвечу коротко и образно, и посему, скорее всего, невнятно.
Можно увидеть отличие в направленности.
Католицизм планомерно обустраивает землю, подготавливая ее по своему разумению к приходу Господа. Порыв к Небесам уже не соборный, а индивидуальный. Земное же обустройство телесно и трехмерно с жесткой иерархией подчинения. Развитый рациональный ум, подаривший сильную философию и теологию. Активная чувственная сфера, нашедшая свое воплощение в творческом гении западного христианского мира. Также чувственная мистика, полная экзальтации вплоть до эротизма.
Вывод: католицизм направлен на освоение тварных энергий! Ап.Петр и Марфа - его евангельские образы.
Православие устремлено в Небеса и жаждет соборного единения Небес с землею. По сравнению с католицизмом земное обустройство православия почти всегда проигрывает: в населении прав. стран - меньшая численность, в истории - падение Византии и катастрофа России, в экономике - прав.страны самые бедные в Европе, в церковном институте - свары и расколы. Величие православного богословия в прошлом. Мистическая жемчужина исихазма так хорошо скрыта, что ее почти никто не ищет... Православие несет в себе тайну, доступную немногим, - это божественное призвание человека, его обожение и преображение в лучах нетварного света.
Православие направлено на стяжание нетварных энергий! Ап.Иоанн и Мария - его евангельские образы.
Поскольку католицизм направлен на освоение тварных энергий, то и обращение в нем больше происходит к образу чувственного и телесного человека.
Православная икона лишена чувственности и дебелой телесности. Она иномерна - это окно в божественный мир, когда через образ прозревается Первообраз. И точно же так иномерна исихастская молитва, когда через словесное имя Господа обращаются к Нему Самому.
-
Спасибо за отклик.
Сейчас грани стираются, остается традиция - но взаимопроникновение происходит. Я не экуменист в ругательном смысле слова , но я вижу неподдельный интерес у современных католиков к традиции православной молитвы . Молитва созерцательная и умная для них практически незнакома - но для некоторых из них стремление понять," что это и как" очень серьезно. Правда, в основном это монахи и иереи - для простых католиков важно именно социальное служение Церкви, здесь, в мире. Икона относится к горнему в нашем мире - и окно и "лицом к лицу"...
Правда, католики, которые узнали о православии без негатива, зачастую представляют, что Россия наполнена исихастами среди сугробов. И что каждый из России - это специалист по иконографии , молитвенному деланию и знаменному пению в одном лице. А современные православные, имея богатство традиции , объяснить и осознать многого не могут ( это я и к себе отношу).
-
Россия наполнена исихастами среди сугробов - очень хорошо сказано! Все-таки не медведями :)
К сожалению, некоторые православные с трудом усваивают, что противостоять католической экспансии надо не "медвежьими" повадками, а святостью своей жизни, щедростью души и любовью.
-
+++пытаюсь понять различия православного и католического взглядов на икону. Основу я пока вижу в разной традиции молитвы, исторически это складывалось по-разному
Разная традиция молитвы -- это верно, но уж очень долгий исторический путь, насыщенный всякими событиями, стоит за этой простой формулировкой. Ключевой век, в который оформилось -- внешним образом, эксплицитно -- различное отношение Запада и Востока к иконопочитанию -- это, конечно, 8 в., эпоха 7-го Вселенского собора. Но имплицитно эти различия ощущались уже давно, с века, может быть, 4-го, со времени образования и расцвета восточного монашества. Запад, оторванный от восточного монашеского делания, стал все дальше и дальше уходить от Востока во многих областях христианской жизни. В том числе и в отношении к иконе. К 8 в. этот разрыв оформился окончательно. Запад теперь видел в иконе только лишь наглядное изображение событий, картину, учебное пособие, и признавал за ней только одну, пропедевтическую, учебную функцию. Восток видел в иконе окно в другой мир, вместилище благодати, нечто, одной своей стороной находящееся в этом мире, а другой -- в будущем веке. Вот почему иконоборчество подняло такую бурю на Востоке, где было с чем бороться, и совершенно не затронуло Запад, не отличавший икону от учебного пособия. Открылось это сразу после победы иконопочитания. Акты 7-го Вселенского собора, привезенный папскими легатами, подверглись уничтожающей критике при дворе Карла Великого. То есть иконоборцы, как считали франкские богословы, были осуждены справедливо, но формулировки византийских отцов, видевших в иконе вместилище благодати, были признаны не менее опасными. Акты 7-го Вселенского собора были отвергнуты, а на Западе с той поры утвердилось, теперь уже выраженное эксплицитно, т. н. умеренное иконоборчество, то есть формальное почитание икон только как священных изображений -- изображений Священной Истории. Лишь в 16 в. Тридентский собор на Западе формально признал 7-й Вселенский, но опять же только после того, как придал его актам формулировку в духе умеренного иконоборчества. Различие в отношении к иконам на Востоке и на Западе по прошествии столетий не только не сгладилось, но еще больше укрепилось и стало привычным. Современные католические богословы, которые пишут на тему иконопочитания (например, Шенборн, ныне кардинал, его книга "Икона Христа" есть в русском переводе), все также искренне удивляются высказываниям свв. Иоанна Дамаскина и Феодора Студита о почивающей на иконах благодати, объявляя их восточными крайностями и преувеличениями, как ранее франкские богословы удивлялись актам 7-го Вселенского собора. И так будет всегда. Пока Запад не примет восточного монашеского делания, он не примет и иконопочитания.
-
Иконопочитание-то они теперь принимают. Но как и в каком виде? Я во многих домах встречала иконы очень хорошего современного письма
( наши иконописцы там и преподают, и пишут) и старые - и на той же стене "раритетики" с Востока, фотографии бабушек и т. п. А интерес при этом огромный. А таких, как О. Антоний Сурожский - единицы, чтобы объяснять, как икону воспринять, как молиться и что такое Православие...
-
Из работ католиков последних лет по теме иконы мне встретилась только
книга Кр. Шенборна (ныне епископа) "Икона Христа". Там есть фраза "Конечно, мы не думаем, что возврат к древней иконописи есть единственный путь, по которому можно прийти к новому сакральному искусству..." Этой фразой он испортил впечатление от своей сухой , схоластической но достаточно ортодоксальной по точке зрения работе.
Что еще пишут католики об образе и иконе?
-
Икону нельзя считать неотъемлемой от христианства, и это не тот вопрос, которым измеряется спасение. Католиков сегодня губит рационализм, а православных - вульгарный конфессионализм.