Исихазм

Автор Тема: Устремляя око в середину чрева  (Прочитано 117145 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #30 : 23 Июнь 2006, 13:55:37 »
Alek-Sandr,  
Цитировать
но что за зверь сидит в человеке (м-мм, скажем так, в его нижней половине)?

Это одновременно и образное описание неочищенных сил (низовых страстей), которые гнездятся в человеке, и... реальность - личностные (псевдоличностные) существа, которые называются в православии бесами и демонами. По православному учению страсти суть бесы.

Жития некоторых святых красноречиво свидетельствуют о борьбе с ними - именно в животе и его нижней части. Подвижники себя аж в землю закапывали... Неочищенные страсти в сердце образно воспринимаются (и описываются) как змеи. Когда же приходит прозрение на более глубокие страсти, то видно, что у змей этих общее тело - так открывается некий многоглавый дракон. Если ему сшибить одну башку, то вырастает другая, а то и две. Иными словами, борьба со страстями, которые жалят как змеи, на поверхности  - даже на уровне сердца - имеет временный эффект, поскольку их источник и основание не искоренены.

К сожалению, учение о способах борьбы с низовыми страстями утеряно. То, что рекомендовали византийские подвижники начинающим (!), в дальнейшем было забыто. Падение Византии в 15 веке и насильственное прерывание духовной линии нестяжательства на Руси в 16 веке - два страшных поражения для православной традиции исихазма, восстановление которой началось в 19 веке, и третье поражение - безбожная власть века 20-го.

И возникает вопрос: найдутся ли в православии силы и люди, способные - на фоне расколов и общего религиозного кризиса - три поражения обратить в победу?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #31 : 23 Июнь 2006, 14:54:23 »
Юрий-З, у Вас много чего в одну корзину положено...

Нам надо разобраться с православной практикой: незамутнено увидеть традицию, истоки, способы, цели - прежде всего. А уж потом - параллели и пересечения с другими практиками.

Юрий-З

  • Гость
Устремляя око в середину чрева
« Ответ #32 : 23 Июнь 2006, 15:22:51 »
Принимаю Ваше замечание Александр, но с не большой оговоркой. Слишком много слов о простом деле. Я просмотрел бегло многие темы форума и ход обсуждения идет в основном на книжном материале. Даже простой вопрос о месте где уму остановиться в груди во время молитвы обсуждается не на основе прочувствованного, а на основе прочитанного. Я сделал вывод что аудитория такова. Но всеравно обещаю не удаляться в далекие сферы. Ваша спокойная и рассудительная позиция мне по многим вопросам мне нравится и форум и сайт сделаны интересно со знанием темы. Но где же опыт ?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #33 : 23 Июнь 2006, 16:51:19 »
Alexander,
Цитировать
И внизу пробуждается зверь, и начинается такое... что иначе как временное одержание и не назовешь.


Да, это одержание, надо верить, временное, когда входишь, по слову Марка Подвижника, «во внутреннейшие и нетронутые склады». Сравнить можно с болотом: вода тихая и прозрачная, но только вступил… Одного внутреннего напора, ясно, недостаточно. В этой связи меня интересует метод Григория Паламы – совершать умом не прямолинейные, а круговые движения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #34 : 23 Июнь 2006, 17:37:27 »
У Паламы о круговом движении ума говорится так:
ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит. Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо — Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума, — и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ума. Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом. Василий Великий говорит, что «ум, не рассеивающийся по внешнему...» — стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: «...возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит» как бы неким надежным путем. Ведь круговому движению ума, говорит незаблуждающийся созерцатель умопостигаемого неба Дионисий, невозможно впасть в какое бы то ни было блуждание.

Здесь, полагаю, говорится о сознательном действии: ум осознает (видит) самого себя - и по отношению к рассматриваемой вещи себя не теряет. Сие означает, что у ума появляется Центр (или Источник), который глубже и и направляет ум. И тогда сам ум иногда становится способным прозревать Источник, соединяясь с Богом. Поскольку сознательный ум (совершающий круговые вращения) себя не теряет, то и отличает и распознает бесовские действия (мысленного зверя).

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #35 : 23 Июнь 2006, 18:19:29 »
То есть речь идет только о центростремительном движении?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #36 : 23 Июнь 2006, 19:33:51 »
Центробежное движение (без центростремительного) осуществляет ум, потерявший свой источник - обычное состояние внешнего человека, плывущего умом от одного случайного объекта внимания к другому. Центростремительное движение (без центробежного) происходит при собирании ума, отказывающегося от рассматривания вещей. Круговое движение соединяет в себе и центробежное, и центростремительное.

Ум при круговой молитве не теряет своего центра (и всегда к нему устремлен), т.е. видит себя, и при этом видит другое - может двигаться вместе с рассматриваемой вещью, отождествляясь с ней (центробежное движение), но не будучи поглощенным. Центростремительное движение ума - это, конечно, больше, чем рассудочная рефлексия. В этом круговом движении возможен прорыв, когда человеческий ум перестает быть центром - ясным и очищенным, но все же человечьим, - и находит истинный Центр, тогда (в центробежном движении) он приобретает истинное видение вещи.

Вот такие мысли пришли.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #37 : 23 Июнь 2006, 20:28:05 »
Цитата: Alexander
К сожалению, учение о способах борьбы с низовыми страстями утеряно. То, что рекомендовали византийские подвижники начинающим (!), в дальнейшем было забыто.
Не совсем так Alexander. Те самые традиции, в свое время "позаимствовавшие" свои техники (да и учение) у раннехристианских подвижников, во многом сохранили знание об этих методах. Вполне возможно (вероятно), что они внесли "свои" искажения, но... Мне кажется, что разумное и осторожное исследование этих знаний может во многом облегчить восстановление утерянного.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #38 : 23 Июнь 2006, 20:45:12 »
Не знаю, Gior! Возможно, но для подобного усвоения потребуется развитая школа практической молитвы, а современные монастыри на такое вряд ли способны.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #39 : 23 Июнь 2006, 20:54:40 »
Alexander, боюсь что другого выхода просто нет. Если они (как Вы говорите) не способны даже на "расшифровку" загрязненного знания, то что и говорить о восстановлении оного без "шпаргалки"? Хотя, Вы сами неоднократно говорили, что на современных монастырях свет клином не сошелся... Сдешний "контингент" например... :wink:

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #40 : 23 Июнь 2006, 21:32:56 »
Кому такая школа нужна в церковном институте? Обзовут всякими грязными словами, приклеют ярлыки - сценарий веками отрабатывался, - а затем, возможно, воспользуются крохами.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #41 : 23 Июнь 2006, 21:51:52 »
Что-то вы сегодня пессимистично настороены :wink: Ведь мы здесь (по большей части) не об "иституте" говорим...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #42 : 23 Июнь 2006, 22:59:20 »
Имею печальный опыт. "Школа" требует соответственной организации, которая не обязательна при виртуальной деятельности. Или я не прав?.. :)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #43 : 23 Июнь 2006, 23:00:33 »
Любопытное сообщение поставил гость в живом журнале. Привожу его.
----

В чреве сосредоточены центры плотских страстей (блудной внизу, чревоугодия вверху), борьба с которыми особенно актуальна для монахов, отсюда и метод фокуса на пупе распространенный среди монашества 10-16 веков. Способы фокусировки есть разные, например есть трезвенная фокусировка (как способ отстраненного наблюдения и отсечения страсти в самом корне), а есть "разгорячительная" фокусировка, которая приводит к приливу крови и интенсификации работы той психофизической области где фокусируется внимание. Разгорячительный метод дает положительные результаты в области верхнего сердца (и то если применять его в меру), но совершенно не годится в области пупа, где такая практика наоборот разжигает плотские страсти. Именно эту опасность заметили более поздние отцы и стали рекомендовать не спускаться ниже верхушки сердца.

На самом деле область фокусировки вовсе не столь важна как это кажется. В отличие от йоги, в христианстве борьба со страстями направлена прежде всего на более фундаментальные духовные страсти - гордость, эгоизм, тщеславие, которые не имеют привязки к частям тела. Более того, борьба с этими страстями более тонка и иногда идет парадоксальными путями, например использованием плотских страстей против духовных (метод "сталкивания страстей").

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #44 : 23 Июнь 2006, 23:13:13 »
Цитата: Alexander
Имею печальный опыт. "Школа" требует соответственной организации, которая не обязательна при виртуальной деятельности. Или я не прав?.. :)
Не знаю... У меня подобного опыта нет... Но сомнения в необходимости "организации" все-же наличествуют.
Цитировать
На самом деле область фокусировки вовсе не столь важна как это кажется. В отличие от йоги, в христианстве борьба со страстями направлена прежде всего на более фундаментальные духовные страсти - гордость, эгоизм, тщеславие, которые не имеют привязки к частям тела.
Это правильно, но до поры... рано или поздно с телесными "функциями" придется иметь дело... Если до этого "дойдет" конечно и если хватит времени...