Умное делание
Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Alexander от 18 Февраль 2006, 16:16:40
-
Прочитал в одном месте слова о молитве замечательного человека и священника, о.Александра Ельчанинова ( http://www.rusoir.ru/articles/date/07/25/ ):
Важна молитва всякая, даже невнимательная. Сила и действие слова независимы от психологии говорящего. Если бранное, грязное слово сквернит и ранит душу произносящего и даже слушающего, то святые слова молитв, даже рассеянно повторяемые, тонкими штрихами покрывает нашу память, ум и сердце и производит над нами благую работу, нам неведомую.
Ниже привожу несколько уровней понимания этих слов.
1. При обращении внешнего человека к Богу молитвенные слова подобны резцу, что намечают на грубом камне души черты образа Божьего. Это благая работа, творимая снаружи и мало меняющая человека внутреннего.
2. Когда открывается внутренний человек, то кажущаяся независимость силы и действенности слов от психологии говорящего исчезает напрочь, ибо душа перестает быть подобной грубому и инертному камню; она становится подвижной, тонко настроенной и начинает воспринимать слово, чутко отзываясь и проговаривая его сама.
3. Когда внутренность человека очистится, то его душа может гармонично говорить и петь даже без слов на устах. В этом суть умно-сердечной молитвы.
4. Тонким фарисейством и рациональным магизмом становится мнение о том, что "сила и действие молитвы независимы от психологии говорящего", когда камень человеческой души не размягчается, а так и остается камнем с нанесенными на него штрихами - се сосуд, полный нечистот и ухоженный снаружи. Словесная молитва такого человека - магия, и не слышит ее Господь, и тогда изгнивает душа изнутри, потому что запечатана снаружи.
Можно учиться динамическому постижению смысла молитвы, когда мы не выбрасываем крупички чужого опыта, а находим им соответственное место - предваряющее, если рассматривать вышеприведенное мнение о.Александра, и вводящее в святоотеческое наследие и молитвенный опыт свв отцов. Войдя в опыт свв отцов, мнение о важности невнимательной молитвы следует оставить как уже негодное.
-
Согласен. Отцы говорят, что без молитва без внимания - посмешище для бесов.
-
Alexander, ИМХО "молитва без внимания" подобна формальному "законничеству". При определенных условиях и то и другое может быть полезно, но как правило вырождается...
-
Суть в том, что "молитва без внимания" - обычная молитва для "обычного", т.е. внешнего, человека. И основная проблема, которой озадачены многие, - как пройти от внешнего, чем являются, к внутреннему, которого не знают. И ответ: стучите, и отворят вам. В этом смысле невнимательная молитва подобна сбивчатому стуку, на который когда-то откликнутся. И вот здесь должно случиться самое главное: пройдет ли человек через открывшийся проход или будет молотить словами молитвы дальше, сотрясая воздух и по "невнимательности" не входя, пока дверь снова не закроется, м.б. навсегда.
-
Alexander,
И вот здесь должно случиться самое главное: пройдет ли человек через открывшийся проход или будет молотить словами молитвы дальше, сотрясая воздух и по "невнимательности" не входя
Эта проблематика актуальна и для последующих этапов молитвенного делания.
-
Вот еще неплохая цитата :)
"А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него."
-
Alexander,
И вот здесь должно случиться самое главное: пройдет ли человек через открывшийся проход или будет молотить словами молитвы дальше, сотрясая воздух и по "невнимательности" не входя
Эта проблематика актуальна и для последующих этапов молитвенного делания.
В общем-то, я думаю, что у всех бывало такое, когда невнимательная молитва всё же приводила к тому, что "дверь открывалась". Человек это чувствует, молитва может значительно измениться, может даже стать безмолвным слушанием самого себя. Но если я просто не знаю последующих этапов молитвенного делания, или не готов к ним (внимание сбивается обратно или ещё какие-то факторы отвлекают и разрушают новое молитвенное состояние), что тогда делать?
А то как-то глупо получается, - дверь, действительно, открывается, понимаешь это и даже вроде бы заходишь, а дальше - постоял, посмотрел и вышел обратно. И чего стучался и заходил? :think
-
Igor,
Эта проблематика актуальна и для последующих этапов молитвенного делания.
С одной особенностью: ставки удваиваются.
Alek-Sandr, Но если я просто не знаю последующих этапов молитвенного делания, или не готов к ним (внимание сбивается обратно или ещё какие-то факторы отвлекают и разрушают новое молитвенное состояние), что тогда делать?
Это и есть следующий этап вхождения.
-
невнимательная молитва подобна сбивчатому стуку, на который когда-то откликнутся. И вот здесь должно случиться самое главное: пройдет ли человек через открывшийся проход или будет молотить словами молитвы дальше, сотрясая воздух и по "невнимательности" не входя, пока дверь снова не закроется, м.б. навсегда.
Невнимательная молитва подобна капле, которая точит камень собственной души, и не знаешь - продолбит ли она когда-нибудь этот камень или нет.
А еще она напоминает пульсацию: на миг внимание собирается, а затем снова рассыпается, чтобы через какое-то время собраться опять - на миг.
И ты словно человек, карабкающийся по веревочной лестнице, спущенной из неведомой выси в серую бездну. Лестница раскачивается, а вокруг - мгла, в которой стоит тревожный гул, слышатся чьи-то невнятные голоса, доносятся какие-то вопли, мелькают неясные огни... Срываешься, снова цепляешься, лезешь вверх, и непонятно: сумел ли ты в итоге подняться хоть на ступеньку или же наоборот, опустился еще ниже.
И не знаешь, удастся ли докарабкаться когда-нибудь до той заветной двери, а тем более удастся ли разглядеть ее в серой мгле.
Знания нет, есть только вера - пусть слабая, но вера.
-
Продолжение разговора вынесено в тему: "Головной ум и опускание ума в сердце" - http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1218
-
Прочитал в одном месте слова о молитве замечательного человека и священника, о.Александра Ельчанинова ( http://www.rusoir.ru/articles/date/07/25/ ):
Важна молитва всякая, даже невнимательная. Сила и действие слова независимы от психологии говорящего. Если бранное, грязное слово сквернит и ранит душу произносящего и даже слушающего, то святые слова молитв, даже рассеянно повторяемые, тонкими штрихами покрывает нашу память, ум и сердце и производит над нами благую работу, нам неведомую.
Ниже привожу несколько уровней понимания этих слов.
1. При обращении внешнего человека к Богу молитвенные слова подобны резцу, что намечают на грубом камне души черты образа Божьего. Это благая работа, творимая снаружи и мало меняющая человека внутреннего.
2. Когда открывается внутренний человек, то кажущаяся независимость силы и действенности слов от психологии говорящего исчезает напрочь, ибо душа перестает быть подобной грубому и инертному камню; она становится подвижной, тонко настроенной и начинает воспринимать слово, чутко отзываясь и проговаривая его сама.
3. Когда внутренность человека очистится, то его душа может гармонично говорить и петь даже без слов на устах. В этом суть умно-сердечной молитвы.
4. Тонким фарисейством и рациональным магизмом становится мнение о том, что "сила и действие молитвы независимы от психологии говорящего", когда камень человеческой души не размягчается, а так и остается камнем с нанесенными на него штрихами - се сосуд, полный нечистот и ухоженный снаружи. Словесная молитва такого человека - магия, и не слышит ее Господь, и тогда изгнивает душа изнутри, потому что запечатана снаружи.
Можно учиться динамическому постижению смысла молитвы, когда мы не выбрасываем крупички чужого опыта, а находим им соответственное место - предваряющее, если рассматривать вышеприведенное мнение о.Александра, и вводящее в святоотеческое наследие и молитвенный опыт свв отцов. Войдя в опыт свв отцов, мнение о важности невнимательной молитвы следует оставить как уже негодное.
!!!