Умное делание

Практика и теория умного делания => Богословие исихазма => Тема начата: Сергей С. от 09 Апрель 2006, 03:01:00

Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Сергей С. от 09 Апрель 2006, 03:01:00
«Если и верно было изречено мужами правдивыми, что никакой ум в жизни сей не может утвердиться вполне безопасно противу лести страстей, все же говорю со дерзновением и не страшась истины опыта: облекшийся ризою болезнования в уме своем не только неодолим для лести страстей, но мужествует противу них, как исполин и победитель; ибо не дерзают предстать на брань и даже издали не смеют показать себя, где есть душа болезнующая, сотворившая себя местом скорби для оплакивания грехов своих. Как сказано о блаженном Иакове: во гробе пребывал, доколе не встретил Иосифа возлюбленного. Где есть горечь болезнования, не поверю, что войти возможет сие услаждение от страстей... Но говорю, что в неусыпности служение сие и упование превыше всякого страха. Тот, кто непрестанно пребывает в болезновании сердца, побуждаемый к тому страхом своим, ибо не ведает, каков будет конец поприща его, превосходнее, нежели тот, кто непрестанно идет путем веселия, ибо предвкушает награду служения своего.» (пр.Исаак Ниневийский, перевод С.Аверинцева)
пр.Исаак предпочитает печаль. Другие люди видят мир как бы преображённым, не замечая греха, и веселятся о Господе. Если кто определился в своём пути и может "дать отчёт в своём уповании" - давайте предложим это друг другу. Спасение "во мнозе совете", говорят.
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Леонид от 09 Апрель 2006, 04:55:26
По мне, так было бы уместно сразу же отделить веселие, которым упивается человек втайне страшащийся смерти и неизвестности за ее пределами, стремящийся уйти от неизбежного, от Веселия, которое обретает человек сораспявшийся со Христом на кресте своих собственных страстей, прочувствоваший свою неподвластность смерти. Думаю, что такие люди чутко реагируют на грехи других людей, но сами уже больше не грешат. Веселие о (во) Господе!
Болезнование же сердца - для подавляющего большинства - неминучий этап на пути к реальной Радости и Жизни. Но всего лишь - этап, а не модус бытия.
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: viktor от 09 Апрель 2006, 11:59:55
Жизнь для меня - процесс нарастающего отчуждения, при котором всё яснее проявляется нить Благодати, пуповина радости. Яма как принцип движения к солнцу. Спасение - это когда я выберусь и/или меня выдернут из этой экзистенциальной ямы.... плохо, что горизонт сужается. ...
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Victor от 09 Апрель 2006, 14:39:17
Хочется идти срединным, царским путём - в радостопечалии.
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Антиквар от 09 Апрель 2006, 23:43:18
Я (по складу характера) обычно иду путем печали. Но, как ни странно, на этом пути хватает и веселья.
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Сергей С. от 10 Апрель 2006, 00:53:28
Victor,
Цитировать
Хочется идти срединным, царским путём - в радостопечалии.
Царский путь, где то читал, - так называли в Римской империи дороги, по которым ездил царь. Их отличие от других было то, что они были прямые и на них были километровые столбики.

viktor,
Цитировать
Жизнь для меня - процесс нарастающего отчуждения, при котором всё яснее проявляется нить Благодати
Это мне понятно, но это немного интеллектуалистично и рефлексивно ... вряд ли можно ещё говорить о выборе одного из двух путей, которые нужно принять в простоте сердца.

Антиквар,
Цитировать
Я (по складу характера) обычно иду путем печали. Но, как ни странно, на этом пути хватает и веселья.
Склад характера - упрямая вещь.

А я по складу характера раньше не знал, что такое грусть и в школе меня старшеклассники прозвали "оптимист". Затем я долго настаивал, что христианская вера - вера радости, как мы читаем о первохристианской общине (Иерусалимская Церковь), победительной радости, видящей мир в свете свершившегося Воскресения, в свете знания, что смерти нет!. В этом есть истина несомненно, это как Царствие, пришедшее в силе, в отдельно взятом сердце. И ещё я всегда любил весну, дорефлексивно - как символ жизни, которому я доверял без испытания. Для меня дико было слышать, что Пушкин любил более всего осень, что пр.Ефрем Сирин через слово говорил о покаянии, когда мог - о победе над миром и т.п. высоких предметах. Я всем сердцем отталкивал от себя мысль о том, что в вере есть место хронической печали. Вид "печальных", потухших монахов леденит мне кровь и поныне - мне кажется, что я не путаю печали и уныния и то, что сейчас иногда происходит в среде духовных, верующих, ужасная подмена спасительной печали хронической ацедией, самая ужасная, на мой взгляд подмена. Так и хочется сказать - лучше баян в руки и пляски в пост, чем эта тьма. Видел недавно (ночевал с ним) в Дивеево одного человека, который ездит по святым местам и ужасно мучим унынием (и отсутствием, при этом, разумного совета и ободрения от духовников этих святых мест!, что ещё ужасней...) Однако, всё это правда, если я не путаю белого с чёрным ... если же путаю - да простит меня Бог за соблазн.
Так вот - уныния я не переношу и не принимаю ни под каким видом. Лучше смерть, чем это. Но вот, в этом году, обнаружил, что мне милее осень! Как может это быть? Что, у души вкусы поменялись? И вот сейчас думаю, что секрет то прост: весна всегда была для души символом жизни, рождения, надежды - но всё это было об этом мире! А сейчас не хочется надежд в нём, не хочется видеть его и не из-за отвращения от творения Божия, которое "добро есть". Может что-то помогут слова "держи ум во аде и не отчаивайся", тому, кто слышит. Ум, который во аде с трудом признаёт весну за друга, поскольку она полна земной жизни. А осень полна земной смерти... В общем, с путей дерзновения и несколько неосновательной радости, любящей к тому же демонстрировать себя миру, я ухожу. А вот печаль не хочет себя показывать никому, её жизнь как то более естественна, если так можно сказать. При ней остаётся только человек и Бог, и ни одного побуждения побеждать мир и мирских. Они без этого побеждены - простой, безыскусной верой сердца, которому ничего более не нужно.

Если кто ещё будет высказываться в этой теме - прошу высказываться тех, кто определился, угомонился что-ли. Так будет легче понимать.

Лирическое отступление.
Большую реку создал Господь быть символом вечности и смерти. Теряющие очертания детства берега обличают и уносят изменчивую и преходящую, истлевающую земную жизнь, а неизменная, неуклонно струящаяся гладь вод свидетельствует время, когда не будет глаз, наблюдающих за ней; не будет моих глаз… Живая, трепещущая гладь реки останавливает время. В ней нет ничего из того, что усыпляет сердце человека тщетными желаниями и суетными надеждами; само мгновенье замирает в молчании перед ужасным предчувствием конца, перед страшным предчувствием вечности. «Душе моя, душе моя! Восстани, что спиши … Конец приближается …».
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Антиквар от 10 Апрель 2006, 09:56:38
Мне кажется, что и радость и печаль, о которых говорится в Писании - явления вообще иного порядка.
Нигде в природе мы не встретим прямых линий: они - творение рук человеческих. Не случайно районы-новостройки с их домами-прямоуголниками так плохо влияют на психику человека.
Каждый из нас неповторим, и выбор "пути радости или печали" не должен быть попыткой изменить свой темперамент.
Да и вообще, главное - цель. И если хочешь идти к цели, то Господь поведет тебя кратчайшей дорогой, на которой будет и печаль и радость.
Вот чего и впрямь надо избегать, так это уныния. Оно для души как раковая опухоль.
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: viktor от 10 Апрель 2006, 10:33:33
Сергей, жаль, что вы мне диагноз сразу поставили...рефлексивно....интеллектуалистично......хотя мне очень нравится и по душе ваша наивность: Пушкин....осень....лучше смерть, чем уныние...
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Сергей С. от 10 Апрель 2006, 13:08:59
viktor, это не диагноз ... человек говорит просто о том, как он живёт, о духе, который им обладает, сложно же говорит о том, что он думает. Поэтому я и прошу сказать тех, кто говорит о своей жизни, кто определился в ней как-то, а не о своём мнении о чём-то.
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Agаsfer от 18 Июль 2006, 15:05:33
"Не что иное,как страдание способно дать начало подлинной вере, в то время, как наше благополучие порождает фальши."И все скорби ничто по сравнению с вечностью." С. Роуз
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: jedi от 04 Август 2006, 14:51:03
Мне ближе гармония. и радость и печаль...
Ведь "и в радости и печали познается"...
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Igor от 04 Август 2006, 15:59:32
Цитата: jedi

Мне ближе гармония. и радость и печаль...
Ведь "и в радости и печали познается"...


Да, "совершенная радость" (1 Ин. 1, 4) в этой земной жизни - это сложное глубокое чувство, которое Отцы называют "радостопечалием". Попытка разделить то и другое приводит только к оловянному веселию и черному унынию.
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Сергей С. от 04 Август 2006, 17:17:02
Igor,
Цитировать
Тот, кто непрестанно пребывает в болезновании сердца, побуждаемый к тому страхом своим, ибо не ведает, каков будет конец поприща его, превосходнее, нежели тот, кто непрестанно идет путем веселия, ибо предвкушает награду служения своего.» (пр.Исаак Ниневийский)
Речь идёт о делании, а не об описании состояния души. А оно, кажется, может быть как-то разделено.
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: jedi от 04 Август 2006, 18:22:37
Ведь когда венчают говорится: "и в радости, и в горе..." Т.е. для Любви не должна меняться от состояния... Люби, и еще раз люби...
Название: Re: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: plot от 04 Август 2006, 22:33:46
Ни радость, ни печаль – поиск Царства Божия и взывание к Нему. И утончается сердце и на пути этом воспаряет в Небесной Радости и истекает кровью в печали. Но радость эта не та суетная истощающая радость, знакомая нам раньше, а печаль – не то оцепеняющее уныние.
Название: Страна веселия или юдоль печали?
Отправлено: Дионисий К от 05 Август 2006, 01:58:12
Мне кажется, что при моей степени пороженности грехом истинного веселия и быть не может...тут бы вопль покаянный под стать, а его все нет...точнее бегаю от благодати, слишком уж грех люблю...а вообще поелику я антиригорист(даже не по убеждению и тем более не по знанию, а скорее по складу душевному) то веселие чистых мне ближе, такая, знаете, покаянная тихая радость...да и слова св. Серафима Саровского:"Христос Воскресе, радость моя", это всегдашнее пребывание в Пасхальной радости(которая и возможна только после благодатных слез покаяния) мне очень близки...