Исихазм

Автор Тема: Воображение, чувство и образное мышление  (Прочитано 93561 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Gior  :-) Спасибо...Я думал это духовное озарение-вспышка :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

mirnestranik, утоявшейся терминологии нет :(  Вот и приходится каждый раз специально оговаривать в каком смысле употребил термин  :|

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Это точно :-)...А мне так хочется что бы по полочкам, и к каждой ярлычок :-D
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Я хотел бы затронуть два момента - с позиции опыта.

1. Во (внутреннем) восприятии-видении (есть и внутреннее слышание, и внутреннее осязание, и тд.) можно различить действие (энергию) и образ воспринимаемой вещи. Приведу набивший оскомину пример: свет можно описать и как волну, и как частички-фотоны. Также и восприятие любой вещи - энергийно и образно (почти) одновременно. Ощущения энергийных воздействий носят вибрационный характер. Хочу напомнить, что энергия раскрывается не только в динамике (как поток, наполнение, разворачивание и пр.), но и в покое, и в тишине.

2. Теперь о видении низхождения высокого действования (из сверхобразного мира) в более низкие образные миры. Типы таких низхождений бывают различными, посему здесь только говорю об озарении ума (которое выше интуиции), когда его можно увидеть как бы со стороны. Нахождение в состоянии озарения сопровождается многими переживаниями, которые сложно описать дебелым языком. И вот свет некоего озарения начинает входить в более низкую сферу ума. Такое вхождение ощущается уже потоком (в отличие от "океанического" состояния озарения). Ум, воспринимающий такой поток снизу, становится (локально, в месте восприятия) прозрачно-светоносным. Поток низходящей силы пронзает и раскрывает несколько подлежащих уровней пока не достигнет ума обычного. Вверху это прозрачные зеркала ума, а внизу жесткие рациональные конструкции ума развитого или мутное болото ума неорганизованного. На периферии низходящего потока возникают искажения-завихрения. Малейшая нечистота, малейшее желание и предпочтение - и поток резко сужается и теряет в своем свете и наполненности. В самом же ограничении, вызванном неким искажением, уже проглядывает образ. Чем ниже, тем слабее поток, и накладываемые искажения выстраивают уже не образы, а застывшие гримасы.
---

Нетварная энергия-действование раскрывается энергийно-образно в тварных мирах согласно своему логосу. Тварный мир (напр., ум человека) привносит искаженные смыслы (логосы) и искаженно овеществляет Божии действования в тварных образах.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Нетварная энергия-действование раскрывается энергийно-образно в тварных мирах согласно своему логосу. Тварный мир (напр., ум человека) привносит искаженные смыслы (логосы) и искаженно овеществляет Божии действования в тварных образах.
Но ведь мир создан Богом для человека. Почему же ум человека "привносит искаженные смыслы (логосы) и искаженно овеществляет Божии действования в тварных образах"? Или имеется в виду человек неочищенный?
И как другой "тварный мир" может искажать логосы? Он же тоже Богом сотворен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Да, человек неочищенный и падший тварный мир. Ангельский тварный мир не имеет искажений...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

1. Во (внутреннем) восприятии-видении (есть и внутреннее слышание, и внутреннее осязание, и тд.) можно различить действие (энергию) и образ воспринимаемой вещи. [...] Также и восприятие любой вещи - энергийно и образно (почти) одновременно.
Александр, возможно имеет смысл оговорится, что одновременность (часто) приходит не сразу. Поначалу нередко энергийное восприятие предшествует образному.

Цитировать
Теперь о видении низхождения высокого действования (из сверхобразного мира) в более низкие образные миры.
У-у как Вы поднимаете планку! Боюсь что на таком уровне большинству будет трудно следовать за разговором с позиции опыта... Не боитесь, что опять скатимся в риторику?

Цитировать
Типы таких низхождений бывают различными, посему здесь только говорю об озарении ума (которое выше интуиции), когда его можно увидеть как бы со стороны.
Александр, я понимаю, что задача не из легких, но все же - не могли бы Вы (на правах хозяина ;)) очертить значения терминов? Иначе мы запутаемся во всех этих интуициях, озарениях и прозрениях.

Цитировать
Нетварная энергия-действование раскрывается энергийно-образно в тварных мирах согласно своему логосу. Тварный мир (напр., ум человека) привносит искаженные смыслы (логосы) и искаженно овеществляет Божии действования в тварных образах.
+1 (но не с позиции опыта  :roll: )

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Да, наш мир разорван. Ум внешний, дебело-статический - тот, который любит выдавать себя за традиционный, - воспринимает мир в разрозненных "двумерных" срезах-картинках. Он живет застывшими фантазиями (тупо-образен) и опасается динамики и обновления жизни (энергий). Для такого ума переход от одного типа жизни ( с соответствующим набором образов) к другому (с новым набором) часто осуществляется через катастрофу - крушением старых идолов и созданием новых. Налицо разрыв между динамикой жизни (и энергийным восприятием ее) и застывшим образом (повторю: который выдают якобы за традицию).

Энергийное восприятие опережает образное, и при этом остается за пределами обычного сознания, становясь уделом святых с пророческой харизмой, людей творческого склада и мыслителей.

О планке разговора. Она поставлена, но не обязательно скатываться в риторику... просто принять к сведению.

Об интуиции и озарении сказал Игорь. Ум - в озарении - находится в Нетварном Свете, но пределы самого ума еще не превзойдены. Ум очищен и озарен. Интуитивный ум улавливает лучи озарения, он еще не озарен, но уже предочищен и светел. Здесь мы говорим об уме, устремленном к Богу.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Нетварная энергия-действование раскрывается энергийно-образно в тварных мирах согласно своему логосу. Тварный мир (напр., ум человека) привносит искаженные смыслы (логосы) и искаженно овеществляет Божии действования в тварных образах.
 Вот.А люди восхищаются шедеврами человеческими - а это жалкая пародия Творения. :-)
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

О планке разговора. Она поставлена, но не обязательно скатываться в риторику... просто принять к сведению.
Принимая к сведению и не возражая по сути, хочется пояснить мои опасения: не имея собственного опыта столь высоких материй как переживание сверхобразного мира, но имея желание участвовать в беседе т.с. "наравне", очень легко скатится к жонглированию цитатами и собственными домыслами. А в этой области ИМХО - не катит.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Да, Gior , но хочется повторить уважаемого mirnestranikа и выразить то же желание:
Это точно :-)...А мне так хочется что бы по полочкам, и к каждой ярлычок :-D
Вот и у меня возник вопрос (быть может от чрезмерной тонкости рассуждения Александра я вновь чего-то не понял):
А Св. иконы - это искаженные образы, а творения св. отцов, а сама природа - деревья, цветы, птицы? А те же, упомянутые d'URIMAR fossoris "шедевры"?
Стоит ли говорить о природе тварной как об искаженной? Я все же полагал, что природа всего лишь несовершенна, но не искажена. Искажен, например, образ Божий в человеке, но не сам человек, который сотворен благим Богом, как и вся природа, все творение, которое "хорошо весьма". Ведь и Спаситель дал нам Св. Крещение, т.е. буквально - "омовение", очищение от скврены плоти и духа, а также и второе крещение - покаяние, которое тоже является очищением. В том-то и дело, что никакая тварная сила не может уничтожить или исказить первообраз, т.е. самое существо творения, - потому и грешники мучаются после смерти - поскольку природа неизменима, а грех ей чужд.
Если же говорить о творениях рук человеческих, то вполне допускаю, что великое множество их есть результат благодатного творчества, и они-то - только приближают людей к постижению Божиего промысла (провидения, домостроительства) о человеке, прививают благое, направляют чувства к их возвышеннейшиму применению, упражняют душу в добродетели. И это указывает на то, что свет Победы Креста Христова ярким светом озарил всю вселенную, на то, что Бог действует в мире, совершает спасение, промышляет о мире, обращая даже зло во благо, не говоря уже о добром человеческом, которое Бог освящает Своим благословением. И никакая сила не в состоянии помешать этому Божественному замыслу. И ничто в этом мире не происходит без Промысла Божия. И все - во благо, как бы лукавый не старался - но и он - под властью: "Смерть - где твое жало! Ад - где твоя победа!"
Так что, не тварный мир сам посебе привносит искаженные смыслы, но греховное произволение, больная фантазия, зараженное демоническое восприятие - искажается образ, но никак не естество.
« Последнее редактирование: 18 Май 2008, 18:55:16 от Serge »

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Так что, не тварный мир сам посебе привносит искаженные смыслы, но греховное произволение, больная фантазия, зараженное демоническое восприятие - искажается образ, но никак не естество.
Думаю Вы правы.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Не сам по себе - как инфицированный становится передатчиком и распространителем инфекции, но может быть исцелен.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Так что, не тварный мир сам посебе привносит искаженные смыслы, но греховное произволение, больная фантазия, зараженное демоническое восприятие - искажается образ, но никак не естество.

Позволю себе не согласиться. С грехопадением исказилась и человеческая природа. Само тело первозданного Адама было качественно иным, несмотря на то, что сотворенно оно было из уже имевшегося "животного материала". Конечно, проще принять факт духовно-душевной одебелости человека вследствие грехопадения. Но и тело стало также одебелым. Более того, грехопадение Адама исказило и всю природу Вселенной.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Более того, грехопадение Адама исказило и всю природу Вселенной.
Наверно по этому животные вместо того что бы щипать травку стали жрать друг друга?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.